Отзыв-пароль

Начнем с того, что я уже несколько дней хожу и разговариваю сама с собой, с Анчаровым, с героями его произведений. При этом не просто в голове прокручиваю какие-то мысли, а вслух рассуждаю и вопросы задаю. Потом сама на эти вопросы отвечаю, выдавая иногда одну версию, иногда сразу несколько. И тут же вдруг неожиданно замечаю, что проехала уже на второй скорости два перекрестка и машина недовольно мне кричит об этом. Или вижу, что муж стоит рядом с секундомером и строит предположения о том, сколько времени пройдет на этот раз на мое переключение с собственных мыслей на его вопрос.

А почему так происходит? Потому что мир, созданный Михаилом Анчаровым, каким-то невероятным образом похож на тот, в который я люблю сбегать от действительности, зарываясь в свои мысли, теории, гипотезы и раздумья о том, как надо жить или как не надо. И выглядываю я из него на многих окружающих, как на марсианина первого прилета из «Голубой жилки Афродиты», и понимаю, что существую с ними  в каких-то разных плоскостях. Иногда вроде и хочется попасть в их мир, но не получается, видимо, паролей не знаю.

Да, почему-то название сего творения сразу пришло само. Обычно так не происходит, я размышляю над ними, ищу подходящие. А тут села писать, настрочила посередине «Отзыв», а в голове сразу всплыло «Пароль». Вот и решила оставить. Может быть, и не случайно это… Ведь чтобы понять тот мир, который создает Анчаров в произведениях нужны какие-то пароли жизненного опыта, прочтенных книг, общения с разными людьми, тогда они и ОТЗЫВаются. И не только на уровне сознания, но и где-то в подсознании, или в душе, или в сердце.

В процессе чтения очень быстро пришло осознание того, что Анчарова нельзя читать по диагонали. Здесь важно каждое слово. А когда ты читаешь, то чуть ли не в каждом абзаце (или фрагменте текста, потому что деления на абзацы в «Голубой жилке Афродиты», например, в привычном понимании построения текста почти нет) параллельно канве повествования в твоей голове всплывают мысли: «Надо же, я тоже так думаю!»,  «А ведь действительно, это так!» и подобные. Он пишет о тех вещах, которые вроде ты знаешь, но как-то для себя не формулируешь, они пребывают в голове в аморфном состоянии с неочерченными границами. А тут вдруг они неожиданно всплывают на поверхность совершенно конкретными и точными образами. А может быть, они как айсберги, которые чуть-чуть выглядывают над поверхностью воды, а чтобы увидеть реальную их форму надо нырнуть глубоко под воду. А самой нырять страшно, ведь другие же не ныряют, любуются тем, что видят сверху и живут счастливо.

Я всегда радуюсь, когда нахожу подтверждение каким-то своим мыслям у других людей – у писателей, художников, музыкантов.

Еще очень важный момент был с тем, что Михаил Анчаров пишет так, что я заранее не могу просчитать развитие сюжета. В какой-то момент моей жизни пришло осознание того, что мне не интересно читать какие-то книги, потому что я знаю наперед, что произойдет с героями дальше. Здесь повествование выстраивается так, что я ничего не могу просчитать. И это классное ощущение, потому что ты делаешь открытие! Ты удивляешься! А так важно удивляться! (Наверное, ради этого хотя бы стоит нырять).

Когда разрозненные впечатления или воспоминания собираются в единое целое, то возникает объемная картина реальной жизни. Для меня повествование с позиции «Я» является несколько однобоким, но поскольку в «Голубой жилке Афродиты» несколько «Я», а в «Стройности» много разных зарисовок, то получается фактурно, выпукло и точно! СТРОЙНО, я бы даже сказала.

Одним словом, мне настолько понравились мои эмоции при прочтении первого произведения, что я напросила у подруги на день рождения в подарок в домашнюю библиотеку книгу Михаила Анчарова.

«Голубая жилка Афродиты» стойко ассоциируется с двумя фразами: «В тихом омуте черти водятся» и «Каждому по вере».
Когда человек ведет себя чересчур безынициативно, то это невольно настораживает. Причем, понимаешь это не сознанием, а каким-то внутренним чувством, может быть, ощущаешь неискренность, но даже сформулировать точно для себя не можешь, откуда она произрастает.

А еще сильна идея любви, которая умеет ждать, преображать и наделять какими-то сверхъестественными способностями. Это, наверное, одна из высших ступеней развития – подняться на такой уровень любви.

Идея написать продолжение к произведению Михаила Анчарова мне нравится. Однако не знаю, получится ли органично. Потому что у меня в голове очень много вопросов, а он в произведениях дает совершенно конкретные ответы на то, как должно быть. И ему бескомпромиссно веришь.

Сначала, у меня возникла идея написать письмо от имени Гошки Панфилова, чтобы передать впечатления о произошедших событиях. Потом была мысль дневника марсианина, который дал бы подробную картину миропорядка под его предводительством, или же его медицинской карты с диагнозами и размышлениями врачей с другой планеты. Также мелькали раздумья о развитии греческих мотивов.

 Но! Очень быстро я поняла, что для того чтобы все это написать, нужно погрузиться в произведение снова, причем вообще с головой, забывая про коробку передач в авто и не слыша окружающих.

Технически это сделать непросто, но возможно. И поскольку как раз сейчас я читаю «Стройность», то погружаюсь в нее с блокнотом в руках, с заметками на полях. Потому что те мысли, которые возникают при первом прочтении, самые важные. Это уже проверено практикой. И потом, при втором прочтении что-то утрачивается. А хочется отозваться на слова Михаила Анчарова своими самыми искренними и живыми впечатлениями, вставляя их прямо в текст, а не в конец. Выстроить вот такой диалог. Ведь не зря же я с ним разговариваю в своей голове уже почти неделю.


Рецензии