Глава 18 Из Петербурга в Москву

***

Я здесь! Да здравствует Москва!

Вот небеса мои родные!

Здесь наша матушка Россия...

Н.Языков


Побывав еще на одном балу в Собрании, съездив в театр и посетив Казанский собор, леди Графтон и Элли заскучали. Не для того они проделали такой путь, чтобы танцевать и слушать чье-то пение в опере, когда такое и дома возможно. Поэтому решено было ехать дальше - в Москву.

Уже наступил март, но зима не спешила уходить. Снег лежал повсеместно и  реки еще были скованы льдами.  Поехали на санях. Алексей сразу оживился. Он не любил светскую жизнь, радости и удовольствия петербургской жизни его не прельщали.

Чтобы спутницы не скучали в пути, Алексей начал пересказывать им свое любимое произведение своего кумира Радищева - "Из Петербурга в Москву". Это были истории встреченных в этом путешествии автором людей. Случаи из их жизней были полны несчастий, злоключений, но и благородства, радости.

День прошел быстро и они уже выехали на дорогу, которая вела к ночлегу. Неожиданно небо потемнело и пошел снег. Началась метель и скоро уже ничего не было видно. Они потерялись.  Вдали послышался волчий вой. Путешественники не на шутку испугались.

- Слышите? Звенит колокольчик, - сказала Элли.

У нее был исключительный слух, и она уловила сквозь завывание ветра и вой волков, спасительный звон колокольчика. Ямщик потихоньку двинулся в том направлении, где она услышала этот звон. Вскоре появился мерцающий огонек. Они были спасены. Огонь в печи показался им ярче и теплее, а смотритель - совершенно милым человеком. Они разместились на ночлег и крепко уснули после перенесенного испуга. Как бы человек ни готовился к разного рода испытаниям в путешествии, все равно они настигают неожиданно и оказывается, что это не так весело, как представлялось сидя в уютной гостиной.

Неделя в пути показалась им вечностью. Но погода уже не пыталась нагнать на них страха, а была тихой, как будто сама испугалась своих вольностей. Они насчитали в пути около тридцати ямских станций. Алексей объяснил принцип работы станций, который заинтересовал герцогиню.

- Обычно на станция содержат больше двадцати лошадей. Приставленные к ним крестьяне получают небольшие почтовые деньги с проезжающих. Их освобождают от  других повинностей. Таким образом достигается наибольшее удобство и доступность путешествовать между Петербургом, Москвою и Архангельском, - попытался объяснить Алексей.

- Особенно это хорошо для купцов, наверное? - сделала вывод леди Графтон.

Патриархальная Москва, которую затмила блестящая новая столица, встретила путников своей хлебосольностью и основательностью. Через каких-то тридцать лет древний град  отпразднует семисотлетие.

Звонили колокола, созывая прихожан на воскресную службу. Алексей прислушался и сказал:

- Малиновый звон...

- Это ягода такая, да? - спросила его Элли.

- Ягода такая есть, но название "малиновый звон" с ней никак не связано. Происходит оно от названия бельгийского города Мелехена.  По-французски он произносится, как Малин. Там  еще в средние  века разработали удачный сплав для литья колоколов. В России они появились совсем недавно - в  XVIII веке. У них необычный звук: мелодичный переливающийся звон.

- Откуда вы все знаете, Алеша? - удивилась герцогиня. - Нам с вами очень повезло.

Первым делом они поехали в снятый леди Графтон особняк. И в тот же вечер им пришлось посетить губернатора, иначе он бы обиделся. Ужин у генерал - губернатора Тормасова Александра Петровича был скромным, но обстановка теплой и располагающей. Это был в недавнем прошлом боевой генерал, который имел много заслуг перед отечеством, но по состоянию здоровья ему пришлось уйти в отставку. И как только освободился пост, его назначили новым губернатором. Он занимал его уже два года и пользовался всеобщей любовью.

Как ни странно, но он знал отца Алексея - воевал с ним. И очень горевал о его безвременной кончине. О причине ее они не говорили. Он с лаской и заботой отнесся к Алексею и расспрашивал его о планах и устремлениях.

Элли очень понравился этот человек. Но она чувствовала в нем усталость и то, что сил у него осталось не так много. Вечером она подробно рассказала Алану в письме о генерале - губернаторе, зная, что тому будет интересно прочесть о таком доблестном военном.

Последние письма Алана были уже не так полны энтузиазма и удовлетворения от работы. Ему хотелось вернуться на родину и быть вместе с Элли.

Закрыв глаза, Элли стала мечтать перед сном, как они вернуться домой и заживут вместе..


Рецензии