Гл. 7. Владимир Дзахоевич. Кадры решают всё
По мере того, как увеличивалась добыча золотоносной руды, возникла большая необходимость в квалифицированных кадрах.
Владимир Асланов - президент компании, как и все его подчинённые, прекрасно понимали, что без опытных специалистов - им просто не обойтись. Им нужны были опытные водители, бульдозеристы, экскаваторщики, электрики, дизелисты, буровики, взрывники, химики, операторы, подсобные рабочие. И ещё много других специалистов нужных для нормальной работы комбината, и жизни его работников.
А как заманить их, в этот богом забытый край, и чем?
Первое, это конечно – нормальным, как в городе жильём. Второе – хорошей, по нынешним меркам зарплатой, ну а третье, самое главное, это цивилизацией.
Значит, в посёлке должны быть хорошие магазины как в городе, большой и светлый детский сад, больница, дом культуры с приезжающими артистами, спортзал с бассей-ном, школа.
Потом своя пекарня, свой колбасный и молочный цеха, своя столовая, чтобы там кормили как в ресторане Иркутска или Красноярска.
Когда Равшан, тайно съездил в Навои, и поговорил там с работающими на комбинате русскими специалистами, любыми путями старающимися вырваться из независимого теперь Узбекистана - они выставили ему письменные требования. Согласились приехать работать в его компанию, при условии, что он предоставит им всем квартиры, если у него будет детский сад и обязательно средняя школа.
На переезд в посёлок согласились почти пятьдесят семей, среди которых было шестьдесят детей в возрасте от трёх до пятнадцати лет.
Это были квалифицированные, опытные специалисты, которые нужны были его комбинату как воздух, и потому он, как глава компании, начал форсировать события, предполагая, что специалистов работающих на узбекском золоте, могут перехватить другие прииски, его конкуренты.
Поэтому он торопил строителей с вводом в строй школы, на двести учащихся, а сам тем временем искал для неё учителей и директора для неё.
Главным его помощником стала Надежда Гранина - заведующая детским садом, которая согласилась перейти из детского сада в школу, и взять на себя два младших класса. Она же и была назначена временно исполняющей обязанности директора школы и безвылазно находилась в строящейся школе и следила за качеством работы строи-телей.
Побывав вместе с ней в краевом управлении по образованию, они получили большое число инструкций и требований к школе, и главное к её специалистам.
Было составлено штатное расписание будущей школы, и получилось, что для нормальной работы средней школы, необходимо было иметь в ней, как минимум пятнадцать учителей, не считая завуча и директора.
- Да, уж, уж! Как говорит, мой друг Сергей Сыромяткин. И откуда мы наберёмся этих учителей, где их взять то? – он вопросительно посмотрел на Наталью, сидевшую на заднем сиденье джипа, когда они возвращались из Красноярска.
- Ну, а тем более директора найти, вообще проблема. Хотелось бы мужика. У нас ведь контингент в посёлке разнообразный, много парней холостых, лихих, бесшабашных, начнут к ученицам приставать, в школу лезть. Поэтому тут директором мужика надо ставить, только где его найти, если в пединституте, одни девушки учатся.
- Да, тут Вы правы, лучше, если будет мужчина. А, где такого найти? Ну, если только на заочном факультете. Ребята, которые хотят быть педагогами, как правило, сами себя содержат, поэтому работают и учатся, или на вечернем факультете, или на заочном. Я, не уверена, что там много мужского пола, но когда я училась, на заочном отделении в институте, было пять или шесть парней, уже работающих в школе. Это были парни в основном из деревень и посёлков, все местные, добавила Надежда.
- Вот, вот! Нам местный мужик и нужен. Ну, спасибо тебе Надя, что подала идею, послезавтра специально поеду в Красноярск, в пединститут, и там всё разведаю. Если не получится, то придётся ещё и в Иркутск съездить.
Через два дня, рано утром приехав в Красноярск, он сам решил побывать на заочном факультете педагогического института.
Там, познакомившись с деканом факультета - Софьей Андреевной Крамской, милой женщины лет так за сорок, Владимир с её помощью, в течение месяца, смог подо-брать для своей школы шестерых учителей: пять девушек и одного мужчину – это был Максим Арефьев.
В первый же день их знакомства, Софья Андреевна, войдя в его бедственное положение, принялась сама помогать ему в поиске своих студентов по телефону.
Но вначале найти удалось только учительницу младших классов Анну Гришину и Максима Арефьева. Они, на этот момент оказались дома.
Софья Андреевна позвонила им, представилась, и попросила, если возможно, через два часа, приехать в институт, к ней в кабинет, по важному делу, очень важному для них.
- Насколько я знаю, Гришина работает в пятнадцатой школе, ведёт третий класс, а Максим Арефьев, работает где-то в аэропорту, кажется электромехаником. Вот и всё, чем я могу вам помочь Владимир Дзахоевич,- она улыбнулась ему милой женской улыбкой, ничего не говорящей для большинства мужчин, и внимательно посмотрела на него.
В Красноярске и в Красноярском крае, он был уже известной личностью, о нём и его компании много раз писали краевые газеты, было опубликовано даже два репорта-жа с прииска в газете «Коммерсант». Поэтому, наверное, ей было интересно разговаривать с этим известным золотопромышленником и помогать ему.
- Спасибо Вам Софья Андреевна. Как я понял, у нас есть два часа, пока ваши студенты прибудут в институт? Так ведь? А, что Вы скажете, если я приглашу Вас в ресторан, пообедать со мной, а? Я, тут видел недалеко ресторан «Енисей», это почти рядом.
Женщина смутилась, помолчала несколько секунд, видимо принимая решение, а потом улыбнулась ему и сказала:
- А, что? Давайте пообедаем. Тем более что я, сто лет не была в ресторане.
Они вышли из её кабинета, и стали спускаться вниз по лестнице к выходу.
- Почему сто лет не были? Вы такая красивая женщина, что муж не может, хотя бы раз в месяц пригласить Вас в ресторан? – с кавказской прямолинейностью поинтересовался Владимир.
В это раз женщина не смутилась. Она, просто подняла на него глаза, и сказала:
- А у меня нет мужа.
- Тогда зачем Вы носите на правой руке обручальное кольцо? – настойчиво продолжал Владимир. Женщина ему очень понравилась, и он хотел о ней больше узнать.
- Кольцо? – засмеялась она в ответ. – Да, просто ношу, и всё. Хотя мы с мужем уже пять лет в разводе. Мне мои дочки тоже говорят, чтобы я его сняла, потому что этим отпугиваю от себя мужчин. А, я считаю, что настоящего мужчину ничем не отпугнёшь. Так ведь, Владимир Дзахоевич? Или я не права?
И Софья Андреевна лукаво улыбнулась ему, загадочной улыбкой одинокой женщины, радующейся встрече с новым интересным человеком.
Если бы Владимир был опытным ловеласом или повесой, он, наверное, понял бы эту улыбку - вызов. Понял бы, и продолжил бы развивать это их знакомство дальше, тем более что женщина ему действительно пришлась по душе. Но, он был деловым человеком, с кучей проблем в голове, и даже не думал о том, чтобы пофлиртовать с новой знакомой.
Она нужна ему была для дела, и на это он был готов потратить любые деньги.
Его водитель довёз их до ресторана, а сам поехал на заправку.
В ресторане Софье Андреевне понравилось. Но, особенно её поразила щедрость нового знакомого.
Он заказал ей букет цветов, предварительно узнав, какие она любит, и они через тридцать минут были доставлены прямо в ресторан к их столу. Потом, предложил ей выбрать любые блюда с первой и второй страницы меню, а когда она начала с ним спорить, потому что они очень дорогие, он взял и сам заказал ей обед на свой вкус.
Здесь была вкуснейшая стерляжья уха, креветки в соусе, чёрная икра в чашечке с серебряными ложечками, салаты из свежих овощей, шашлык из осетрины, французское шампанское и мороженое со сливками на десерт.
Сам Владимир ел только баранину под соусом и сыр с зеленью, чем очень удивил спутницу.
Они выпили шампанского, поболтали о том, о сём и, взяв цветы, вернулись к машине, которая уже ждала их у ворот ресторана.
Когда они вдвоём вошли в фойе института, все сразу обратили на них внимание, особенно на огромный букет цветов в руках у Софьи Андреевны.
Возле кабинета Софьи Андреевны их уже ждал Максим Арефьев.
- Здравствуйте Софья Андреевна! Вызывали? – как послушный ученик улыбнулся он ей, сразу обратив внимание на мужчину с ней рядом.
- Здравствуй Максим! Вызывала по очень важному делу,- они втроём прошли в её кабинет, она тут же налила в хрустальную вазу, стоящую на окне воды из графина, поста-вила цветы в неё и пригласила мужчин садиться.
- Познакомься Максим, это Владимир Дзахоевич Асланов - президент компании добывающей золото, это в ста километрах отсюда. Там работает много людей, и все они живут в посёлке Благое, недалеко от прииска. Недавно там построили школу. Впрочем, дальше Владимир Дзахоевич сам тебе расскажет.
- Мне очень приятно с тобой познакомиться Максим. Именно таким я себе тебя и представлял. Софья Андреевна рассказала, что у тебя есть желание работать с детьми, в школе. Вот, я и подумал, а почему бы мне тебя не пригласить поработать в нашу школу, которую мы недавно построили в посёлке для детей работников компании.
- Ну, это только месяца через четыре, когда я диплом получу, - возразил ему Максим. – Я ведь сейчас не в школе работаю, а электромехаником на системе посадки в аэропорту. Детей не учил, правда, месячную практику в школе два раза проходил.
- И что тебе дала эта практика? - поинтересовался Владимир Дзахоевич.
- Что дала? Да, уверенность, что я хочу быть учителем и работать с детьми.
- Ну, это же здорово! – воскликнул гость, Максим начинал ему нравиться всё больше.
– Значит, желание учить детей у тебя есть, диплом уже почти в кармане, остаётся только определиться со школой..
Кстати сколько ты там получаешь на своей работе, прости за вопрос?
Максим назвал сумму.
- Так вот, я предлагаю тебе зарплату в три раза большую, чем ты сейчас получаешь. Плюс ежеквартальную премию и однокомнатную квартиру. Извини, я не спросил, ты женат?
Максим замялся, помедлил немного, а потом сказал:
- Нет, не женат. Но есть сын, он живёт со мной в доме родителей.
- Ну, значит, обязательно женишься, правда, у меня там, в посёлке, с девушками напряжёнка. Ничего, ты себе и здесь в городе хорошую жену найдёшь. Так что, согласен?
В это время в дверь кабинета постучали, и на пороге появилась Аня Гришина, невысокая, хорошо сложенная молодая девушка с модной причёской на голове.
Она поздоровалась со всеми, и её тут же ввели в курс дела.
Узнав, что её приглашают работать в новую школу, расположенную где-то у чёрта на куличках, Аня поначалу категорически отказалась. Однако когда Владимир Дзахоевич назвал ей сумму заработной платы, которую она будет там получать, и вдобавок сообщил, что ей будет предоставлена, так же как и Максиму, отдельная однокомнат-ная квартира, она заколебалась и обещала подумать.
- Конечно, подумайте, если решите, сообщите Софье Андреевне, а она уже сообщит мне. Кстати, если у вас есть подруги, желающие у нас поработать на тех же условиях, милости прошу, мне в мою школу нужно пятнадцать учителей. Школа новая, десятилетка. Здание одноэтажное, но просторное и тёплое. Там десять классных комнат, пять кабинетов: физики, биологии, химии, компьютерный и музыкальный. Ну, учительская, кабинет директора, завуча, завхоза, и актовый зал на двести человек.
- Значит у вас уже двести учеников?- заинтересовалась Софья Андреевна.
- Да, нет, откуда? Пока только семь первоклашек из нашего детского сада в школу пойдут. Но, к первому сентября прибудет ещё шестьдесят детей, там есть ученики восьмого, и даже девятого класса. Они приедут с родителями, опытными специалистами, которые мне позарез нужны, потому что комбинат наращивает добычу золота для страны. Вот поэтому я и построил им эту школу, и вот приглашаю тебя, Максим стать в ней директором.
Максим даже опешил от этих слов.
- Меня? Директором? Да Вы что, Владимир Дзахоевич? Я не смогу! - категорически замахал руками Максим.
- Ну ладно там учителем истории, географии ещё, я мог бы согласиться, но сразу директором? Нет уж, увольте! Мне же всего двадцать четыре года, какой из меня директор? – замахал руками Максим.
- Что испугался? А, мне сказали, что ты в десанте служил, воевал, так ведь?
- Да, было дело.
-Ну, вот видишь, значит, кое-что повидал. Думаешь, я сразу президентом золотодобывающей компании стал? Нет, сынок. Я после службы в армии, почти пятнадцать лет простым бульдозеристом вкалывал, и где я только не побывал за это время.
Потом окончил институт, и меня стали продвигать наверх, а уж потом меня избрали президентом компании. Такие вот дела. Короче так. Ты мне подходишь, думай. У тебя неделя. Я завтра улетаю за оборудованием в Японию, вернусь и приду сюда к Софье Андреевне, она любезно пообещала мне помочь укомплектовать мою школу специалистами.
А какие у нас там, в посёлке красивые места! А сколько дичи разной, грибов, ягод! Если приедешь, сам увидишь.
Они тепло попрощались, и Максим с Аней, пошли думать.
Софья Андреевна с любопытством, нисколько не стесняясь, рассматривала своего гостя.
Он заинтриговал её, и ей захотелось хоть один раз побывать в этом таёжном посёлке с названием Благое, где живёт этот интересный человек, которого кроме добычи золота, а то есть личной выгоды, интересует ещё и судьба его работников и их детей. Такое, в последнее время редко встречается, очень редко.
Как бы угадав её мысли, Владимир Дзахоевич, оторвал свой взгляд от ежедневника, куда записывал данные Максима и Анны, и сказал:
- Вот было бы здорово, если бы этот парень согласился на директора, он чувствуется по всему человек сильный, не нытик. Ну, и эта девушка тоже. Мне, конечно, трудно агитировать людей, да ещё таких гуманитарных специальностей, вот было бы здорово, если бы Вы, Софья Андреевна..
- Можно просто Софья, а то мне как-то даже неудобно, ведь вы же старше меня,- перебила его женщина.
- Если не секрет, сколько Вам лет, Владимир Дзахоевич?
Он в ответ рассмеялся.
- Ну, я же не женщина, мне скрывать нечего.. Как поёт Вахтанг Кикабидзе – «мои года - моё богатство». Мне через месяц стукнет пятьдесят восемь лет, я уже старый как мамонт.
- Да ладно Вам кокетничать! Вы больше чем на пятьдесят не выглядите, это точно. И простите великодушно, что я перебила Вас, вы что-то хотели сказать или предложить мне?
- Хочу предложить. Через неделю, к нам сюда из Москвы перелетят два новых вертолёта Ми-8, я купил их для компании. Свой самолёт, ЯК-42 у меня уже есть, я на нём и полечу до Хабаровска, а оттуда рейсовым самолётом до Токио. Вернусь через неделю, как я уже говорил ребятам. Так вот, я приглашаю Вас, Софья полететь со мной в посёлок на вертолёте, посмотреть, как мы живём, узнать, определить всё на месте, а потом вернуться обратно в Красноярск. Мы уже приготовили около посёлка две вертолётные площадки, домик для экипажа, и охраны. Ну, в общем, всё как у людей.
- У Вас даже личный самолёт есть? – от удивления у Софьи округлились глаза, и она сразу стала похожа на тридцатилетнюю девушку. – Вы, что такой богатый?
- Ну, не миллиардер конечно, но и не бедный. А самолёт и вертолёты нам крайне, нужны для дела. Мне, и моим ребятам приходится много летать, за сырьём, за оборудованием, на совещания в министерство. Отсюда до посёлка около сотни километров, но дороги только просёлочные, разбитые, пока доедешь, все мозги вытрясутся. Поэтому мы решили купить пару вертушек. Ну, так что, полетите со мной в посёлок?
Софья немного промолчала, а потом лукаво посмотрела на него и, чуть грубовато спросила:
- А, Ваша жена, мне там морду не набьёт, когда увидит, что Вы прилетели домой с какой-то неизвестной женщиной? Она, ведь кажется с Вами там, в посёлке живёт, или её временно нет?
Владимир Дзахоевич засмеялся, в его глазах загорелись огоньки, и он, глядя ей прямо в глаза, сказал:
- Это исключено. Исключено по трём причинам.
Первая причина – она кавказская женщина, а женщина с Кавказа никогда не позволит публично позорить своего мужа, это её недостойно;
Вторая причина – это то, что к нам за эти пять лет, что мы живём в посёлке, прилетало очень много разных женщин, и красивых и некрасивых, были артисты из Москвы, журналисты, члены различных комиссий, работники министерств. Я всех этих женщин и мужчин сопровождал лично, и моя жена никому не набила морду, как Вы милая женщина, изволили выразиться.
Софья залилась краской, и всё же сказала:
- Ну, а третья причина, это то, что она Вам просто верит, правда, же? А, зря. Я тоже верила как дура, а он ушёл к моей лучшей подруге, и теперь счастлив.
- Ну, это тоже есть. Но, она просто знает, что у меня нет времени на женщин, хотя я и не монах.
- Скажите, а я Вам нравлюсь? – тихо спросила Софья.
- Нравитесь. И, если честно, я бы очень хотел, чтобы Вы работали в моей команде.
- В качестве кого? Учителя? Завуча?
- Можно и завуча школы. Вы ведь сами рассказывали, как сначала работали в школе, потом в техникуме, потом перешли в институт. Значит, опыт у Вас колоссальный. Ва-ши девочки растут, им нужны будут отдельные квартиры, а мы как раз начинаем строительство в Красноярске первого десятиэтажного дома для работников, уходящих на пенсию. Сдадим его в эксплуатацию на следующий год, это на улице Лермонтова.
Бросайте Вашу работу, и приезжайте ко мне в школу. Я, не знаю, сколько Вы здесь получаете, но я буду платить в три раза больше. Мы потом обговорим этот вопрос. Если будете работать в школе, выделю Вам здесь в новом доме двух комнатную квартиру, но только через три года работы. Мы, всё это в договоре обговорим.
- Да, Владимир Дзахоевич! Прямо сказать огорошили Вы меня своим неожиданным предложением! Я даже не знаю, что и сказать в ответ, - засмеялась Софья озадаченная неожиданным предложением своего собеседника.
- А, Вы Софья, пока ничего не говорите, а подумайте хорошенько. Там в посёлке, у Вас тоже своя квартира будет, однокомнатная со всеми удобствами. Можно будет гостей пригласить, или гостя. Там, у меня мужчин разных возрастов огромное количество, в том числе и холостяков.
- Ну, спасибо Вам, уважаемый президент! Вы сразу и о моей холостяцкой жизни подумали,- засмеялась Софья, резко вставая со стула.
– Но, знаете, я сама привыкла выбирать, и решать, как мне и с кем жить дальше. Однако обещаю, что над Вашим предложением обязательно подумаю, и через неделю дам ответ. А, сейчас простите, мне нужно на совещание к ректору, - и она первая протянула руку для прощания.
И, Владимиру Дзахоевичу, так и не понявшему, что именно в его словах не понравилось этой сорокапятилетней красивой женщине, пришлось срочно ретироваться.
Свидетельство о публикации №218122700784