Нельзя уступать культуру людям, не любящим и не зн

О выдающемся российском дирижере Владимире Федосееве ходят легенды. Любители классической музыки и критики его называют и магом, и волшебником, и явлением в мире дирижерского искусства. Но мне почему-то ближе всего определение «У него – таинственные руки».
И это я ощутил не в переносном смысле слова, когда 8 ноября 2014 года совершенно случайно и неожиданно оказался рядом с великим музыкантом в Курской картинной галерее. Было раннее утро. В галерее недавно открылась удивительная выставка художников разных эпох «Окна». И мы с женой Валентиной решили посмотреть редкую экспозицию.
Вошли в зал. Кроме нас, там было трое посетителей, которых сопровождала девушка с фотокамерой (как потом оказалось, искусствовед Александра Кравченко). Когда мы, осмотрев часть картин, пошли к дальней экспозиции, навстречу нам шли… Владимир Федосеев и его супруга, талантливый музыковед Ольга Доброхотова. Поравнявшись с ними, непроизвольно воскликнули:
- Так вот вы какой!
- Какой? – игриво улыбнулся Владимир Иванович.
- Раннее утро, а вы уже в галерее!
- Как видно, не только мы, но и вы тоже…
На короткой «остановке» мы обменивались отрывочными воспоминаниями. Мы напомнили, что у них в гостях в свое время бывала известная в Курске журналист Татьяна Вишневская (к сожалению, рано ушедшая из жизни), которая опубликовала замечательный очерк о дирижере и его семье. На что Владимир Иванович ответил, что помнит и Татьяну, и ее очерк.
А я, в свою очередь, заметил, что в годовщину смерти Георгия Свиридова написал большой очерк о его жизни и творчестве «Музыкальная совесть России», который студенты изучают в школах искусств и музыкальном училище Курска.
- К сожалению, Георгия Васильевича мало играют и в России, и в мире. Гений, а не играют. Разве что на канале «Культура» можно услышать его произведения. Правда, наш оркестр старается при любой возможности, как говорится, нести в массы гениальную музыку Свиридова, - с грустью заметил дирижер.
- Это мы тоже чувствуем, и спасибо вам огромное за это!
- Собственно, наш оркестр практически осуществил все премьеры оркестровых произведений композитора. А однажды, отдавая мне ноты «Метели», Свиридов как-то даже отстраненно бросил: «Посмотри вот эту безделицу»…
- Выходит вы открыли миру эти волшебные мелодии?
- Получается так. Более того, именно после нашего исполнения «Метели» сам Георгий Васильевич изменил отношение к этому, как оказалось, выдающемуся произведению.
- Мне тоже посчастливилось слушать «Метель» в вашем исполнении,- вспомнил я.
- Очень приятно,- снова как-то по-доброму и открыто улыбнулся знаменитый дирижер.
В 2015  году  Большому симфоническому оркестру имени П. И. Чайковского исполнится 80 лет. Половину из них этим музыкальным коллективом руководит Владимир Федосеев. Он объезди с ним весь мир. А в Швейцарии даже создана Ассоциация друзей БСО России.
Владимир Иванович как-то заметил, что на концерты его оркестра лезут даже в окна. Хотя в начале перестройки залы были практически пустыми. Потому что оркестр лишился своего постоянного, самого демократичного слушателя – студентов, малоимущей интеллигенции, галерки.
И тогда В. Федосеев придумал общедоступный абонемент для Большого зала Московской консерватории. И сразу повалил слушатель. И этот «Общедоступный симфонический абонемент БСО» действует и поныне, почти два десятка лет.
Увы, отношение к классической музыке в современном мире сложное. Ее пытаются приспособить к новым веяниям, втиснуть в прокрустово ложе авангардных течений в музыкальной сфере.
Но такие музыканты, как В. Федосеев, стоически хранят многовековые достижения музыкальной культуры в ее классических воплощениях. Оберегая слушателей от назойливых авангардистов и убеждая их в том, что, скажем, в опере главное – музыкальная драматургия, пение и идеи композитора.
В. Федосеев делает и на российской, и на мировой сцене все для того, чтобы там звучали подлинные М. Мусоргский, П. Чайковский, М. Глинка, А. Бородин, Д. Шостакович, Г. Свиридов…Нельзя уступать культуру непрофессионалам, не любящим и не знающим ее, уверен он.
Не зря же Дмитрий Шостакович назвал Большой симфонический оркестр  «выдающимся ансамблем выдающихся музыкантов».
Прощаясь с дирижером, я попросил его поставить автограф на моем входном билете в картинную галерею.
- С удовольствием, - ответил Владимир Иванович. – И тут же расписался. Потом напомнил, что в этот вечер его оркестр в Курском драматическом театре откроет XV Музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова.
- Да, да, - пробормотал я, зная, что мы даже в течение двух десятков дней до этого концерта так и  не смогли достать билетов – их буквально разметала курская публика в течение  нескольких дней после поступления в продажу.
Зато утешением служит билет в картинную галерею от 8 ноября 2014 года с автографом выдающегося музыканта России и мира Владимира Федосеева.


Рецензии