Приговор змею

Приговор змею
Ашем сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен».

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе.

Как следствие этой кары змей потерял способность говорить.

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей.

Каким образом? — Твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей.

Один римский философ хотел выяснить, как долго змея вынашивает детеныша. Он поймал двух змей, самца и самку, и поместил их в бочку, чтобы наблюдать за ними до тех пор, пока самка не разродится. Когда в Рим прибыли еврейские мудрецы, философ спросил у р. Гамлиэля: «Как долго змея вынашивает детеныша?»

Лицо р. Гамлиэля побледнело от стыда, потому что он не знал ответа. Его встретил р. Йеошуа и спросил: «Почему ты выглядишь больным?»

— Мне задали вопрос, а я не смог на него ответить, — сказал р. Гамлиэлъ.

— Что это за вопрос? — поинтересовался р. Йеошуа.

— Сколько продолжается период вынашивания у змей?

— Ответ гласит: семь лет, — сказал р. Йеошуа.

— Откуда ты знаешь?

— В Торе говорится о змее (3:14): «Проклят ты сильнее всех скотов и превыше любого зверя полевого». Это проклятие означает, что по периоду вынашивания змея так же относится к домашним животным, как те к диким зверям. Мы знаем, что если у кошки беременность продолжается всего пятьдесят два дня, то у ослицы она длится триста шестьдесят пять дней, т.е. в семь раз больше. Раз беременность ослицы протекает триста шестьдесят пять дней (или полный год), то отсюда следует, что у змеи она должна продолжаться семь лет.

Под вечер р. Гамлиэлъ вернулся к философу. Выслушав ответ, философ начал биться головой о стену и завопил: «Этот человек мгновенно узнал из своей Торы то, на что у меня ушло семь лет жизни!»

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов.

Благая сторона есть даже в проклятии Ашема: змею дана была способность быстро заползать в щель, чтобы ускользнуть от опасности.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.

10. И наконец, ты умрешь.

«Все, что Ты получаешь, ты навлек на себя сам, — так мог сказать Ашем. — Ты был одарен способностями большими, чем любое другое животное. И все же ты, змей, не удовольствовался тем, что тебе было дано, возжелав большего. В результате даже то, что принадлежало тебе ранее, отнято у тебя. В Ган Эден ты был царем среди животных, а теперь ты будешь самым отвратительным из них. Ты привык есть ту же пищу, что и человек, а ныне ты должен есть прах. Из-за того, что ты с вожделением смотрел на Хаву, думая, что после смерти Адама ты возьмешь ее себе, отныне ты наказан вечной враждой между человеком и всей твоей породой».

Кроме того, змей навлек на себя наказание, которому подвергаются все, распространяющие дурную молву, поскольку оклеветал Ашема, сказав: «Он потому запретил вам есть от этого дерева, что Сам ел от него, а теперь боится, что вы сможете стать подобными Ему, то есть способными творить миры». Поэтому его поразила проказа. Кольцо на шкуре змея — это и есть знаки его проказы. Змей никогда не получит исцеления, даже во времена Машиаха, когда все прочие твари будут излечены от своих болезней.


Рецензии