Головокружение от успехов

(Мы прошли сБп с одним из разборов восемь глав книги Судей, спохватился, что здесь ничего не выкладывал. Вот конспект по восьмой главе)


8:1-3: Гедеон и ефремляне

После того, как предыдущие судьи спасали Израиль, обычно указывался период, в течение которого в стране был мир, и больше ничего не сообщалось. Но Израиль идет по нисходящей спирали. Здесь периоду после победы посвящается не один стих, как раньше, а целая глава. Народ отступает от Бога не после правления судьи, а во время его правления. И правление это имеет изъяны. Рассмотрим их.

Одна из особенностей истории Гедеона: до сих пор все победы совершались судьями в один прием, они были односерийными – раз и все. А в истории Гедеона – раз и не все. И вот на этапе «и не все» у Гедеона происходит прокол, точнее, речь не о единократном проколе, но об их серии – судья движется вниз по нисходящей параболе.

8:1 Ефремляне ссорятся с Гедеоном. Вряд ли они пришли бы ему помогать раньше – это сильное и независимое колено, а Гедеон – из слабого и незнатного рода. Они бы не захотели иметь такого руководителя. Ефремляне недовольны сейчас тем, что от них ушли лавры победителей.

Поведение ефремлян подтверждает то, что сказал Бог в предыдущей главе, сокращая отряд Гедеона: евреи могли начать хвалиться. Ефремляне досадуют, что им нечем хвалиться.

8:2-3 Гедеон отвечает дипломатично и уважительно. Мы могли бы похвалить его за такое смирение и миролюбие, но следующий раздел показывает, что не эти качества побудили Гедеона так себя вести. Дальше он попросил жителей Сокхофа и Пенуэла помочь ему, но те отказались. Гедеон еще не захватил вождей манианитян, т.е. те могли набрать новые войска, победить Гедеона, а потом наказать тех, кто ему помогал. Ефремляне ругались – почему Гедеон их не позвал. Но вот он зовет других израильтян, и те не отзываются. Каждый сам за себя. Вокруг одни мастера махать кулаками после драки.


8:4-17: Гедеон и жители Сокхофа и Пенуэла

Руководителей Сокхофа и Пенуэла можно понять. От них требовался шаг веры. Хотя костяк армии мадианитян и был разбит, их все равно оставалось более чем в сто раз больше, чем воинов в подчинении у Гедеона.

Ситуация в чем-то напоминает случаи, когда во время Второй Мировой войны некоторые помогали евреям – с прямым риском для своей жизни и для жизни членов своей семьи. Только здесь речь идет о помощи своим соплеменникам. И все равно, понять этих людей можно.

Но. Когда ты герой, тебе чудесно помог Бог, а перед этим Бог очень хорошо подготовил тебя к этому чуду (а Гедеона Бог готовил именно что последовательно и обстоятельно) – нельзя требовать героизма и жертвенности от других, кто не прошел твоим путем, кто находится в других условиях, с кем Бог трудится иначе.

Жителям Сокхофа и Пенуэла Гедеон отвечает совсем не так, как ефремлянам: «за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками» (ст.7 и 9).

Это показывает, что он был так дипломатичен с ефремлянами не потому, что не хотел ссориться с ними, а потому, что не мог. Он не ввязывается в конфликт с сильной частью Израиля, но мстит жителям отдельных (видимо, не сильных) городов.

Еще это демонстрирует, что он забыл урок сокращения отряда до 300 воинов. Его раздражение на Сокхоф и Пенуэл показывает, что он считает себя достойным получить почести за свои достижения. Он не говорит что-то вроде «Я понимаю, что трудно поверить в то, что я смогу победить мадианитян, но Бог уже сделал один раз чудо через меня, Он может и дальше помочь мне. Не смотрите на мою силу, подумайте о Божьей силе».

В 8:14-17 описано, как Гедеон наказывает тех из своего народа, кто не помог ему. Гедеон – первый судья, который после решения вопроса внешних врагов расправляется со своими личными врагами из числа соплеменников и единоверцев. Это первый судья, устраивающий репрессии в своей стране, убивающий и наказывающий своих ради упрочения своей власти.

Мы можем наблюдать за динамикой изменения характера Гедеона. В начале истории, во время разговора с ангелом, он ведет себя неуверенно. Потом, при получении новых и новых знамений, его вера в Бога, уверенность и смелость растут. Пик его послушания и посвящения Богу – вторая половина седьмой главы. Однако в восьмой главе мы видим, что Гедеон не цементируется в этом состоянии духа. Он начинает вести себя как политик – мягко и льстиво с сильными, заносчиво и дерзко – со слабыми.


8:18-21: Гедеон и цари Мадиамские

Стихи 18-19 добавляют новую информацию. Мадианитяне убили братьев Гедеона. Возможно, он гнался до сих пор за этими князьями не для того, чтобы завершить Божье дело, но чтобы отомстить за своих братьев.

Еще деталь: он велит своему сыну (похоже, еще не взрослому мужчине) убить мадиамских царей. Таким образом, он не вершит Божий суд, но явно мстит им и унижает их: смерть от руки юноши или подростка считалась позорной.

Став успешным человеком, Гедеон испортился. Первая половина его истории (главы 6 и 7) – это история укрепления веры и вознесения. Вторая половина (глава 8) – история падения героя, которому успех вскружил голову. И вот вехи или этажи этого падения (и здесь же – предупреждения современным руководителям):

• Гедеон не упоминает о том, что только что одержал победу исключительно благодаря Богу. Он не говорит как верующий человек. Он мог бы сказать: «Да, триста голодных и уставших мужиков – это не похоже на ударный отряд для ведения блицкрига. Но нам уже один раз помог чудесно Бог, верим, что и сейчас поможет». Из-за успеха мы можем забыть о том, что получаем все по Божьей милости, можем приписать достижения себе и своим способностям, можем забыть о благодарности Богу.
• Гедеон прекращает молиться Богу, искать Его воли, поклоняться Ему. В последний раз Гедеон поклонился Богу в 7:15. Это время, когда он явно сознавал свою слабость и ожидал помощи от Бога. В Суд.8 это время прошло. На волне успеха Гедеон поверил, что причина этого успеха – в нем (хотя вкрапления правильной риторики еще у него были). Если мы перестаем поклоняться Богу – это уже тревожный звоночек.
• Полторы главы посвящены описанию того, как Бог терпеливо укреплял веру Гедеона, но в восьмой главе нет даже нескольких стихов о том, как Гедеон укреплял бы веру жителей Сокхофа и Пенуэла. Он сразу грозит им расправой (а потом и осуществляет ее при первой возможности). Гедеон не обращается с ближними так, как Бог обращался с ним. Если мы нетерпимы к чужим слабостям и забываем о том, сколько Бог сделал для того, чтобы вознести нас – мы уже на пути Гедеона.
• Борьба с мадианитянами превращается в глазах Гедеона из служения Богу, из исполнения прямо открытой воли Божьей в личный проект, в поход с целью мести за своих братьев и решения вопроса своего будущего положения на социальной лестнице. Мы можем начать использовать служение для личного продвижения в обществе.
• Еще одно искушение руководителя, о котором просто кричит история Гедеона – опасность начать заискивать перед сильными (ефремляне) и причинять боль сравнительно слабым (жители Сокхофа и Пенуэла).

Вторая половина восьмой главы говорит о том, как Гедеон фактически ввел в стране идолопоклонство. То, из-за чего Бог и посылает наказания в этой книге, от последствий чего и спасали предыдущие судьи, теперь насаждается сверху.

Но это не случилось внезапно. Перечисленные чуть выше пункты и отметки на сначала едва заметном удалении Гедеона от Бога – шаги к явному его отступничеству.

Важно, чтобы из нашей жизни не уходило сознание зависимости от Бога и поклонение Ему. Это можно применить не только к бытовым делам, но и к вопросу спасения. Мы понимаем, что нас спасает Христос по Своей благодати и Своей жертвой, но со временем склонны забывать об этом. Как сказал Тим Келлер, «нам надо помнить, что мы спасены по благодати, когда мы падаем. Но еще больше нам надо это помнить, когда мы успешны».


8:22-23: Ответ Гедеона на предложение стать правителем в Израиле

8:22: И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян.

Гедеон не поправляет пришедших к нему израильтян: «Ой, вы неправильно говорите, это не я вас спас, это Бог вас спас через меня». А так поправлять надо всегда, когда вашу роль в каком-то деле преувеличивают, преуменьшая роль Бога или других людей. Сначала Гедеон забыл, что мадианитян победил не он, а Бог; потом об этом забыли и евреи.

Бог поставил Гедеона быть судьей, но не царем. Гедеон не молится здесь Богу, не предлагает евреям сделать это.

23-й стих – последнее упоминание Гедеоном Бога. Гедеон сразу же делает противоположное тому, что он сказал в этом стихе. Он отказался стать царем, но вслед за этим начинает требовать царских почестей. У Гедеона на устах правильное богословие, но вслед за этим сразу следует неправильная практика.

Сначала Гедеон требует финансовое вознаграждение за победу и становится очень богатым (24-26).


8:24-32: Гедеон фактически становится правителем Израиля вопреки своим прежним словам об этом

Ефод, помимо использования для служения в скинии, применялся для познания воли Божьей через урим и тумим. Так использовал ефод Давид, правда, привлекая для этого специально священника (1Цар.23:9-11). О привлечении священника Гедеоном здесь не сказано.

Сделав ефод, Гедеон привязал народ к себе. Теперь для познания воли Божьей, для решения всех вопросов евреям надо было приходить к нему. Гедеон сделал свой город местом, где можно найти Бога. Он использовал Бога, чтобы упрочить свое положение, вместо того, чтобы использовать свое положение для служения Богу.

Важный момент: в это же время в Израиле имелся и настоящий ефод. Который находился, видимо, вместе с остальными принадлежностями скинии. Гедеон делает себе копию этого ефода. Ладно, ты руководитель, и тебе это надо – так пригласи священника с настоящим ефодом и узнавай таким образом волю Божью. Похоже, что раз Гедеон использует копию, а фактически подделку под ефод и священник при этом не упоминается, он занимался профанацией и надувательством, а не реально открывал приходящим к нему за советами и судом волю Божью.

Таким образом, ефод из 8:27 чем-то отдаленно похож на золотого тельца из Исх.32:1-4. С тем отличием, что телец Аарона был сделан в подражание языческим культам, а ефод – в подражание культу иудейскому. Но от этого ефод не стал менее опасным или греховным.

Еще ефод Гедеона похож на медного змея в поздний период, когда этому змею начали кланяться. Есть вещь, которую велел изготовить Бог и через которую Бог посылает благословение или спасение, эта вещь сначала используется так, как сказано Богом, но потом люди забывают о духовном смысле, на который указывала эта вещь, и начинают придавать особое сакральное значение материальному объекту. С этого момента начинается идолослужение под видом самого благочестивого богослужения. А со временем дистанция между изначальным использованием этой вещи и текущей духовной практикой становится все больше и больше.

И еще одна аналогия. Ковчег – еще более уникальный предмет, чем медный змей. Над ним открывался Бог, с ним связан обряд примирения в день искупления и т.д. Но когда евреи придали особое значение предмету и использовали его как магический артефакт, принеся на битву – враги сначала страшно испугались, а потом все-таки разбили их в пух и прах. Ковчег не помог. Потому что помогает не ковчег, а Бог. Надо было искать причину – почему Бог позволил этим врагам прийти, в каких грехах надо покаяться, что надо исправить. А они используют вещи для избавления, вместо того, чтобы просить об избавлении Бога. 

Страшную вещь скажу. Таким медным змеем или ефодом или ковчегом может стать практически любая прекрасная вещь или практика, через которую Бог благословлял или спасал нас в минувшие десятилетия. Чудесный журнал, дорогие имена, уникальный опыт, замечательный порядок богослужения, драгоценные традиции – если вынуть из них их суть и придать им значение абсолюта и нерушимого идеала, мы можем оказаться во власти Нехуштана.

И еще один момент. Медный змей, ефод, ковчег использовались для откровения Бога, для сближения человека с Богом, для решения проблем человека предложенным Богом путем. Гедеон использовал ефод не для приближения людей к Богу, а для привязывания их к себе, для улучшения своего положения. Если я использую свое служение для того, чтобы укрепить свое положение, возвысить себя, занять больше места в умах людей, но не для того, чтобы привязывать людей к Богу, побуждать их познавать и превозносить Бога, то я иду путем Гедеона.

Практические применения можно ширить и множить. Когда родители-христиане что-то запрещают своим детям или, напротив, к чему-то их направляют – они возвышают свой родительский авторитет? Или говорят: так надо делать, потому что этого хочет Бог, потому что это прославит Бога и т.п.?

8:27: Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.

Выражение «блудно ходить» подтверждает, что введенная Гедеоном псевдодуховная практика на самом деле никак с поклонением Богу и богопознанием связана не была. Это была жалкая любительская подделка под установленные Богом порядки.

Судья должен удерживать народ от отступничества, а Гедеон привел народ к отступничеству.

Только в 28-м стихе говорится о мире, но теперь мы видим, что это мир, поддерживаемый ценой компромисса, мир без послушания Богу. 

Дальше Гедеон ведет себя как царь. Он даже называет своего сына Авимелех, это имя переводится «мой папа – царь». Скромненько так, ага. То, что Гедеон отверг на словах, он осуществляет на деле. Понять это можно двояко: Гедеон сказал искренно, что не хочется становиться правителем и править народом должен Бог, но потом передумал. Либо он сразу говорил неискренно, т.е. уже был человеком с двойным дном.

В служении не стать Гедеоном. Не привязывать людей к своему руководству, к своим советам, ответам и т.п. Не делать ефод самостоятельно.

Иисус Христос, в отличие от Гедеона, был вправе стать царем. И Ему предлагалось такое искушение (Лук.4:5-8). Но Он отказался, «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45). Размышление об этом – прививка от гордости. Нам надо приходить не к ефоду, а к Нему – с поклонением.

8:30: У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен.

Такая забота об увеличении числа потомства – политический шаг. Таким способом правитель хотел упрочить свою власть, поставив миниправителями повсюду членов своей семьи, увеличивая свой клан. Примечательно, кстати, что в Библии есть всего несколько примеров многодетных семей, с количеством детей более 10 (где все дети были бы рождены от одной матери).

Косвенное подтверждение того, что большое количество детей от разных жен и наложниц было способом упрочнения власти семьи: что делает Авимелех, когда приходит к власти (см. следующую главу, Суд.9:5)? Он убил 69 из 70 сыновей Гедеона. Рождение 70 сыновей – способ удержать власть в семье. Способ перехвата власти – убийство этих семидесяти. И так потом происходит в истории Израиля не раз.

Что мы видим: Гедеону предложили положение царя, он на словах от этого положения отказался, сказав красивую фразу о том, что Бог должен быть царем над народом, но по сути он именно царскую власть и узурпирует. Он 1) становится баснословно богатым, 2) устраивает жизнь так, чтобы люди были вынуждены приходить к нему за советами, 3) называет своего сына именем, которое переводится «мой папа – царь» и 4) увеличивает свою семью, чтобы расширить в будущем свою сферу влияния и сохранить власть за своими потомками.

История Гедеона учит нас тому, что каких бы высот мы ни достигли, какими бы жертвенными когда-то ни были, каких бы подвигов веры ни совершали – мы не приобретаем иммунитет от гордости, заносчивости, забывания Бога, идолослужения. Нам надо постоянно помнить о том, что доброе исходит от Него. В любой момент своей биографии – в том числе (а может быть, особенно) в самые славные ее периоды – мы остаемся способны совершить любой грех. И есть искушения, которым особенно подвержены те, кого Бог только что использовал особым образом.

Истории Давида и Гедеона различны по строению кривых: Давид из ниоткуда возносится высоко (становится избранным Богом царем), потом падает очень низко (блуд, убийство, обман), потом опять возносится очень высоко (после перепахивающего душу покаяния); Гедеон из ниоткуда возносится высоко, потом падает и уже не возносится. От благодати Божьей, но и от движения нашего сердца к Богу зависит, какой будет наша кривая.

27.12.2018


Рецензии
Мне понравилось. Спасибо, с удовольствием прочитала

Ольга Кром   10.03.2024 07:13     Заявить о нарушении