Антология. Александр Львович. ЖЗЛ

      ХРОНИКА СОЛДАТА

Призывавшийся в армию я, очень быстро понял,
что кино "ДМБ" не комедия, а документальный фильм

    1970год. Ноябрь. Меня призвали в армию. Хотел я этого или нет, меня не спрашивали. Подробность опускаю, за исключением того, что после полуночи на городском сборном пункте осталось, всего 10-15 человек, и к нам подошла бабушка – «Божий одуванчик».
    – Кто здесь летит в Норильск? – Спросила она.
    – Нет, здесь таких нет! – Дружно ответили мы.
    – А у меня есть список, - и показала его.
    – Смотрите, все, кто в начале списка, до красной черты едут в Норильск, а остальные, уже отбыли в Севастополь.
    Я заглянул в список. Красная черта стояла под моей фамилией.
   -Теперь, вы уже служите в армии. Первый день службы кончился. Сейчас уже час ночи, получите суточные по 1руб.5коп., каждому. Ждите, наверное, за вами, кто-нибудь придет, а я здесь только бухгалтер, пошла домой.
    Через некоторое время пришел капитан и стал уговаривать нас пойти поймать машину, что бы доехать в аэропорт. Мы дружно отказались, и пришлось ему самому решать этот вопрос. Он нашел машину и довез нас до аэропорта Внуково. Привел в зале ожидания. Попросил не разбегаться и ждать. – За вами должны придти, а мне пора домой, - сказал он и ушел. Мы остались ждать.
   Я пошел звонить домой и «обрадовал» своих родителей, что лечу в Норильск, где и буду служить. Постепенно к нам подключились еще призывники. Самолет, до Норильска (В то время, Норильск был закрытым городом, билеты продавали только по специальному разрешению в специальной кассе) был загружен полностью.

    Из Москвы мы улетали, когда была хорошая, мягкая осенняя погода, только что выпал первый снег. Я хорошо запомнил свои следы на свежем снегу Варшавского шоссе, когда вышел прогуляться во время своих проводов.
*****************
Гусь:
— Какой собачий холод!
Собака:
 — И не говори,
 у меня вся кожа гусиная!
******************
    Выйдя из самолета в аэропорту - Алыкель (Норильск) меня сразу же обжег непривычный мороз и метель. Нас бегом проводили до жарко натопленного поезда, стоявшего около аэропорта, и попросили ждать до утра. Утром за нами пришла грузовая машина и нас отвезли в часть, которая размещалась рядом с аэропортом.
    Алыкель - поселок военных летчиков около Норильска, несколько многоэтажных домов в тундре. На долганском языке: Алыыкюель — болотистая поляна, дословно — поляна (долина) озёр. В Норильск собирался прилететь Никита Хрущёв и аэродром «Алыкель» был построен специально к его приезду, Хрущёв не приехал, а аэропорт построили.

Плох тот солдат,
который не мечтает стать гражданским

    В части, нас оказалось слишком много и, опять, под моей  фамилией подвели черту. Тех, кто оказался под ней отправили служить в Тикси. Тех, кто остался в Норильске разместили в одной комнате, отдельной от казармы, выдали солдатское обмундирование и предложили желающим отправить свои личные вещи домой, бесплатно по почте. К нам прикрепили одного солдата. Ему поручили познакомить нас с порядками в части. Но он был настолько флегматичен, что мы сами просили его покомандовать нами на предмет «Отбой-подъем» пока горит спичка и научить наматывать портянки, а мы, за это, подкармливали его едой, которую привезли с собой из дома. Как не странно, то, что мы привезли с собой, в части, никого не интересовал. Нам сказали, что вы прибыли рано. Ждите, когда соберутся все призывники. Когда мы доели свои домашние припасы, начали ходить в столовую. Теперь я понял, что такое изжога.
*****************
В ленинской комнате солдат плакат раскрашивает.
 Мимо командир проходит и любовно так говорит ему,
 похлопывая по плечу:
 «Рисуй, рисуй, Паганини!».
*****************
    От безделья я зашел в Ленинскую комнату. Там шел ремонт. Начал помогать. Я умел хорошо натягивать ватман на подрамники для наглядной агитации (один из моих друзей, закончил Строгоновку, и научил меня оформлять фотографии). Там я познакомился с замполитом. Он обещал оставить меня в своем распоряжении.
    Дембеля: ответственный за Ленинскую комнату сержант и  почтарь (он же и киномеханик) роты готовы были сдать мне свои полномочия.
 **************************
Выходит прапорщик перед строем солдат и спрашивает:
- Бойцы, кто поедет на картошку!
Два солдата делают шаг вперед.
- Молодцы, орлы! Остальные пойдут пешком!
***************************
    Я написал письма домой и друзьям. Сообщил свой адрес, где буду служить.
    Меня ожидала не служба, а Рай, но напрасно я разинул рот.
    Поторопился.

    Карау;л — село в России, до 31 декабря 2006 года административный центр Усть-Енисейского района Таймырского автономного округа. С 1 января 2007 года потеряло статус райцентра и стало муниципальным образованием «сельское поселение Караул» Таймырского района Красноярского края.
    Климат суровый, село расположено в зоне тундры, открытое земледелие невозможно, даже летом заморозки являются обычным явлением, а летние дневные температуры составляют 10-12 °С, зимой же обычным явлением являются морозы до ;40 °C и ниже. Другой проблемой является распространённый среди коренных народов Севера алкоголизм.
    По сообщениям газеты "М-ский треугольник", здесь расположена сильная аномальная зона. Утверждают, что даже бывалые полярные охотники испытывают жуткий страх: и даже их собаки, вступающие в схватки с белым медведем, в этой зоне скулят и беспричинно поджимают хвосты. ["М-ский треугольник" 1990, N 2, с.18].
    В 1998 году были предпринята акция телефонных расспросов местного начальства и простых жителей с целью проверки данных слухов, однако, подтверждений в их рассказах не последовало
**********************
Старшина обходит строй новобранцев.
- Так, у тебя какое образование?
- Семь классов!
- Хорошо!
 -У тебя?
- МГУ!
- Чего мычишь, читать-то умеешь?
*********************
    В роте нас встретил старшина и сразу же спросил, кто, что умеет делать. Я ответил, что я, техник-электрик. Он обрадовался.
-Электрики мне нужны.
    Но, как только узнал, что я специалист по электронным вычислительным машинам, сразу охолодел ко мне.
***********************
Два молодых офицера спорят о трудностях,
 невзгодах службы, перспективах и
 преимуществах "гражданки"
Подходит к ним пожилой майор.
Послушал их и говорит:
- Скажу вам так, ребятки,
я давно бы уже сам уволился из армии,
 но цирк люблю!
**********************
    Затем нам объявили, что мы должны пройти курс молодого бойца и даже, один раз провели кросс, вокруг казармы. Удовольствие, бежать в противогазе, на морозе, ниже среднего. Затем нас посадили в Ленинской комнате учить присягу, устав и обязанности солдата.
    Я написал письма домой и друзьям. Сообщил свой новый адрес, где буду служить.
*****************
Дневальный!
Почему у вас в коридоре сапоги болтаются?!
*****************
    Через насколько дней, мне предложили (приказать не имели права, я еще не принял присягу) побыть дневальным. Так как чтение устава мне надоело, я охотно согласился. И надо же такому случиться, что в этот день загорелся продовольственный склад.

Сначала горело так себе,
 а потом пришли солдаты,
повыбивали окна и двери,
и дело пошло гораздо веселей!

    Это был первый, но далеко не последний, пожар, с которым я столкнулся во время службы в Арктике.
    Всю ночь, всем миром тушили пожар. На следующий день, когда пожар был потушен. Нас, молодых солдат, послали сортировать остатка продуктов на хорошие и негодные. Особенно интересно было сортировать сгущенку, от банок почти не затронутых огнем, до банок, содержимое которых, превратилось в уголь, включая все промежуточные фракции. Вспомнился дом и вареная сгущенка. Понятно, почему к этой работе могли подключить только солдат, у которых не было своего места, где можно, что-то припрятать.
*******************
- Вы идёте в армию!
И хватит задавать тупые вопросы!
- Теперь их будут задавать вам!
*******************
    После пожара, в роту, с Диксона, от командования полка, прибыла комиссия. Быстро проведя расследование, 5-го декабря, в День конституции (в то время, этот день считался праздничным, выходным днем) комиссия решила улететь. Кстати, в этот день я должен был принимать присягу.
    Меня взяли с собой. Ко мне подошел майор, военврач, и сказал, что, если тебя будут спрашивать, отвечай, - У тебя болел живот, - т.к. я вызвал для нас санрейс.
    В дорогу, местный ротный выдал мне ящик, с рыбными консервами, что бы я передал его, в качестве сувенира, ротному в Алыкеле.
    Кроме нас, в сарайчике, который местные называют - аэропорт собрались и другие пассажиры. Там я первый, и единственный, раз увидел местного человека (аборигена - долганца, ненца, нганасанца или энца), в его национальной одежде, которую, пока мы дожидались самолета, он снял и поставил рядом с собой, как шатер.
    Благополучно долетев до Алыкели, я вновь оказался там, откуда недавно улетал в Караул.
    Через пару дней, мне выдали проездной документ, я пошел в Аэропорт и обменял его на билет до Диксона.

Рейс "Норильск-Диксон" временно задерживается.
Из-за отсутствия аэропорта на острове Диксон

    Летел на Диксон три или четыре дня. Каждый день я садился в самолет. Пограничный наряд проверял документы. Желал пассажирам счастливого пути. Самолет взлетал. Летел в сторону Диксона. Потом садился обратно в аэропорту «Алыкель». Диксон не принимал. Все было бы не плохо, но денег не было, а кушать хотелось. Хорошо, что со мной, в этом самолете летели дембеля – секретчики, из разных точек полка, для отчета на Диксоне. Они меня подкармливали.
   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, долетел я до Диксона, но это уже другая история.

    В те годы (1970-1971) на острове Диксон стояла наша воинская часть (управление полка) радиотехнических войск противовоздушной обороны (РТВ ПВО) и в глубине острова одна радиотехническая рота («Лена»). В полку было только две роты, а остальные роты (точки) разбросаны по побережью Таймыра и на островах Северного ледовитого океана.
 
Для справки.
    Диксон - скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка. Площадь около 25 км2. Высота до 50 м. Сложен главным образом диабазами (что-то похожее на темный, мелкозернистый, слоящийся гранит).
    Открыт, вероятно, в начале 17 в. во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее - до р. Пясина. В 1875 Н.А.Э. Норденшельд, на судне "Прёвен" ("Proven") назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона, по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего его экспедицию. В 1878 Норденшельд распространил название Диксон на остров.
   В 1915 на острове построена одна из первых арктических радиостанций 07.09.1915, а с 1916 работает гидрометеорологическая станция, на базе которых в 30-х гг. построены первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическая обсерватория.
***********************
Сын спрашивает отца, офицера РТВ ПВО:
-Папа, а за что ты получаешь деньги?
Папа:
-За должность, за звание, за выслугу лет.
Сын:
-А за работу?
Отец:
-А за работу сынок я получаю пиз...ей
***********************
    Рота связи включала в себя планшетистов, радистов и др.специалистов обсуживающих командный пункт полка. Там же был учебный взвод радистов.
    Другая рота - рота обслуживания, которую некоторые, любовно, называли ротой «ЧМО» включала в себя поваров, писарей, шоферов, химиков, кладовщиков и тех.мастерскую. Кроме того там размещались все солдаты, кто отправлялся на точку или прибывал с нее. Был командир роты, был и старшина, но командовать писарями, поварами или мастерской они полноценно не могли, так как у тех были свои командиры, старшие по званию и должности. Легче всего им было управлять химиками, которые несли постоянную службу у полкового знамени, гауптвахте, охране складов, а в случае тревоги, независимо от погоды, развертывали на плацу палатку для санобработки солдат и зенитно-пулеметную установку – самое грозное оружье в части.

Импотенция начинается так:
в одно прекрасное утро вы встали, а он нет

    Офицеров, служивших полку, можно было разделить на две группы. Одна групп – сосланные на Диксон, за какую-нибудь провинность. Вторая, наоборот, рассчитывала на повышение или досрочную пенсию, т.к. время службы офицеров в Арктике год службы шел за два года. Службе офицеров ограничена: двумя годами для одиноких и тремя, для семейных. После окончания службы они имели право выбора военного округа, где могут продолжать службу. Они шутили, что если выбрать Ленинградский округ, то можно продолжить службу на островах Земли Франца-Иосифа. Сверхсрочники (тогда звания прапорщик еще не было) служили по контракту, как правило, заведовали складами, и могли, не покидая Арктики, дослужиться до пенсии имея хорошие северные надбавки и выслугу – год за два. Солдатам, оставшимся на сверхсрочную службу, срочную службу тоже засчитывали как год за два. Я фантазировал, что если бы остался на сверхсрочную, то практически, к 30 годам вышел бы на заслуженную пенсию и стал бы независимым, но возможно больным, гражданином.
    Арктика это не то место, где можно законсервировать свое здоровье.

В голове у солдата такая темнота,
что если зажечь в ней спичку,
то нужно зажечь и вторую,
 чтобы увидеть, горит ли первая

    Меня целенаправленно определили в тех.мастерскую. Причина в том, что пришел новый начальник мастерской, только что окончивший высшее военное училище и рассчитывающий после окончания службы, учитывая срок службу год за два, поступить в военную адъюнктуру. Он потребовал направлять в мастерскую солдат нового призыва, только тех, у кого было среднетехническое образование.
    Я начал служить на точке, в поселке Караул, когда туда, после пожара, для расследования его причины, приехала комиссии, а уезжая обратно, она забрала меня с собой, на Диксон.
    Так, волей судьбы, я оказался на Диксоне в тех. мастерской, где дослужил до дембеля.
    Теперь я опять отослал письма домой  и друзьям с новым обратным адресом. При этом, обратный адрес, я указал просто «остров Диксон, в/ч ххххх», а не как положено «Красноярский край и т.д.». В этом случае письма шло как «Авио», через Москву, а не поездом, через Красноярск. Иногда на адресованных мне письмах появлялась рукописная почтовая приписка «СССР».  Позднее я узнал, что Диксон есть и в штате Иллинойс, США.
************************
- Взвод идет грузить люминий!
- Не люминий, а алюминий, товарищ прапорщик!
- Взвод идет грузить люминий!
А ты идешь грузить чугуний!
************************
    Тех. мастерская это, как я считал, элитное подразделение полка. В мастерской служило 10-12 человек, не считая сверхсрочников (зав. складом, мастера по ремонту стрелкового оружья и пр.) и офицеров, непонятного мне назначения. Командовал мастерской молодой лейтенант, который подчинялся непосредственно заместителю командира полка по технической части.
    Для мастерской было отведено свое, отдельно стоящее, здание. Маленькое, но уютное. Вход в мастерскую допускался только по отдельному списку, в котором не было ни старшины роты, ни ее командира.
    Около входа в мастерскую всегда стояла лопата, на случай, если начнется пурга и вход заметет снегом. Далее, в коридоре размещался угольный ящик. Однажды мы поленились, уголь закончился, началась пурга, а печку выключать нельзя, иначе замерзнет отопительная система. Пришлось, не смотря на пургу, искать на территории части кучи с углем, затем на ветру просеивать его через панцирную сетку кровати и носить в мастерскую.
    Затем, перейдя коридор, слева размещалась кочегарка, наше любимое место отдыха, а справа токарный станок. Токарь (солдат, один из нас) из мастерской практически не выходил. Он, как правило, оставался там и ночью, за сторожа и  кочегара. Затем, пройдя дальше, слева было слесарное помещение, где кроме верстака находились сверлильный станок и наждак. (Очень удобная вещь для полировки солдатских блях). Позднее нам пришел еще один маленький токарный станок, но без резцов к нему он оказался бесполезным. Прямо находился основной зал мастерской и отдельная комната для поверки электроизмерительных приборов.
    Попав в боевую, а не в учебную часть, где солдаты одного призыва, самое главное не адаптация к климату, а адаптация к тем, кто прослужил дольше тебя. Морально надо было перебороть свои амбиции, что тобой командует, не только сержант или офицер, но и старослужащие, а их гораздо больше, чем тебя. Вопрос сложный и не хочется вспоминать о том, что самую не престижную работу делали молодые солдаты.
    Один пример.
    Однажды на Диксоне замерз водопровод, подающий воду из озера. (15 января 2014 года, объявили, что тоже произошло в Тикси)
   Воду в казарму стали привозить на машине, в цистерне, ночами. Ведрами надо было разгружать воду из цистерны в бочки находящиеся в казарме. Разгрузку производили по подразделениям. И вот, как-то ночью, меня будит один из отделения шоферов, и предлагает встать и идти разгружать воду. Я, спросонья, не понял в чем дело и ногой, с верхней койки, стукнул ему в глаз. Больше меня ночью никто не будил.
    Позднее, возвращаясь из очередной командировки, я узнал, что это шофер погиб, попал под машину, во время пурги

- Кто бы мог подумать,
 что умение наматывать портянки,
привитое в армии,
очень пригодится на гражданке,
когда я буду пеленать сына...

    Вторая, не менее сложная проблема, для молодого солдата была проблема - самообслуживания: ежедневная подшивка подворотничка, чистка сапог, одевание портянок, застилка кровати по линейке, уборка помещения. Доставала проблема, что кто-нибудь, что-нибудь может украсть, т.к. в роте всегда было много пересыльных солдат из других частей, поэтому вещи, вплоть до шинелей мы хранили в мастерской. Проблем не было с чисткой пуговиц и бляхи ремня, т.к. у нас в мастерской был станок для полировки и неограниченное количество пасты Гоя.
 
Диксон реклама.
Попробуй! Выдержи зиму:
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь и февраль.
И получи дополнительно БОНУС!
март, апрель и май

    А теперь немного о погоде. Климат острова Диксон хороший, арктический, деревьев нет, летом есть цветы пушицы и ярко-жёлтые полярные маки.
Для справки.
    Самый тёплый месяц — август, средняя температура которого +5,5 °C.
    Самая низкая температура была  ;52 °C.
    Самая высокая температура была в 1955 году и составляла 31 °C.
    Самая высокая скорость ветра была в 1951 году — 40 м/с.
    Положительная температура воздуха - с конца июня и до конца сентября.
    Снег лежит более девяти месяцев в году.
    С мая по август чаще дует северо-восточный ветер, а с сентября по апрель — южный, штилей практически не бывает, ясных дней в году не более 26.
    Полная ночь начинается 10 ноября.
    В начале февраля солнце вновь появляется на горизонте.
    Полярный день, когда солнце не заходит (более ста суток) с 5 мая по 10 августа
    Зимой можно видеть полярное сияние (в основном белого цвета). Цветное, я видел раза два или три
Полярник - не тот, кто мороза не боится,
 а тот, кто тепло одевается
   Сложнее всего переносился не просто мороз, а не большой мороз градусов до 20 с ветром 20 м/с и пургу, когда не знаешь, откуда ветер дует. Нас спасала одежда, валенки, два комплекта нижнего белья и самое главное – спецпошив, черная куртка с двойным запахом и теплым воротником. Штаны от спецпошива мы, как правило, не носили. Очень тяжелые они. Я одевал их только тогда, когда надо было лететь на самолете.

**************************
Приходит солдат в санчасть.
Доктор ему:
— Слушай, а ведь на гражданке
ты бы ко мне с такой фигней не пошел!
— Конечно, я бы вас на дом вызвал!.
**************************
   О массовых простудных заболеваниях я не слышал, хотя однажды у меня поднялась температура и меня на  2 или 3 дня положили в санчасть. Лафа, однако!
   Мой приятель, из мастерской пролежал в санчасти целый месяц, пока не отремонтировал все приемники и телефоны главврача.
Сегодня, судя по новостям 28.01.2014 - 10:44   -  Люди стали хилыми. Госпитализированы триста военнослужащих-срочников из учебного центра, расположенного в Острогожске Воронежской области. 98 солдатам поставлен диагноз «пневмония», у остальных – ОРВИ

Открыл зимний сезон.
 Осознал,
 что писать о пушистом снеге намного приятнее,
чем расчищать дорогу в пургу

   Еще интересное явление. Если в пургу пройти по снегу, то после пурги, на этом месте останутся следы, как будто выходящие из-под земли.
 
Армия.
 Правило №1.
 От сна ещё никто не умирал

   Утро в казарме начиналось, как и положено с подъема, зарядки, уборки кроватей, завтрака и развода. Далее кто куда, а мы бежали в мастерскую.
*******************
Командир обратился к шагающим в строю солдатам:
- Кто хорошо поёт?
- Карузо, - пошутил один из солдат.
- Карузо, запевай, - приказал командир.
*******************
   Иногда, когда в части менялся командир полка, то он пытается ввести на Диксоне «земные порядки», чтобы солдаты ежедневно с песнями ходили на плацу, а офицеры и сверхсрочники являлись в штаб в портупее. Но, обычно это было не долго - до первой пурги. Затем порядки определяла сама природа.
 
Война войной, а обед по расписанию!

  Кормили нас не плохо. Утром, обязательно, эрзац – кофе со сгущенкой и 30 грамм сливочного масла. В обед – компот. Как мы говорили. «Масло съел – день прошел», т.е. каждый день приближал нас к дембелю. На столах всегда лежал лук, чеснок и поливитамины. Правда, часто, на ужин, давали нечто, приготовленное из высушенной (не сухой, а именно из высушенной) картошки и высушенной трески. Как мне казалось, это блюдо пахнет вениками. Почему именно вениками, я до сих пор не пойму. Однажды, когда, во время пурги, машина не смогла доехать до пекарни, то на всю часть, вместо хлеба, в магазине закупили сдобных булочек и копченой колбасы.
 
- Не спорь со старшиной, что Земля круглая.
- А почему?
- Равнять заставит...

    Если была необходимость выполнить срочную работу, то можно было подойти в столовую, к хлеборезу, и он выдаст дополнительный паек: хлеб, сахар и масло. Однажды я спросил у него, как он отчитывается за дополнительные пайки, но он (хлеборез) «послал» меня. Больнее с этим вопросом я к нему не приставал. Кроме того, наши офицеры, из мастерской получали свои продовольственные пайки, и мы помогали им донести их до дома. Часть консервов они оставляли нам. Мы их хранили в нише, под наличником двери. Также в мастерскую регулярно заходили повара, точить ножи, и приносили нам сэкономленную ими сгущенку.
 
Разговор дембелей в винном отделе:
- Нет такой крепости,
которую не взял бы русский солдат

   Диксон, для нас был центром цивилизации. Понятия забор, КПП, и «увольнительная» не было. На острове был один магазин, где, не сильно себя афишируя можно было купить не только сигареты, печенье и закуску, как правило, болгарские помидоры в собственной соку, но и спиртное. Мы предпочитали «Перцовку» и «Зубровку». Продавцы надежно следили, чтобы не продавать нам спиртное в присутствии офицеров или сверхсрочников., даже тогда, когда продавцом стала работать жена одного из офицеров мастерской, знавшая нас лично.

Лучшие защитники природы - военные.
Только они способны кардинально спасти её
 и очистить от человечества

   Если на материке, в то время, была проблема с подпиской на журналы, то в армии ограничений не было. Мы, на мастерскую, кроме обязательных армейских газет, выписывали множество журналов: «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Человек и закон» и конечно «Радио». В свободное время, была возможность писать рацпредложения и тем самым, пополнять свой бюджет.
*******************
Пишу отчет о командировке.
— Вот беда!
— Где я был, уже написал.
Сколько это у меня заняло времени,
 тоже написал.
Только никак не могу вспомнить,
 зачем я туда ездил.
**********************
   Моя служба в мастерской заключалась в проведении годовых регламентных работ РЛС на точках, но первая командировка началась не на точку, а с командировки в Иркутск.

Нельзя стать хорошим солдатом
без некоторой доли  глупости
 
    Не успел я освоиться на Диксоне, меня вызвал зампотех полка и приказал срочно отправиться в Иркутск и сдать там экзамен на поверителя электроизмерительных приборов.
    Вряд ли, в то время, я понимал, что ПОВЕРИТЕЛЬ – это должностное лицо, отвечающее перед законом, нарушение которого влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (по закону от 2012 года)
    В канцелярии полка, я получил предписание, проездной документ. Начальник штаба передал небольшой сверток с рыбой – омулем, который нагуливается в прибрежных частях Северного Ледовитого океана и поднимается на нерест в Енисей. Омуль, как я узнал потом, когда плыл на корабле по Северному морскому пути - не просто вкусный, а очень вкусный.
     Он дал мне свой адрес в Красноярске, где проживает его жена, которой надо передать записку и рыбу.
     Часть стояла недалеко от аэродрома. Погода была летная. Билеты на самолет до Красноярска были. Далее, надо было пересесть на другой самолет до Иркутска. В то время основным пассажирским магистральным самолетом, на севере, был ИЛ-14 и летал он регулярно, по расписанию.
    Аэропорт принимал в основном АН-2, ЛИ-2, ИЛ-14. Регулярные рейсы в Красноярск и Воркуту, рейс на Воркуту мы считали Московским. Сейчас, когда армия и ее ПВО ушли из Арктики, регулярные рейсы прекратились
*****************
Солдат на самолете, спрашивает:
- А мне выдадут парашют на случай аварии?
- Нет, не положено.
- А когда я плыл на корабле,
то мне дали спасательный жилет.
- Да, на корабле так положено.
- Надо же!
Я и не предполагал, что людей,
умеющих летать, больше, чем людей,
умеющих плавать!
********************
    Бортпроводниц в самолете нет, поэтому, иногда, из кабины выходил пилот и спрашивал, - кто выходит на следующей . Кроме Енисейска, Туруханска и Дудинки были и другие поселки, точно не помню, но в Дудинке садились точно, т.к. эта столица Таймырского края, не Норильск, а именно Дудинка.
    Если желающих не было, то пилот принимал решение лететь дальше, без посадки. В аэропортах, где пассажиры  входили и выходили, к самолету подкатывали трап, но так, как был мороз и некоторые люди, остались на борту, дверь приходилось за собой закрывать, поэтому трап отодвинули немного в сторону и между ним и самолетом образовалась щель, достаточная для того, что бы в нее провалился я. Хорошо, что я успел удержаться за поручень и меня быстро втянули обратно в салон самолета. С тех пор, за кружкой пива, вспоминаю этот случай, о том, «как я упал с самолета».
    Прилетев в Красноярск, я нашел квартиру начальника штаба, передал рыбу его жене. Она накормила меня и оставила  на ночь. Утром, я вернулся в аэропорт и улетел в Иркутск.
    В Иркутске, я без приключений («Язык до Киева доведет») нашел, ту часть, куда мне следовало прибыть.
********************
— Детский сад только для детей военнослужащих,
вашего не запишем.
— Как это не запишете,
если он у меня от неизвестного солдата?
*********************
    Там уже собрались такие же молодые солдаты, как и я из разных частей Сибирского округа. Наибольшим уважением пользовались я, потому что служил на Диксоне и солдат, с которым, мы призывались вместе из Москвы, но он, из Алмалыка, попал в Тикси. Все посчитали, что мы прибыли с края земли. Особый интерес вызвала зимняя шапка-ушанка с длинными ушами.
**********************
- Что вы, товарищ рядовой,
 такой неровный квадрат нарисовали?
Вы что, дальтоник?
**********************
   В Иркутске мне предстояло сдать экзамен. Предварительно там было обучение, но я на него опоздал. Однако тех знаний, которые я получил в техникуме и еще что-то помнил, мне было достаточно. После сдачи экзаменов мне выдали справку, что я являюсь поверителем электроизмерительных приборов, методом сличения
*****************
Два друга разговаривают:
— Ты где в воскресенье был?
— Карасей ловил.
— И сколько поймал?
— Да ни одного.
— А, как ты узнал, что карасей ловил?!
******************
 В Иркутске у меня оказалось еще одно важное дело.
   Пока я добирался до Диксона, то получил письмо от своего друга - Михаила, которого призвали через несколько дней после меня и там был обратный адрес «Иркутск, в/ч …». Я пошел выяснять, к местным, где находится эта часть. Оказалось, что в соседней многоэтажной казарме. Я, быстро пошел туда, и нашел его. Мы, к сожалению, были еще салагами, что бы обстоятельно отметить нашу встречу, но, все равно, было приятно. Он попал в учебную роту ПВО, где прослужил весь свой срок, до дембеля, командиром отделения.
   Командировка в Иркутск окончилась. Я вылетел обратно в Красноярск, но, как часто бывало, Диксон не принимал. Пришлось ждать в аэропорту. Денег нет. Есть хочется. На улице и в аэропорту холодно. Увидев мой неприглядный вид, патруль предложил мне пойти в их каморку погреется. Через несколько дней я прилетел домой, в свою часть.
   Мне выдали клеймо, банку с серебрянкой и показали специальное помещение в мастерской, оборудованное для поверки электроизмерительных приборов. Надо сказать, что комната была оборудована достаточно грамотно, даже с защитой от внешнего электромагнитного излучения.
***********************
Офицер - разводящий караула,
подбегает к прапору - бывшему десантнику
- Слушай, мне срочно нужно склад открыть
 с продовольствием или часть голодная останется,
 а там часовой с боевым оружием  боец из моей роты.
Надо его снять по быстрому,
 но аккуратненько без жертв
Ты же - десантура, умеешь!
- А ты че, пароль забыл что ли?
Спроси в штабе.
- Да не я забыл, а он, сука!
*************************
    Прибыв на Дискон, меня «обрадовали». Заболел часовой, из взвода химиков, который должен был охранять наш технического склада и мне предложили заменить его на этом посту.
     На улице, как всегда холод, снег и пурга.
    Это предложение меня не обрадовало, но тут я вспомнил! Я еще не принимал присягу, а пока я ее не принял, меня не имеют право ставить ни в какие-либо наряды, караулы и тем более с оружьем. Для моего командира, начальника мастерской, это оказалась новостью. Ему пришлось срочно идти на доклад к командиру полк.

Присяга в армии будущего:
- Я такой-то, такой-то, в дальнейшем  - Исполнитель,
и Верховный главнокомандующий, в дальнейшем - Заказчик,
перед лицом своих товарищей, в дальнейшем - Третьи лица,
обязуюсь с честью и за зарплату защищать свою Родину.
Заказчик обязуется предоставить Исполнителю все необходимое и компот.
Ну, а если я нарушу данный договор, пусть меня считают представителем непризывной ориентации.
    Через несколько дней командир полка, лично, пришел на развод, в роту. Мне выдали карабин СКС, текст присяги на верность СССР и я, во время утреннего развода в казарме, один, принял присягу.
 *******************************************
****************
Девиз танкистов:
 "Броня крепка и танки наши быстры!"
Девиз летчиков:
 "Все выше и выше!"
Девиз войск связи:
 "Чем громче крикнешь, тем дальше слышно!"
Девиз воинов ПВО:
 "Сами не летаем и другим не даем!"
****************
    Каждая точка, на нашем сленге, это отдельная рота радиотехнических войск противовоздушной обороны (РТВ ПВО) размещенная на островах Северного Ледовитого океана и на побережье Таймыра. Цель – охрана воздушных границ СССР. Часто пограничника стояли за нашими точками. Каждая точка имела несколько локаторов (РЛС), которые обслуживались солдатами и офицерами. Операторы РЛС непрерывно наблюдали за воздушной обстановкой, полученную информацию кодировали и передавали в дивизию и полк по радиоканалам, где воздушная обстановка отображалась на планшете. Как говорил, один мне знакомый майор – Мы служим в «планшетных» войсках.
     Для поддержания работоспособности технических средств (РЛС, радиостанций и электрогенераторов) нужно проводить годовые регламентные работы, в случае необходимости выполнять необходимый ремонт. Для этой цели и существовала наша тех.мастерская.
 
     В мастерской было две бригады: «северная» и «центральная». «Южную» группу точек полка обслуживая мастерская батальона из Алыкеля.
    Каждая бригада включала в себя четырех солдат (два для обслуживания РЛС, один спец по радиосвязи и один - электромеханик) и офицера.
    «Северной» группой командовал начальник мастерской, а «центральной» - Зам. по тех.батальона.
    «Северная» бригада обслуживала точки на островах Визе, Средним, Голымянном, а «центральная» - точки на Эклипсе, в бухте Солнечной (на Южном берегу Северной земли напротив мыса Челюскина), в бухте Зимовочная и на Диксоне (точка «Лена»). Я попал в «центральную» группу и занимался обслуживанием РЛС.
    Добраться до точек можно только зимой на самолете АН-2 или ЛИ-2 (вертолетов тогда у нас еще не было), когда там, местными силами, подготовят ледовую взлетно-посадочную полосу.
***************
Старшина:
— Товарищ солдат, вы умеете плавать?
Солдат:
— Так точно!
Старшина:
— Где вы этому научились?
Солдат:
— В воде, товарищ старшина!
**************
    Несмотря на то, что я не был специалистом по РЛС, освоил работу, сравнительно легко, используя инструкцию, по эксплуатации и знания, приобретенные в техникуме.
    В это время вьетнамская война кончилась. По анализу войны, мы устанавливали на всех станциях систему защиты от ракет подавление радаров.
    Защитили радары от ракет AGM-45 «Шрайк», для чего устанавливали оператору возможность экстренного выключения радиоизлучения  радара.
    Несмотря на арктические условия, было интересно побывать на разных точках. На каждой точке была своя «изюминка», сегодня уже трудно и не очень хочется вспомнить все «тяготы и лишения».
*****************
Проверка порядка в казарме.
 Командир, открывая очередную тумбочку:
- Почему гантели в тумбочке!
Мышей развести хотите?
******************
    Вся жизнь, на точке сосредоточена в казарме, там все - и столовая, и командный пункт, и кинозал, и спортзал, и медпункт и т.н. «теплый туалет». Кино, это пара десятков старых кинолент крутили в той же казарме, где и спали солдаты. Телевидения и радио не было.
    Радость, когда прилетал самолет и сбрасывал мешки с почтой и остронеобходимые продукты. Если это сахар, то мы шутили, что у каждого есть возможность умереть сладкой смертью, когда с самолета на тебя упадет мешок с сахаром.
***************************
— Сколько лет этому  оленю?
спрашивает солдат у старшины.
— Два года.
— А как вы определяете возраст
— По рогам.
— Верно!
А я и не заметил, что у него два рога!
Вот невнимательный.
**************************
    В свободное время офицеры ставили капканы на песцов. Капканы и места их установки передавались вместе с оборудованием при начале работы на точке. Иногда они охотились на диких оленей и нерп. Оленина шла на общий стол для солдат. Себе, на сувениры, офицеры брали только рога.
**********************
Медведь погнался за зайцем,
но быстро утомился.
 Сел и задумался:
— Хорошо, что еще я за ним погнался,
 а если бы он за мной?
**********************
    Без дела медведи к людям не выходят. Медведей я лично не видел, только их следы, в отпечаток которых с легкостью вошла моя шапка.
    Мне говорили, что через несколько дней после нашего отъезда с точки, медведь на точке появился и солдат, который шел на дежурство проявил свои высокие скоростные качества бега. Думаю, что офицеров, это обрадовало, т.к. появилась реальная возможность объявить охоту на медведя.
Станция Лубянка.
Телепорт на станцию Кузнецкий Мост

   На одной точке рядом находилась полярная станция, которая жила своей жизнью, по московскому времени. Точка жила по красноярскому времени. Разница 4 часа. Однажды я послал с полярной станции радиограмму домой - поздравление с праздником и оно успешно дошло. Мама, она в то время работала в геологической организации, показала ее коллегам. Они нашли, и показали ей место на крупномасштабной карте, где я тогда находился. Праздник дома удался.
******************
В бане один чукча трет спину другому
— Хорошо тру однако,
 майка уже показалась!
*******************
   Иногда я вспоминаю банный день, на одной из точек.
   В ночь, перед банным днем, дневальные пилят снег на куски и в отдельном помещении растапливают печку, на которой установлена бочка для приготовления горячей  воды.
    Утром, солдат берет чистое белье, в одну руку, в другую – кусок выпиленного ночью снега и идет в баню. Там быстро раздевается, берет таз и по настилу (под настилом лед) подходит к печке. Набирает в таз кипяток из бочки. Добавляет в таз, с кипятком, принесенный им снег и добиваясь приемлемой температуры воды. Быстро моется и уходит. Мне для помывки было достаточно трех тазиков воды. Забегая в перед, скажу, что на следующий год там сделали новую баню с парной, но по слухам, она сгорела.
******************
- Когда у тебя день рождения?
- А тебе зачем?
- Да так,
 узнать когда у природы выходной.
******************
    Магазина на точках нет и понятия - деньги, тоже нет.. Приобрести что-нибудь вкусненькое можно у артельщика (сверхсрочника), под запись, по случаю дня рождения. Мы люди временные, поэтому могли устроить свои дни рождения на каждой точке, и получить, на стол для друзей, сгущенку и печенье.
   Закончив работу на одной точке, мы возвращались на Диксон. Затем, летели на другую точку.
 
Я в караул, прощай аул,
сегодня первый караул.
Мой автомат висит на мне,
кинжал огромный на ремне

    Короткое лето мастерская проводила на Диксоне и занималась благоустройством части. В то лето мастерская должна была построить новый оружейный склад, но я провел это лето в карауле (Не  поселке Караул, где я служил несколько дней, до того, как попал на Диксон, а в армейском карауле).
    Дело было в том, что на одной точке вышла из строя РЛС и требовалась ее замена. Нашу бригаду из трех солдат и одного сержанта вооружили, послали получать новую станцию, доставить ее по Северному морскому пути на точку, там  получить старую станцию и доставить ее на завод для ремонта.
   Об этом я  написал отдельный рассказ «Арктический караул».
**********************
- Привет! Ты где пропадал, братан?
- В армии....
- Небось постоянно бегал в самоволку?
- Не поверишь - ни разу!
- Странно, а ты где служил?
-На точке, в Арктике....
********************
****************************************
Дембель далек как горизонт,
но неизбежен как восход солнца

    Следующую зиму я вновь отправился в командировки по старым точкам во главе с майором Волковым, заместителем командира батальона по тех.части..
    Последняя точка, где мы выполняли регламентные работы, была точка в бухте Солнечной. Если смотреть по карте, то это справа от мыса Челюскина. Там, на Солнечной, находились радиолокационные станции (П-12, П-14, высотомер), дизель-электрическая станции, радиопередатчик, ледовая взлетно-посадочная площадка, пункт управления (он же казарма, столовая, ленинская комната и т.д.), кочегарка, офицерские ЦУБы, баня, свинарник, склады. Был причал, к которому 1 раз в навигацию причаливал сухогруз. Он по Северному морскому пути доставлял из Архангельска все необходимое - продукты, топливо, боеприпасы и т.д.

    Бригада отправилась одним бортом на АН-2, а меня оставили с грузом, ждать другого борта ЛИ-2, но погода испортилась. Я, в течение нескольких дней, как на работу, приходил утром в диспетчерскую аэродрома и ждал разрешения на вылет.
**********************
- База, база, я борт № 34.
Высота 15 км.
Отказали двигатели,
 катапульта не работает,
жду указаний
- Борт № 34, я база.
Повторяйте за мной:
 "Отче наш, ежи еси на небеси..."
**********************
    Борт вылетел, я в салоне единственный пассажир. Салон прогрелся, из кабины вышел бортрадист, постелил свою шубу на бензобак, который занимал почти четверть салона и уснул. В иллюминаторы ничего не видно, обледенели, но чувствую, мы подлетели, а самолет не идет на посадку, а кружит над точкой. Сделав несколько кругов, он сел, из кабины выбежал рассерженный пилот, открыл дверь и начал матюгаться. Оказывается, на ледовой полосе, уже несколько дней назад, застрял трактор, с цистерной, привязанной к нему, с помощью которой он выравнивал взлетно-посадочную полосу. Встречающие, оправдывались и показывали пилоту, что садиться нельзя, но он не понял их жестов и все таки сел.
 
Если вас бесплатно кормят,
поят, учат, лечат и одеваю,
и при этом на дворе не коммунизм,
значит, на дворе  плац

    Одним из первых, встретивших меня, был солдат, «начальник» бани. Я знал его еще по первому приезду на точку. Он предложил мне пойти в баню. Оказывается они, взамен старой бани, о которой я писал раньше, построили новую баню, с парной, которая работала ежедневно, а не раз в банный день.
**************
- Товарищ старшина, скажите что-нибудь.
- Смирно!
- Да нет! Что-нибудь ласковое, нежное...
- Вольно!
*****************
    Затем началась обычная работа, которую мы выполнили и собрались улетать домой, на Диксон.
   За нами прилетел АН-2. На самолете, прилетела комиссия, во главе с полковником, начальником радиотехнических войск дивизии.
    Самолет остановился на ледовой полосе, к нему подали вездеход ГТС, лучшее транспортное средство в Арктике.
    Самолет, не выключая двигателей, остался ждать возвращения комиссии. Подъезжая к точке, полковник остановился в квартире командира роты. Остальные, сопровождающие его офицеры разошлись по объектам.
   Через некоторое время мы и все офицеры из комиссии сели в ГТС, по дороге забрали полковника. Прямо на ходу офицеры начали докладывать - кто, что видел.
   Подъехали к самолету. Мы быстро закидали в него свои вещи. И тут полковник, на популярном материном языке, обратился к нашему бригадиру, майору, зам. ком. батальона по тех.части:
    -А вы, товарищ майор, останьтесь, наведите здесь порядок, у вас скоро сгорит дизель-электрическая электростанция.
    Приказ, есть приказ, пришлось нам вытаскивать свои вещи из самолета и ехать обратно в часть.

Подальше от начальства - поближе к кухне.
   Майор занялся косметическим ремонтом электростанции, а я стал электриком роты (-и где я, дурак, раньше был?!).
*****************
В ресторане официант спрашивает у посетителя:
— Ну!? Как вам наш повар?
— М—м—м—м! Замечательно!
Пальчики оближешь!
— Это я его приготовил!
******************
    Первое, с чего я начал, это установил, полученное в навигацию, электрооборудование на кухне. Столкнулся с тем, что не мог запустить водогрейный котел -«Титан», потом, до меня дошло, что я в Арктике, а вода здесь снеговая, дистиллированная и схему управления не чествует, что он залит водой.. Я посолил воду, в рубашке котла и у меня все сразу заработало.

Новое подразделение,
отвечающее за горящие окурки,
 появилось в части
 — Патрульные в невзрачной,
поношенной форме подбирают окурки и
 докуривают их,
сводя на нет возможность пожара

    Майор закончил косметический ремонт, и мы стали опять ждать самолета. Я как всегда заходил на кухню, проверить работу электрооборудования.
   Однажды, в казарме объявили тревогу «Пожар!». Я этому не поверил и подумал, что я здесь человек временный, в командировке, и чужие учебные пожарные тревоги меня не касаются, но оказался не прав. Пожар был реальный, горит, только что отремонтированная электростанция, о которой предупреждал полковник. Даже не одеваясь, я побежал посмотреть пожар. Действительно, из подпола шел дым. Понял, что здесь я надолго. На месте, взял у одного знакомого оператора спецпошив, так, как ему надо было не смотреть на пожар, а идти на смену.
************************************

— Алё! Это пожарная часть?
Приезжайте срочно
 — У нас пожар!
— Как к вам доехать?
— Вы что?
 Конечно же на большой красной машине!!

    Первое с чего мы начали, это использовали все, имеющиеся у нас в распоряжение огнетушители, но дым все пребывал. Вскрыли пол. Показался огонь. На тракторе подвезли, из казармы бочки с водой. Ведрами начали заливать огонь водой. Не помогло. Пожар разгорался все сильнее. Вода кончилась. Начали засыпать огонь снегом. Лучше не стало. Пожар разгорался все сильнее. Наш майор, и капитан, командир роты, стали спорить, кому руководить, если не тушением, то хотя бы спасением агрегатов. В это время трактор кружился вокруг электростанции. Победил капитан. По его команде, трактор стал разбивать стены и пытался растащить из горящего здания агрегаты.
    Все отошли от места пожара, закурили, и только старшина роты ходил и снимал ручки и шпингалеты с дверей и окон, которые еще не были охвачены пламенем.
    Надо отдать должное тому, кто вовремя сообразил, отключил подачу солярки из  рядом стоящей цистерны и порезал шланг ее подачи.
    Рядом с электростанцией, в снегу лежал старый электрогенератор. Электромеханик смог быстро запустить его, а я, перерубив старые провода, переключиться на него. Работа точки возобновилась. Враг не пройдет!

Опыт не пропьешь!

    Теперь стало ясно. Быстро покинуть точку не удастся. Наш майор, на развалинах сгоревшей электростанции стал возводить новую электростанцию. Прав был полковник!

Требуется полярник на полный рабочий день

    Для меня это точка стала, как родная.
*************************************************
- Попрошу вас, подбородочек повыше!
Голову чуть вправо!
Плечики разверните!
Смотрим сюда. Вот так. Отлично!
Взвод, целься!
 Огонь!!!

    Из легенд точки. Года за три, до нас там была «революция». Два солдата решили бежать. Они взломали оружейку. Расстреляли дежурную смену. Сели в ГТС и уехали. Неясно, правда, зачем и куда, ближайший населенный пункт, эта пограничная застава на мысе Челюскина. В погоню за ними снарядили трактор, прикрепив к нему зенитно-пулеметную установку (ЗПУ-2). Вездеход ГТС заглохла в тундре. Они не смогли переключиться с одного бака горючего, на другой. Трактор догнал, их расстреляли на месте. Мне предлагали пойти посмотреть, где они лежат. Но я не любитель ужасов. Сказали, что одного обглодали песцы, а второго еще нет. На память, у меня остались фотографии на фоне того расстрелянного ГТС.
    Я продолжил свою работу электрика. Вся электро- и информационная проводка там шла в коробах установленных на пустых бочках или на столбах, не вкопанных, а укрепленных крестовиной (так делают для новогодней елки) и присыпанных камнями. Ориентируясь по коробам, дежурные, во время пурги могли добраться до своих станций. Однажды, я тоже чуть не заблудился, во время пурги, когда шел на точку, на Диксоне. Сначала я шел по коробу водопровода, дошел до насосной станции. Затем, короб кончился, и ориентируясь по проводам на столбах, я шел дальше, прикрыв глаза от ветра и снега. Через некоторое время я заметил, что пришел обратно, к насосной станции, где уже был. Испугался
************************************
Встречаются на Том Свете два электрика.
— Что, фаза? — сочувственно спрашивает один
— Нет, земля! — отвечает другой.
— Не прикалывай, земля не убивает!
— Еще как убивает!
Особенно если падаешь со столба головой вниз

    В роте, я нашел «кошки» и научился залезать на шатающиеся столбы. Не с первого раза. На один сильно шатающийся столб я залезал три дня подряд, каждый день все выше и выше, пока не добрался до кабеля, который мне надо было заменить.
 *****************************
****************
Хоронят электрика. Из толпы:
— Ох—ох—ох ведь такой молодой еще.
 Сколько ему стукнуло?
— 220!
****************
*******************************

    Незаметно наступил полярный день. Лето. Иногда, мы, через шифровальщика, посылали на Диксон телеграммы с просьбой выслать за нами самолет. В ответ приходила телеграмма с выговором нашему майору.
    Последней моей работой на этой точек была смена электропроводки в гараже, но к этому времени у меня кончилась вся изолента, которую, как и все необходимые и срочные материалы присылали, сбрасывая с самолета. В этот же день, с самолета сбросили и сапоги, для местного фельдшера, с которым я дружил. Поскольку, у него нога была очень большого размера, то он из казармы не выходил и перемещался только в диэлектрических ботах. Надо отметить, что проводку в гараже я сделал очень качественно, кабелем с двойной изоляцией, без лишних соединений. Однако, когда я был уже дома мне, по дороге домой, позвонил дембель и рассказал, что гараж сгорел. Хотели обвинить меня, но потом разобрались, в чем было дело. Он же мне рассказал, что, как только мы уехали, на точке появился белый медведь.
**************************************

Из объяснительной электрика:
— Получил 250 грамм спирта для протирки контактов.
В процессе работы надышался паров спирта,
потерял самоконтроль и выпил все остальное

    Началась навигация. Пришел корабль. Во время разгрузки, ко мне подошел фельдшер.
    – Видишь! Это мой ящик с медикаментами. Там есть спирт. Если мы его не выпьем прямо сейчас, то его заберут офицеры.
    Он вскрыл ящик. Достал склянку со спиртом. Мы выпили прямо на причале и закусили … - валидолом! Медицина, однако!

    Разгрузка сухогруза окончилась. Наша бригада села на сухогруз и через несколько дней мы приплыли на Диксон.

Неизбежность дембеля

 - краеугольный камень всех военных доктрин.
    Диксон. До осени и дембеля оставалось некоторое время. В части объявили аккордную работу для дембелей – привести из каменоломни энное количество камней на санях. Нас, дембелей из мастерской, тоже включили в эту команду. Об этом узнал начальник штаба. Он предложил нам, в качестве аккордной работы  сделать устройство для определения источника активных помех.  Мы охотно согласились.
    Сделали планшет из оргстекла. На нем нарисовали карту и расположения станций. Под каждой станцией установили сельсин – приемник, на оси которого прикрепили футляр для фильтров, прилагаемой для противогаза. В футлярах сделали узкую щель и установили в них лампочки. На столе, для оператора, установили сельсины-передатчики.  Если их поворачивать, то лучи от лампочек будут пересекаться в позиции источника активной помехи. Спроектировали и изготовили планшет за несколько дней. Трудились с утра до ночи.  Начальник штаба остался доволен, а мы, с чистой совестью,  стали ждать дембеля.

- Биологи доказали,
что тараканы могут жить без головы!
- Могут. Но в голове им уютнее
 
   Я сел в кочегарки мастерской около печки и дал себе зарок, как только, не сходя с места, ногой, задавлю сотого таракана, то сразу будет дембель. Действительно. Давлю сотого таракана, до простят меня «зеленые», звонок из штаба – иди получать документы.

Дембель поднимает тост:
- За здоровье молодых!!!

    С острова Диксон, до дома, в Москве (от двери до двери) я добрался на трех бортах за 12 часов!

********************
«Ты суслика видишь?
— Нет
— И я нет. А он есть!»
***********************

    P.S.
   Соединения противовоздушной обороны Западного военного округа /ЗВО/ получат на вооружение в 2014 году более десяти радиолокационных комплексов разных типов, в том числе не имеющую аналогов в мире радиолокационную станцию дальнего обнаружения «Небо-У».Об этом сообщил ИТАР-ТАСС (11.02.2014), начальник пресс-службы ЗВО полковник Олег Кочетков.
   «Новая радиолокационная техника будет развернута на территории Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей. Всего до 2020 года войска округа в рамках государственной программы перевооружения получат более 50 новых радиолокационных станций различных типов», — сказал он.
«Небо-У» предназначена для обнаружения, автосопровождения и измерения пространственных координат и параметров движения воздушных объектов на дистанциях около тысячи километров, в том числе малоразмерных и двигающихся по баллистической траектории.
    Кроме того, по словам Кочеткова, на вооружение подразделений ПВО округа в 2014 году поступит трассовый радиолокационный комплекс «Сопка-2;, позволяющий вести круглосуточный радиолокационный контроль на дистанции до 400 км, и высотах до 30 км. Помимо этого подразделения радиотехнических войск ЗВО получат 15 комплексов средств автоматизации «Фундамент-М», предназначенных для оперативного приема, обработки и выдачи информации о воздушных объектах на командный пункт.


Рецензии
Влад, отличная публикация!
Прошла по Вашей сноске, чтобы посмотреть фотографии - трудно было оторваться, столько во всём самобытности, оригинальности, хорошего юмора!
Вернусь ещё, чтобы кое-что для себя записать.
Например, такое: "Лучшие защитники природы - военные. Только они способны кардинально спасти её и очистить от человечества." Актуально, не в бровь а в глаз, как говорится…
С признательностью за открытие очень интересного Автора,
Ваша Н.Н.

Ната Алексеева   28.12.2018 01:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.