И, красотою умиленный, зажег вечерние огни

5 декабря 2015 года исполнилось 195 лет со дня рождения великолепного русского поэта Афанасия Фета. В этот же день в селе Воробьевка Золотухинского района, бывшем имении поэта, состоялось открытие дома-музея чародея поэтического слова.
Именно здесь в далеком 1877 году поселился к тому времени уже известный в России поэт Афанасий Фет (Шеншин) с супругой Марией Петровной (Боткиной). Немалыми совместными трудами они буквально преобразили изрядно запущенное имение прежних хозяев. Кстати, по некоторым источникам, Воробьевка уже существовала в XVI веке.
На месте мезонина и чердака надстроили второй этаж. Там нашлось место кабинету поэта, бильярдной, небольшой библиотеке, паре гостевых комнат.
И вскоре обновленный барский дом, возвышающийся на косогоре, каскад прудов, просторный парк, фруктовый сад, ипподром с рысистыми скакунами, живописный фонтан с колодцем, роскошная оранжерея с субтропическими фруктовыми деревьями, цветники с любимыми поэтом темно-красными розами стали местом притяжения немногочисленных, но давних и преданных друзей А. Фета.
Фонтан находился в самом низу, прямо напротив балкона и «подпитывался» водой из находившегося рядом колодца, к которому от дома вела крутая деревянная лестница почти с сотней ступенек.
Особенно притягателен был Темный лес, в котором преобладали дубовые деревья, куда на охоту с приветливым хозяином хаживал сам Лев Николаевич Толстой. В лесу было полно птиц, по берегам прудов селились цапли. Любил здесь посидеть с удочкой и сам барин.
По всему было видно, что новый владелец имения хозяином был рачительным. Не смотря на строгость, с местными крестьянами дружил, часто угощал их по праздникам знаменитым Фетовским квасом, домашней наливочкой, мочеными яблоками, запеченной индюшкой, квашеной капустой, пастилой. И крестьяне отвечали ему глубоким почтением и аккуратностью в служении своему барину Афанасию Афанасьевичу и барыне Марии Петровне.
А ухаживать было за чем. В конюшне содержалось свыше четырех десятков лошадей, два ослика, которых барин вывез из Турции. Кстати, поэт редко запрягал бричку рысаками, чаще ездил на осликах.
Тут уместным будет напомнить, что конное дело поэт знал профессионально, потому что начинал службу в армии именно в кавалерии. Правда, возникает вопрос: почему после блестящего окончания философского факультета МГУ будущий поэтический гений пошел на службу в императорскую армию? Для этого окунемся в его весьма любопытную биографию.
Настоящие его родители в семейном союзе жили недолго. Немецкие подданные Шарлотта-Елизавета Беккер и асессор городского суда Дармштата Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт сочетались браком в мае 1818 года. Через пару лет судьба свела их с русским помещиком, потомственным дворянином Афанасием Шеншиным. Он приехал в Германию подлечиться на водах и остановился у молодой четы Фетов.
И тут неожиданно завязался роман между Шарлоттой и русским помещиком. И не смотря на то, что А. Шеншину было 45 лет от роду, а немка – вдвое моложе и находилась уже на седьмом месяце беременности от законного супруга, они безумно влюбились друг в друга и тайно выехали в Россию.
В имении нового возлюбленного – Новоселки Мценского уезда Орловской губернии – 5 декабря (по нашему стилю) 1820 года и родился немецкий мальчик. Его крестили по православному обряду и нарекли Афанасием. А отцом в метрической книге был записан Афанасий Неофитович Шеншин.
Собственно, отчим и стал настоящим отцом будущего русского поэта. Правда, повенчались супруги два года спустя после рождения сына. И хотя законный отец мальчика Вильгельм Фёт тоже был готов усыновить сына Афанасия, но в итоге лишил его наследства, так и не признав родного сына в завещании.
Однако в России церковь строго следила за внебрачными детьми, тщательно фиксируя в метрических книгах факт незаконного происхождения ребенка вплоть до конца 1880–х годов. «Не дремал» и Государственный Совет.
И подросток почти на сорок лет был лишен фамилии, русского подданства, дворянства, права на наследство, став «гессендармштатским подданным», оставаясь, по сути, без роду-племени.
Впрочем, он оказался волею судьбы во вполне приличной компании: сын Зевса Геракл, покоритель Англии Вильгельм  Завоеватель, основатель романтизма в русской поэзии Василий Жуковский, великий Леонардо да Винчи тоже были незаконнорожденными.
А. Фет-Шеншин пошел служить в императорскую армию потому, что по российским законам, солдату, дослужившемуся до чина старшего офицера, полагалось звание потомственного дворянина. Служить начал кавалеристом в 1845 году. Через полгода получил первое офицерское звание. Потом попал в гвардейский полк под Петербургом. В свободное от службы время  гулял по столице Российской Империи. Там в 1853 году сдружился с И. С. Тургеневым и сблизился с самым популярным в те времена литературным журналом «Современник».
В 1857 году женился на Марии Петровне Боткиной, сестре будущего знаменитого русского и советского врача С.П. Боткина, имя которого до сих пор носит одна из главных больниц Москвы.
Через год А. Фет вышел в отставку, и молодожены поселись в Москве.
И только в 1873 году поэту было возвращено дворянское звание и фамилия отчима – Шеншина. Хотя всегда все свои стихи и переводы он подписывал фамилией родного отца – Фет.
В Воробьевку регулярно наведывались поэт Я. Полонский, писатели Л. Толстой с Софьей Андреевной, И. Тургенев, философ, литературный критик  и публицист Н. Страхов, композитор П. Чайковский. А Я. Полонский привозил сюда всю свою семью.
Сохранился и акварельный рисунок Я. Полонского усадебного дома. Другу юности Якову Полонскому А. Фет даже посвятил стихи:

Спасибо! Музой вдохновенной
Ты мне опять наполнил дни.
Когда, не зная мысли пленной,
Ты вынес, отрок дерзновенный,
Свои алмазные огни.

А я, по-прежнему смиренный,
Забытый, кинутый в тени,
Стою коленопреклоненный
И, красотою умиленный,
Зажег вечерние огни.

Гостей Афанасий Афанасьевич и Мария Петровна любили, всегда встречали тепло и радостно. Река Тускарь в те годы была полноводней, по весне так разливалась, что пойма на огромном пространстве утопала под ее водами. А по осени берега ее были усеяны золотом листвы ольхи, ясеня, лип, дубов, белой акации…
С косогора хорошо просматривалась Курская Коренная пустынь, которая находилась в десятке верст от имения, и во время богослужений здесь слышны были благовесты ее соборов.
И 15 лет, проведенные здесь поэтом, были самыми плодотворными в его творческой биографии. Именно Воробьевке обязаны мы появлением из-под пера А. Фета знаменитого цикла стихов «Вечерние огни». Как считают критики, своеобразного гимна курскому краю.
Хозяин имения в те годы много занимался и переводами классиков европейской поэзии. Особенно античных гениев – Горация, Вергилия, Катулла, Овидия, Тибулла…И в 1884 году за переводы их бессмертных творений был удостоен престижной в России Пушкинской премии. А через пару лет его избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
Софья Андреевна Толстая, большой знаток и поклонница творчества А. Фета, писала, что это «вечно молодая поэзия, для которой нет ни возраста, и нет никаких оков».
О том, насколько легко и свободно лились лирические строки А. Фета, можно судить по его известному всему миру стихотворению:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…

Это стихотворение – одна из вершин лирического жанра всей мировой поэзии. Оно вошло в сборник «Стихотворения А.А. Фета» (1865) под редакцией И.С. Тургенева. Это был третий сборник стихов поэта. А первый - «Лирический пантеон» увидел свет, когда А. Фет перешел на третий курс словесного отделения философского факультета Московского государственного университета (МГУ).
«Шепот…» - образчик так называемой «чистой поэзии». Но этот стих примечателен еще и тем, что в нем - ни одного глагола. И вместе с тем мы ясно чувствуем и удивительную гармонию ритма стихотворения, и движение самого времени.
А время для поэта было наполнено «светлым царством мечты», романтизмом, обихоженным его хозяйкой Марией Петровной Боткиной домом и садом. Всей красотой благословенного уголка древней курской земли. И любовью.
Как подмечали его современники, в лирике А. Фета много абстрактного и мало конкретики – ни характеров, ни завершенных психологических портретов, даже лирический герой был обобщен до предела: ни его социального положения или жизненного опыта,  пристрастий мы так и не узнаем. Но при этом присутствует точность предметных описаний образа Природы, мастерское наполнение его удивительными по сердечным восприятиям деталями. Казалось, поэт знал самые сокровенные тайны Природы.
Наверное, поэтому от его стихов исходит свет добра, исцеления от мирской суеты. И чувствуется, как ему в своем имении и дружеском окружении все было дорого, бесценно и свято. Поэт понимал, как важно ценить и беречь чувство радости. Она, радость, казалось, витала в самом воздухе его бытования. И не случайно каждое его поэтическое слово пропитано нежностью.
Усадьба А. Фета  подводит к пониманию и творчества поэта, и его личности, и увлечений. Стихи его покоряют миллионы почитателей его таланта, мир его беспределен и современен, созвучен нам. Его поэзия спасет нас от трясины времени.
Умер А. Фет в 1892 году. Всего на два года пережила его верная спутница Мария Петровна. Оба похоронены в фамильной усыпальнице Шеншиных при Покровской церкви села Клейменово Орловской области.
И хотя после революции 1917 года в России имя А. Фета редко произносилось в нашей стране, не изучали его ни в школах, ни в  вузах, не переиздавались сборники его стихов и мемуаров, однако тропа в имение  знаменитого поэта не заросла. После почти столетнего ее забвения, она ожила в 1986 году. Ее проторили курские писатели, журналисты, краеведы, педагоги, студенты, проведя в Воробьевке тем жарким июльским днем первые «Фетовские чтения».
И с той поры в течение трех десятков лет в начале июля собираются любители изящной словесности, артисты курских театров и областной филармонии, фольклорные ансамбли, студенты и школьники, ученые вузов, педагоги, журналисты…
И на протяжении нескольких часов на фоне огромного портрета А. Фета у открытого микрофона сменяют друг друга стихи, песни, танцы, костюмированные представления о жизни поэта и его друзей.
Сначала под открытым небом. Потом появились навесы и пластиковые стулья для несколько сотен человек, импровизированные торговые точки, в том числе и по продаже книг курских авторов.…
А у истоков этой человеческой реки истинных почитателей творчества  знаменитого земляка стояла обыкновенная учительница школы-интерната, которая располагалась с 1965 по 2009 год как раз в этом самом барском доме, - Антонина Семеновна Яковлева. Она стала возрождать память об Афанасии Фете еще с 1978 года.
А ее коллега, известный в  округе краевед из Гремяченской школы Золотухинского района Василий Тихонович Волобуев еще раньше, в 1955 году, начал записывать воспоминания тех, кто помнил и знал знаменитого поэта. И их общими усилиями в 1986 году, на Фетовских чтениях в Воробьевке открылась комната-музей Афанасия Фета.
Затем отыскались и потомки великого поэта. Хранительница музея А. Яковлева встречала желанных гостей из США, Франции, Финляндии, из подмосковного города Королева…Родственник поэта из США привез серию бесценных фотографий 1913, 1916 годов, когда имение поэта еще не тронули разруха и запустение.
Увы, после революции Советы попросту использовали имение как обыкновенные хозяйственные постройки. Какие только службы здесь не размещались! Сельский клуб, контора сельского совета, магазин, общежитие, машинно-тракторная станция района, колхозный птичник, наконец, школа-интернат. А в войну немцы приспособили имение под свой штаб.
И вот началась новая история благословенного уголка соловьиного края России. Как показали торжества 5 июля 2015 года, количество верных друзей Афанасия Фета возросло многократно. И этому во многом способствовали совместные усилия Комитета культуры Курской области и регионального отделения Союза писателей России, Курского государственного университета.
Я видел, как свыше десятка автобусов бесплатно везли в Воробьевку всех желающих от Курского городского Дворца пионеров и школьников (в одном из них прибыл в Воробьевку и я со своими друзьями). Около сотни личных автомашин припарковались на окраине деревни, куда, к слову, от Курска  проложен надежный асфальт.
И люди не были разочарованы. По проекту реставрационных работ Ольги Рыжко силами администрации области, многочисленных благотворителей Дом  А. Фета предстал перед взором участников Фетовских чтений во всем великолепии: отреставрирован, покрашен в те же цвета, что и во время жизни там хозяина. Начаты отделочные работы и внутри здания. А на первом этаже размещена экспозиция, рассказывающая о ходе реставрационных работ, и о тех, кто внес благотворительные взносы на это святое дело. И это всего лишь за пять лет.
Во многом благоустроена и территория имения. И хотя знаменитый фетовский фруктовый сад предстоит возродить заново, но уже отстроен и действует колодец на склоне холма, беседка, к левому берегу Тускари ведет надежная лестница. Деревья выбракованы, кустарники подстрижены. На полянках вдоль прудов можно было видеть семейные хороводы, слышать песни.
А изюминкой праздника, несомненно, стал удивительный набор открыток «Афанасий Афанасьевич Фет: «Жизнь моя – самый сложный роман», выпущенный Комитетом по культуре области и Курским областным краеведческим музеем по вполне доступной цене.
В наборе всего лишь 12 цветных открыток. Но ее составитель В.А. Жабина столько мастерства и любви вложила в подбор фотографий из фондов Фетовского музея, снабдив каждую самыми известными выразительными стихами поэта, что ее работа достойна самых высоких похвал. Это, можно сказать, целая поэма в красочных открытках о жизни и творчестве великого мастера поэтического слова.
Мы в тот день покидали Воробьевку с чувством акварельной нежности природы, ее окружающей, душевной светлости и надежды на новые встречи с этим благословенным уголком земли курской. Который, наверняка, станет культурно-просветительским центром соловьиного края.
.





Рецензии