О датах в жизни А. В. Суворова

          (К версии о времени и месте рождения Александра Суворова)

      Недавно руководитель информационно-аналитического центра общественной организации «Московские суворовцы» В. Саулкин по сети Интернета распространил статью «Русский архистратиг Суворов.24.11.1730-18.05.1800». Очень интересная и нужная статья – обоснование  предложения о прославлении Александра Суворова в лике святых Русской Православной Церковью (были и ранее такие предложения, но пока не получили развития).    
     Он пишет, что Александр Васильевич Суворов - величайший из русских полководцев, что в этом не сомневается ни один человек. Но, утверждение о том, что Суворов достоин прославления в лике святых Русской Православной Церковью, вызывает иногда недоумение. Да, говорят, Суворов великий    полководец, но - святой?
      Всем хорошо известно, что Александр Васильевич был глубоко верующим православным христианином. Никто не спорит и с тем, что победы, одержанные Суворовым, часто кажутся небывалыми, чудесными, что многое, совершенное суворовскими чудо-богатырями, явно превосходит человеческие силы и возможности. Благочестивый полководец, с молитвой побеждавший врагов - с этим, пожалуй, так же согласны все.
      Но не будем забывать, что, принимая решение о канонизации того или иного человека, Церковь учитывает такие факторы, как молитвенное почитание его народом и совершаемые по этим молитвам чудеса. И то, и другое во множестве имело и имеет место в связи с Александром Суворовым. Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит». Грехи искупаются покаянием и скорбями. И то и другое присутствовало в жизни Суворова, как присутствовало и в жизни таких грешников, ставших святыми, как Мария Египетская, Моисей Мурин и многие другие.
        Личность Александра Суворова представляет редкое явление, особенно в современном ему русском обществе. В малорослом, хилом и невзрачном мальчике трудно было предугадать будущего великого полководца, пробившего себе дорогу к высшим воинским званиям и почестям не силой могущественных связей, а только своими личными дарованиями и железным характером.
      Поэтому, в наши дни, мы все же считаем возможным надеяться на прославление в лике святых Александра Васильевича Суворова. Прошедшая недавно конференция Пензенской РОО «Суворовец», посвященная Суворову, поддержала это предложение. Но к этому историческому событию уже сейчас надо серьезно готовиться.

      Поэтому  удивляет уже первая строка этой статьи. Виктор Саулкин указал даты рождения и смерти Суворова  - 24 ноября 1930 - 18 мая 1800. Похоже, что указаны даты по «новому стилю».  Но откуда взяты такие даты? Даже с простой арифметикой что-то неладно.   А ведь статья наверно пошла по всей России, ее будут читать, на нее будут ссылаться. Эти же даты он повторил и в другой, более поздней, своей статье.

      Известно, что  13 ноября «старого стиля» в семье прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Василия Суворова и его молодой жены    Евдокии (Авдотьи) родился сын Александр. А дальше следуют многолетние загадки и различные версии о времени и месте его рождения, поскольку год  и место его рождения  достоверно не известны. И как это не удивительно, в этом повинен и сам Александр Васильевич Суворов.
       В XX и XXI веке в России используется новый (гражданский) стиль исчисления времени происходящих событий. В календарях, в периодических изданиях и русская Православная Церковь стали указывать  двойную дату событий.
         Григорианский календарь  (западно-европейский) — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца.  Продолжительность года принята равной 365,2425 суток. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года, взамен прежнего юлианского.  В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла 10 дней. Однако эта разница увеличивается из-за разного количества високосных годов. В григорианском календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным, и сегодня разница между календарями составляет 13 дней (Материал из Википедии).
      В России (на территории, находившейся под контролем Советской власти) григорианский (западно-европейский) календарь был введён Декретом  Совнаркома от 26 января 1918 года, согласно которому «Первый  день после 31 января сего года считать не 1-ым февраля, а 14-м февраля, второй день – 15-м и т.д.».
      В странах, которые приняли григорианский календарь часто указывают две даты — по «старому» юлианскому стилю, который использовался на  момент события, и, в скобках, по «новому» григорианскому календарю (новый стиль).  Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на «новый стиль» следует руководствоваться текущим правилом пересчёта (+13), указывая  двойную дату: по «старому» и «новому» стилю, то есть с разницей в 13 дней от даты конкретного события (по Декрету установлено: 1+13 = 14 февраля).
         Неужели В. Саулкин об этом ничего не слышали и не знаете?

      Граф  генералиссимус Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1729 года и скончался 6 мая 1800 года.  Эти дни рождения и смерти Суворова (по старому стилю) ни у кого сомнения не вызывают.
      Вот и считаем.  В. Саулкин указал день рождения А.В. Суворова -  24 ноября по «новому» стилю. 24 ноября - 328-й день года (329-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 37 дней. В XX и XXI веках это соответствует 11 ноября юлианского календаря (24 - 13 = 11), т.е. получается, что день рождения Суворова - 11 ноября? А фактически он отмечается 13 ноября «старого» стиля или 13 + 13 = 26 ноября «нового» стиля.
      Далее он пишет, что день смерти Суворова 18 мая 1800 года. Однако, при переводе на «старый» стиль получаем   18 - 13 = 5, т.е. 5 мая?  А фактически он отмечается 6 мая «старого» стиля или  6 + 13 = 19 мая «нового» стиля.
      Кроме того, ошибка (разница в днях) у В. Саулкина составляет:  в день рождения Суворова 26-24 = 2 дня, а в день смерти 19-18 = 1 день! И такая (мягко говоря) недостоверная информация распространяется по всей России! Как все это допустимо в Информационно-аналитическом центре серьезной организации  - «Московские Суворовцы»? И пишет статьи ее руководитель!
      Итак, исходя из изложенного, следует считать и отмечать дату рождения Александра Суворова 13 ноября (по старому стилю) или 26 ноября (по новому стилю),а день смерти - 6 мая (по старому стилю) или 19 мая (но новому стилю).

       Однако в печатных изданиях встречаются и другие даты. Видимо их авторы путают день рождения человека и его именины или день Ангела. Бывает, собираются люди отмечать день рождения кого-то, но говорят: «Поздравляем именинник!».
     Именины - день памяти святого, имя которого было дано христианину при крещении. Исключение составляют монашествующие, которые отмечают именины в день памяти святого, имя которого было дано им при по;стриге. День Ангела - во многих случаях иное название именин, хотя так могут называть день крещения. После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребёнку или крещаемому взрослому, становится его небесным Покровителем. Ребенок получает крестных (восприемников) – крестного отца и крестную мать, которые несут большую ответственность за воспитание и судьбу своего крестника. Принято, что крестные отец и мать должны сделать крестнику подарок, более значимый, чем подарки от остальных гостей. Считается, что все предметы, подаренные ребенку при крещении, становились оберегом ему и его семье.
       Как определить день именин – этим вопросом задаётся каждый человек,  хоть раз подумавший о смысле своего имени. День именин – это не праздник имени – это день памяти святого, в честь которого был назван родившийся человек. Как известно, на Руси имя ребёнку давалось по святцам – церковному календарю. За годы атеизма в России смысл традиции крещения забылся – теперь ребенку сначала дают имя, а затем он, уже вырастая, ищет церковный календарь, чтобы узнать, когда же день его Ангела, его памяти, когда праздновать именины.
        Раньше на Руси именины считались более важным событием, чем день рождения. Это торжество отмечали с большим размахом – приглашали гостей, устраивали танцы, дарили подарки, пекли каравай. Именины сегодня, к сожалению, уже менее распространённый праздник, со временем он утратил свою популярность. Тем не менее некоторые православные семьи сохраняют традицию отмечать день Ангела.
        Суворов при крещении наречён был  Александром. Русская Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Александра Невского 30 августа (старого стиля, в день перенесения его мощей в Санкт-Петербург) или  12 сентября (по новому стилю)и  23 ноября (старого стиля, в день погребения его во Владимире) или  6 декабря (по новому стилю). Следовательно, первый день Ангела, следующий за датой рождения Александра Суворова, т.е. его «большие именины»,  будут: 23 ноября (старый стиль) или  6 декабря (новый стиль). Даже эти даты не совпадают с указанными в статье.

         Более сложные вопросы возникли с годом рождения Александра Суворова. Так, в 1-м (1946) и во 2-м (1956) изданиях Большой Советской энциклопедии в статье «Суворов» указана только одна дата - 1730 год. А в последнем издании БСЭ (1976) прочтём, что великий полководец родился в 1729 или в 1730 г. Советская историческая энциклопедия (1971) уверяет читателей, что Александр Суворов родился в 1729 г.
      Метрическое свидетельство и церковная запись о дате и месте рождения  Александра Суворова не сохранились. Долгое время в русской исторической литературе почти не поднимался вопрос о времени его рождения. В то время биографы считали правильной дату рождения 13 ноября 1729 года, как она была обозначена на гробнице Суворова в Александро-Невской лавре. 
         «Год рождения Александра Васильевича Суворова точно неизвестен, - писал А.Ф. Петрушевский, один из лучших биографов Суворова, - Большая часть его историографов принимают 1729 год, который обозначен и на его гробнице». Однако,  потом писавшие о нём историки в своих сочинениях начали указывать на 1730-й год, как на «установленную дату рождения Суворова». Достаточно подробно различные версии о дате рождения Александра Суворова рассмотрены в различных статьях. Согласия нет.
    Следовательно, надо искать ещё дополнительные, косвенные факты и события, подтверждающие дату рождения Александра  Суворова - 1729 год.
    Появились сведения, которые не были известны А.Ф. Петрушевскому и другим историкам. Например, А.Е. Гутор пишет, что в начале июня 1941 г. группа пионеров Бауманского детского дома культуры обнаружила в Московском областном архиве “Исповедальные книги” церкви Николы Чудотворца за 1741-1745 гг. Книги содержат следующее записи:
     1. По книге за 1741 г., среди других исповедовавшихся значатся: лейб-гвардии Преображенского полка поручик Василий Иванович сын Суворов 33 года, жена его Евдокия Федосеевна 30 лет, сын их Александр 12 лет.
     2. По книге за 1745 г. - прокурор Василий Иванович Суворов 37 лет, сын его Александр 16 лет (мать умерла в 1744 году. Прим. А.Б.)..
    Точных дат - дня и месяца записей - в книгах помечено не было; но можно думать, что обе записи сделаны в период 15 ноября - 24 декабря (так называемый Рождественский пост). Из записей устанавливается, что Александру Суворову в 1741 году было 12 лет и 16 лет в 1745 г., другими словами, что он родился в 1729 г.
      Исповедью называют процесс, при котором человек отрекается от своих грехов в пользу Господа и спасения своей души. Таинство исповеди -  это процесс, при котором наибольшую роль играет воля самого человека. Именно он принимает решение о том, измениться ему или нет, он решает вопрос о том, прийти к Господу и при свидетеле (священнике) покаяться в своих грехах и неправильных поступках или же нет, отречься от таких деяний и не совершать их в будущем или оставить все как есть.
    Часто можно услышать вопрос о том, когда и как исповедоваться в церкви в первый раз? Служители церкви отмечают, что первая исповедь должна быть проведена по достижению ребенком 7-10 лет. Принято считать, что все содеянное до этого периода уже искуплено Христом. Это событие связывают с их осознанным вступлением в лоно церкви. Первому причастию предшествует первая исповедь. Именно такой возрастной рубеж называют периодом ответственности и осознания. Говорят, что с этого момента младенец переходит на новый этап – отрока. Ему уже присуще понимание значения и последствий своих поступков. Именно поэтому рекомендуют и провести исповедь в таком возрасте.
     Однако,из этого первого исторического документа об Александре Суворове, возникает вопрос – почему первая исповедь Александра была осуществлена только в 12 лет, а не ранее. Можно предположить, что до этого возраста его с матерью Евдокией не было в Москве. Ведь все биографы и историки утверждают, что детские годы Александр провёл в деревне, в имении отца. Опять вопрос – где, в какой деревне?
Далее, в документах лейб-гвардии Семёновского полка, в который записан был солдатом Александр Суворов, в формуляре  от 25 октября 1742 года записано, что « … отроду ему 12 лет и было это записано по словам самого Суворова»  (то есть подтверждена дата рождения — 1729 год).
        Биограф А.Ф.  Петрушевский пишет, что «в 1722 году Василий Суворов (отец Александра. Прим. А.Б)  поступил денщиком к Государю, при Екатерине I  выпущен в Преображенский полк сержантом  (т.е. не ранее 1725 года. Прим. А.Б.), два года спустя пожалован в прапорщики, а в 1730 году произведён в подпоручики».  Карьера его резко затормозилась после воцарения в 1730 году Императрицы Анны Иоанновны. В послужном списке (формуляре) Василия Суворова также написано, что 16 февраля 1730 года он был пожалован в подпоручика лейб-гвардии Преображенского полка и только  27 апреля 1737 года — в поручика.  Из обоих документов следует, что Василий Суворов с 16 февраля 1730 года был уже подпоручиком! Но никто из историков этого факта почему-то не замечает и никто не пишет, что «в ноябре 1730 года у подпоручика родился сын»! Следовательно, опять -1729 год. Есть еще много других свидетельств в пользу 1729 года.
  Иногда ссылаются на автобиографию, написанную со слов Суворова и его записку. Но ему в это время было уже за 60. Ведь даже в собственноручно написанной записке он допустил ошибки в годах рождения своих сестер! Из этих документов тоже следуют разные годы его рождения. Можно ведь допустить, что пожилой человек, 60-летний Суворов ошибался! А спросить ему уже было не у кого. Не будем его судить строго за ошибки.
 
   Не указал Суворов нигде и места своего рождения. Появилась, предположи-тельно – Москва. Но все историки пишут, что ранние детские годы он провел в селе, в имении отца. В каком, где? Версий немного. Имений у отца Василия было несколько, но нет никаких, даже косвенных, свидетельств о рождении Александра именно в том или этом имении. Я имею честь предложить еще одну версию о месте его рождения, основанную на анализе, на сопоставлении косвенных, но факти-ческих данных. В ней утверждается, что Александр Суворов родился 13 (26) ноября 1729 года в селе Маровка Мокшанского уезда (с 1901 года село Суворово Лунинского района) Пензенской области. Версия уже опубликована.

    Поскольку речь идет об очень серьезном деле - о прославлении Александра Суворова  в лике святых Русской Православной Церковью, то необходимо принять, согласованное с русской Православной Церковью, решение о времени и месте рождения Суворова. Ведь они будут определять - когда и где возносить и славить имя святого Александра Суворова!               
                Балакшин Александр Борисович


Рецензии
Так на надгробии было написано: ".../скончался 1800-го года Маѩ 6-го"

Александр Жаворонков   21.11.2021 00:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.