Весомый калибр

Как всякий мальчишка, родившийся в первые послевоенные годы, я зачитывался литературой на различные военные темы. В первые годы были много художественной литературы, потом появились мемуары разных полководцев, а с развитием Интернета стали доступны воспоминания рядовых участников Великой отечественной войны. Появились и справочные материалы.

Не так давно я прочитал, что преимущество наших танков КВ-1 и Т-34, которые они имели в начале войны, так что немцам приходилось ставить зенитные пушки калибром 88-мм на прямую наводку, чтобы подбить наши танки, к 1943 году улетучилось. Германия высокоиндустриальная страна, с большим количеством талантливых инженеров и конструкторов, так что к лету 1943 года, когда немцы начали операцию «Цитадель», даже их основные танки Т-IV  практически сравнялись с нашими «тридцатьчетверками», а танки T-V  «Тигр» и T-VI «Пантера» превосходили их в броневой защите и мощности пушек, могли расстреливать наши танки с больших расстояний. И хотя о «Тигре» наши узнали в начале 1943 года, но ничего существенного этим монстрам противопоставить не могли.  Поэтому в Курской битве наши потери в танках и противотанковых орудиях были очень велики.  Военные во главе со своим Верховным главнокомандующим Сталиным задумались, что делать. И придумали.

Семьдесят пять лет назад, в начале августа 1943-го, Государственный комитет обороны СССР постановил принять на вооружение Красной армии сразу четыре знаковых вида боевой техники.

В войска пошли тяжелый танк ИС-1, 152-миллиметровая гаубица Д-1, самоходки СУ-122 и СУ-152. Это оружие ослабило преимущество немецких «тигров», «пантер» и «фердинандов» в бронировании и дальнобойности, и позволило советским танкистам драться с лучшими машинами панцерваффе на равных.

ИС-1 (другое название — ИС-85, по калибру орудия) представляет собой, по сути, глубокую модернизацию тяжелых танков КВ-1 и КВ-1С, практически непробиваемых для немецкой противотанковой артиллерии в начале войны. Испытания машины проводились с 22 марта по 19 апреля 1943-го и завершились удачно. Комиссия пришла к выводу, что танки ИС-1 при меньшей массе значительно превосходили предшественников по крепости брони и скорости. Основным вооружением танка выбрали пушку Д-5Т калибра 85 миллиметров. В январе-марте 1944-го это же орудие начали ставить на серийные средние Т-34-85 — машины, которые многими военными специалистами, в том числе и на Западе, считаются лучшими танками Второй мировой войны.

Стоит отметить, что ИС-1 хоть и основал династию новых советских бронемашин, массово в войска не поставлялся. Всего было изготовлено около 130 танков этого типа, которые принимали участие в боях за освобождение Украины зимой-весной 1944-го. ИС-1 неплохо держали попадания 88-миллиметровых пушек «тигров» и сами наносили противнику серьезные повреждения. Однако бронезащиты и огневой мощи все-таки не хватало. Поэтому еще в ноябре 1943-го был принят на вооружение «идейный наследник» ИС-1 — танк ИС-2 со 122-миллиметровым орудием Д-25Т. Этот танк дрался на равных уже с «королевскими тиграми» («Тигр-II») и значительно превосходил по боевым возможностям все другие танки схожей весовой категории армий стран антигитлеровской коалиции.

Мощную и мобильную 152-миллиметровую гаубицу Д-1 приняли на вооружение в качестве замены хорошо проверенной боями, но устаревшей и чересчур тяжелой М-10 образца 1938 года, снятой с производства еще осенью 1941-го. Во-первых, у лафета была слишком сложная конструкция. Во-вторых, Красная армия испытывала острый дефицит тягачей, способных достаточно быстро буксировать 4,5-тонное орудие по проселочным дорогам. В этом отношении Д-1 существенно отличалась от предшественницы и была почти на тонну легче.

Новые орудия активно применялись на завершающем этапе войны в 1944-1945 годах. Из них били с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, фортификациям и заграждениям. Д-1 участвовала в контрбатарейной борьбе и уничтожении важных объектов во вражеском ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне артиллеристы заряжали в гаубицу бетонобойный снаряд и стреляли прямой наводкой. Советские артиллеристы по достоинству оценили точное, надежное и простое в эксплуатации орудие. И не только советские. Гаубицы Д-1 стояли на вооружении десятка стран. Более того, около 700 пушек находятся на складах хранения в России и сегодня. Дело в том, что осколочно-фугасными 152-миллиметровыми снарядами 53-ОФ-530, разработанными еще в 1930-х, могут стрелять и современные гаубицы того же калибра. И если их окажется мало, в бой пойдут пушки-ветераны, благо боеприпасов хватает.

Видимо, многие мои ровесники видели  фильм «На войне, как на войне», где главную роль играли еще молодые артисты Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов. Фильм рассказывает об одном бое, в котором принимал участие экипаж самоходной установки СУ-100, и как тяжело пришлось им воевать против немецких «Тигров».  И для борьбы с немецким «зверинцем» наши оружейники предложили более мощную СУ-122.

Формально самоходную артиллерийскую установку СУ-122 приняли на вооружение в августе 1943-го, однако в серийное производство запустили еще в декабре 1942 года. Машину долго совершенствовали и устраняли многочисленные недостатки. СУ-122 — одна из первых разработанных в СССР противотанковых самоходок, принятых в крупносерийное производство, поэтому ее надо было довести до ума. Наиболее массово эта техника применялась в наступательных кампаниях второй половины 1943 года, но и потом самоходки активно и успешно применялись в боях вплоть до окончания Великой Отечественной. Сохранился только один экземпляр СУ-122 — в Бронетанковом музее в Кубинке.

Основным вооружением самоходки было орудие М-30С — модификация нарезной 122-миллиметровой дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 года. Дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,6 километра, этого хватало, чтобы вести огонь по тяжелой бронетехнике противника, не входя в ее зону поражения. Штатный кумулятивный снаряд БП-460А пробивал под прямым углом броню толщиной более 100 миллиметров. То есть можно было поразить в лоб даже «тигра», естественно, при должном мастерстве и хладнокровии экипажа, так как бронирование самой СУ-122 далеко не всегда выдерживало ответный удар.

Но в то же время была включена в оснащение тяжелых полков прорыва еще одна тяжелая самоходная артиллерийская установка СУ-152, построенная на базе танка КВ-1с, и оснащенная мощной 152-миллиметровой гаубицей МЛ-20С. Эта установка  по своей боевой функции была больше штурмовым орудием, нежели противотанковым средством. Тем не менее,  прозвище «Зверобой» эта самоходка получила не просто так. Ее дебют состоялся до официального принятия на вооружение — летом 1943-го на Курской дуге. В боях участвовали всего 24 СУ-152, однако они показали себя более чем достойно. Из имевшихся образцов советской бронетехники только СУ-152 могли эффективно бороться с новыми и модернизированными немецкими танками и САУ практически на любой дистанции боя.

Так, экипаж майора Санковского, командира одной из батарей СУ-152, за день вывел из строя десять вражеских танков. А за всю Курскую битву тяжелые самоходки уничтожили и повредили 12 «Тигров». Стоит отметить, что штатные бронебойные снаряды далеко не всегда пробивали сталь немецких тяжелых машин. Но даже близкого попадания осколочно-фугасного боеприпаса калибра 152 миллиметра часто было достаточно, чтобы нанести серьезные повреждения технике противника. Уцелевшие в годы войны СУ-152 находились на вооружении Советской армии и в послевоенное время, как минимум до 1958 года.

Любая война дает очень быстрый рывок в развитии вооружений и тактики их применения. По сути дела, все поля боя превращаются в испытательные полигоны, где в реальных условиях  проходят проверку те или иные образцы новой техники. Начиная войну с Польшей, немецкий вермахт имел на вооружении легкие танки Т-I, T-II, средние Т-III, T-IV, и этих не очень хорошо защищенные бронированием и с небольшими пушками танков хватило, чтобы разбить польские войска за считанные недели. В войне с Францией и странами Бенилюкс  эти танки вместе с чехословацкими Т-38i взломали оборону французов и экспедиционного корпуса англичан,    нанесли тяжелое поражение противнику, запросившему перемирие уже через 42 дня после начала боев.  Готовя нападение на СССР, немецкие стратеги надеялись, что их танковых войск достаточно, чтобы разбить советские войска в скоротечной военной компании.  Но их войска получили достойный отпор, и не только благодаря героизму советских воинов, но  и потому, что бронированный кулак вермахта  по бронированию, и по мощности орудий значительно уступал нашим Т-34, с которыми немцы впервые познакомились на поле боя. Началось соперничество и конструкторов вооружений, и промышленных предприятий, выпускающих военную технику. И в этом соревновании победила наша страна, которая победила и на поле боя.

Но как-бы не были велики калибры орудий в сухопутных войсках воюющих во Второй мировой войне армий, самым мощные были на кораблях, в первую очередь на линкорах. Еще с начала ХХ века началось строительство линейных кораблей, получивших название «дредноут» по названию первого английского линкора, в котором была применена революционная по тем временам схема размещения орудий главного калибра, достигавших  305  мм.  Началось строительство таких кораблей и в России.

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» – на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» – на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками.

Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции – в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания – 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии – 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.

Построенные в некоторых высокоразвитых странах линейные корабли оказались по сути дела, очень дорогими игрушками, и не оказали существенного влияния на ход ни Первой, ни Второй мировой войн.

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны – Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» – «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», – закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль линкоров была небольшой. Самое известное столкновение немецкого линкора «Бисмарк» с английским линкором «Принц Уэльский» и тяжелым крейсером «Худ» в мае 1941 года завершилось потоплением гордости английского флота «Худ», развалившегося на части после попадания снаряда в артиллерийские погреба.

А японские суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси»,  вооруженные  460 мм орудиями,  вообще не воевали с американскими линейными кораблями.  460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника.

Самые большие потери огромные линейные корабли понесли от атак подводных лодок и авиации противника. Хотя о мощности орудий главного калибра говорят такие цифры. Вес бронебойного снаряда пушки 406-мм калибра составлял 1225 кг, дальность стрельбы - 38 км.  Такой снаряд пробивал бетон толщиной 9 метров, и оставлял после себя воронку диаметром 15 м и глубиной 6 м. Еще больше весил бронебойный снаряд «Ямато» 460-мм калибра – 1460 кг, который посылался на дальность в 42 км.

Последний раз американские линкоры стреляли во время Вьетнамской войны по территории, где находились вьетнамцы, поддерживая свои сухопутные войска. Но чем завершилась эта война, рассказывать не надо. Не помогли сверхмощные калибры линейных кораблей, американцы проиграли.

До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора – американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное оружие.


Рецензии
Спасибо, Саша, за рассказ об истории развития артиллерийского вооружения! Боже, сколько ума, средств, здоровья, человеческих жертв потратило человечество на производство средств самоуничтожения! А если бы всё это на БЛАГО?! Я в детстве насмотрелся на артиллерийскую технику и наслушался грохота от её выстрелов. Ведь папа мой служил в 4-й артиллерийской дивизии, которую немцы прозвали "Черная смерть".
Желаю, Саша, тебе и твоей семье МИРНОГО НЕБА и СПОКОЙНОЙ жизни! С наступающим НОВЫМ 2019 годом! Привет и поздравления ВСЕМ!
Владимир.

Владимир Пастер   27.12.2018 18:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.