Любить надо сердцем

В этом сборнике художественных миниатюр – все своеобычно: и заглавие, и стилистика, игра света и тени, образный ряд и вполне соразмерная повествованию доля здорового юмора.
Автора знаю лет двадцать. Вместе с Александрой (мне привычнее – Шура) не один год заседаем в президиуме Курского союза журналистов, стоим на страже журналистской этики региона. Даже «тусовались» на VIII съезде Союза журналистов России в Москве.
Всегда с удовольствием читаю в «Городских известиях» обстоятельные, без намека на пафос материалы Александры Черных о самых разнообразных сторонах нашей не всегда ладной жизни. Или, как она выразилась в этом сборнике, «общежУтия».
И вдруг – «Многоточие». Прочитал залпом. Тридцать три новеллы – это заметный срез наших чувств и бесчувствия, благородства и измен, радостей и печалей…
Безусловно, все это из того арсенала журналистских наблюдений, которые накопились в страдающей душе газетчика за десятилетия «копания» и «дна», и «вершин» жизни, постижения людских судеб, превратностей нашего бытия.
Автор в «карман» за словом не лезет. Человек прямой по стилистике своего поведения, А. Черных уже в первой новелле дает нам понять, что и не собирается скрывать самую «страшную» тайну своей натуры: в ней одновременно живут два человека – адвокат и прокурор. И каждый из них пытается перетянуть ее на свою сторону.
Что и говорить, заявка серьезная. И литератор во всех новеллах свидетельствует: защитник и обвинитель сидят не только в ней, но и в каждом из смертных. Потому что всякого человека бросает то в жар, то в холод; то в любовь, то в ненависть; то в щедрость, то в жадность; то в зависть, то во всепрощенчество…
Чем подкупает «Многоточие»? Прежде всего, тонким авторским чутьем, литературным вкусом, умением на довольно скромной творческой территории передать целую гамму чувств, многогранные оттенки жизни.
Один из современных российских публицистов как-то задался такими вопросами: «Почему у нас кулаки развиты лучше, чем сердца?...Почему язык почти беспрестанно говорит, а душа молчит?...Почему так трудно стало любить и так легко враждовать?»...
Мне кажется, курский журналист Александра Черных в своей тоненькой книжке сумела дать вполне убедительные ответы на эти в обще-то извечные вопросы. И один из ответов прост, как правда: чтобы человек чувствовал себя комфортно в этом мире, нужна цепная реакция добра.
В сущности, в современной прозе как раз и недостает любви, простых и  ясных человеческих отношений: как живет «царь природы», куда стремится в отдаленной перспективе и куда движется на данном отрезке времени. И осознает ли он, что жизнь пролетает без эскизных набросков и черновиков – набело! И помнит ли о конечности своего пути?
Уже в самих названиях новелл А. Черных дает нам понять, что у нее непростой жизненный опыт, и что каждая судьба – сочетание множества жанров – и драм, и комедий, и детективов… «Боль», «Едкий дым», «Женский день», «Звонок из прошлого», «Избавление», «Когда мамы плачут», «Стена», «Экс-любимый»…Краткость в названиях – тоже стилистика автора.
Да, в сборнике преобладает быт, картинки с натуры. Но ведь быт – основа основ нашего существования на грешной земле. Он определяет и отношения между людьми, и направления в искусстве, литературе. Даже войны несут в себе бутовую природу. Ради чего воюют? Чтобы стать богаче, сильнее, независимее, прирасти землями и ресурсами… А это те же самые признаки быта.
Так что бытописание – вполне достойное и благородное занятие для пишущей братии. А в «Многоточии» А. Черных тот самый случай, когда над бытием возвышается литературное мастерство. Во внешне неспешной повествовательной основе – проявление сильных эмоций. И чтобы объяснить плотность чувств (а в книге она очень высокая) на каждую строку текста, тут обычная логика не годится. Здесь, скорее, надо вспомнить широко известное положение, что в искусстве первенствует слово и музыка. Как, впрочем, и в любви. А, читая А. Черных, понимаешь, что настоящую любовь не перевесит даже целый мир, потому что Она сродни Вселенной («Весы»).
В этой пронзительной новелле повествуется о трагедии в молодой семье. Жена при родах умирает, а дитя нарождается. Одна женская душа – там, в вечных мирах, а другая – здесь, на руках безутешного отца.
Концовка этой миниатюры буквально рвет читательское сердце: «Спазм сжимает горло. С этой минуты – он отец! Но и  вдовец - тоже…. Два чувства смешиваются в одно, которому пока нет названия. Разрушился мир. Из семицветного стал черно-белым. Надолго. Может быть, навсегда…».
И такие щемящие ноты звучат в большинстве новелл. В них – сгусток несбывшихся надежд, невысказанных слов, не проявленных до конца чувств.
В этом плане показательны «Женский день» и «Когда мамы плачут». Здесь автор удачно использует природный фон для более рельефной прорисовки мгновений жизни и людских судеб. Нередко действие происходит в тесном соприкосновении с деревьями, цветами, ароматами разных времен года…
А в целом все подчинено одному простому желанию – человеческому теплу и дружескому участию. И чтобы родной человек подавал не только знаки любви, но и то, что Она ему нужна, что Он о ней помнит. И не только по праздникам, а на протяжении всей быстротекущей жизни. Когда ты осознаешь, что молодость штука коварная, а счастье – в верности одному мужчине, который «понимает тебя по движению рук, повороту головы, улыбке, шелесту ресниц» («Он, она и вино»). 
Да, перед Временем мы, по сути, беззащитны («Когда мамы плачут»). Оно то тянется, словно старая кляча, то мчится, как пришпоренный скакун. И всегда невпопад…
 Так и жизнь проходит, и дети растут, и круг жизни, вроде, замыкается. Но вдруг Время делает крутой вираж и сворачивает на спираль, давая нам сигнал, что у жизни нет конца…Только душа остается в потемках. Потому что ни от себя, ни от прошлого убежать невозможно.
Собственно, А. Черных и не пытается никуда бежать. Она всего лишь искренне мечтает и ищет того, с кем можно было бы улететь на другую планету.. Однако ее героиня, увы, чаще страдает от одиночества или от неразделенной любви. Впрочем, и герой тоже нередко остается в «ужасающей пустоте».
Здесь стоит обратить внимание на миниатюру «Экс-любимый». В ней наиболее полно реализуется литературный прием автора: рубленая фраза, сжатая, как пружина, строка; невероятная плотность чувств и внутренних борений героя. И, что особенно важно, стремительное развитие сюжета.
С героем этой миниатюры мы практически проводим целый день. Следуем за ним повсюду и постоянно опускаемся в пустоту. Она кругом: на улице, в столовой, в офисе, в курилке, в транспорте, в вечернем воздухе…Всепоглощающая, всюду проникающая, ужасающая пустота. Именно в этот день она достигла апогея: ровно месяц, как от него ушла любимая…
И автор без особых философских изысков подводит нас к мысли, что пустота была не вокруг, а внутри человека. Вот, собственно, что страшнее всего. Как и стена, возводимая тоже самим человеком между ним и остальным миром («Стена»).
Александра Черных со всей публицистической страстью заклинает читателя – не превращайте ссоры, неудачи, испорченное настроение, неприятности на работе в кирпичи для возведения барьера между собой и миром, каким бы он ни был на данном отрезке времени для вас неприемлемым и чуждым. Ибо настанет час, когда по ту сторону этой стены на ваш стук уже никто не ответит.
Бойтесь и стены, и пустоты. Они чаще всего бывают рукотворными.


Рецензии