Моё место

МОЁ МЕСТО.

   За  бдительность, смелые, решительные действия,  проявленные при  задержании преступников,  наградить… подполковника милиции Панина  В.Н. ( к – 025357 –приказ УВД № 410 л.с.  от 21 декабря 1992 г.), заместителя начальника Учебного Центра УВД…
   В то время в ноябре 1992 года, имея выслугу  в МВД 24 года, я не по своей воле продолжал службу  в Учебном Центре УВД…Неоднократно пытался уйти с преподавательской работы на оперативную…,но …меня вновь начали повышать! Сначала назначили заместителем, а затем и начальником Учебного Центра УВД! Видит БОГ – я не хотел этого!!! И хотя у меня всё складывалось хорошо, душой и телом я был « на осмотре места происшествия», это было моё «место», именно с него начиналось самое интересное – раскрытие преступления, совершенного в  условиях неочевидности!
   Профессиональные преступники люди неглупые, но жизненные обстоятельства практически всегда складываются против них. Так или иначе они попадают в поле зрения правоохранительных органов. Всем своим слушателям, на каждом занятии, при любой нашей встрече, я всегда говорил и продолжаю говорить сейчас – не проходите мимо  интересного факта, заинтересовавших вас людей, разговоров, слушайте о чём говорят, задавайте вопросы, ведите разведопрос… Люди знают всё и у них наступает такой период времени, когда они хотят поделиться информацией, которой они располагают. В этом нет никаких  шпионских страстей, - это наша работа!!!
   Если опер не забывает эту прописную истину, он всегда будет впереди !!! Нельзя быть хорошим в профессии, если ты лучший! К этому всегда нужно стремиться! Это здоровая конкуренция! Выигрывают все! И в первую очередь вся служба!
   Принцип «не проходите мимо» действует почти всегда безотказно… Однажды, после каких-то добрых дел, я возвращался пешком по улице Никитина к себе в Центральный РОВД. Было это летом  1982 года, был я в то время на должности  начальника отделеня уголовного розыска… На противоположной стороне улицы в том же направлении шел неизвестный  гражданин, под «мышкой» он нёс свёрнутый в рулон ковер…Сначала, на это обстоятельство, я обратил внимание двух соседок, сидящих на лавочке возле дома (свидетели никогда не помешают) и попросил , чтобы они наблюдали за моими действиями…   «Не бойся милиционера, а бойся пенсионера». Я подошёл к гражданину, остановил его и спросил :  «Что несём?». Последний  разжал руки, ковёр упал на землю. Он узнал меня , а я его! Это был известный мне, знаменитый  квартирный вор Анатолий Сапрыкин по кличке «Мустафа»… Анатолий очень вежливо обратился ко мне: «Владимир Николаевич, я Вас сразу не признал , Вы ли  это? Слышу кто-то меня окликнул? Смотрю Вы!? А чей ковёр я не знаю?» .  Дело было около 10 часов утра. Я доставил Сапрыкина вместе с ковром в дежурную часть. Он естественно от всего отказывался, опросили выявленных мною старушек. А они молодцы, привели с собой ещё двух пенсионерок- соседок, которые тоже всё  видели и слышали… Заявления ни о какой краже не поступало!? Ковёр весь день простоял в дежурной части в углу. И только вечером в милицию прибежала перепуганная женщина, увидела свой ковёр, обняла его , заплакала и радостно заулыбалась!  По адресу, где Сапрыкин совершил кражу, организовали осмотр места происшествия, нашли его отпечатки пальцев рук , пригодные для идентификации личности!!!Как он мог оставить на квартире свои   «пальчики», такой опытный вор, ума не приложу? Я по данному делу  прошёл свидетелем ! И загремел мой «крестничек» в «солнечный Магадан».      
  13 ноября 1992 года  мне по служебным делам нужно было  прибыть в УВД.  В 14 часов я стоял на остановке троллейбуса № 1 « Магазин Маяк». Принцип  «не проходите мимо» опять сработал. Моему взору открылась такая картина : двое молодых парней ходили возле коммерческих киосков и предлагали продавцам купить, как потом выяснилось, видеомагнитофон.   Продавец   одного из «комков»  купил его  у них, по тем временам, эту дефицитную вещь… Парни на несколько минут куда-то исчезли…, затем вновь появились и принесли с собой небольшой телевизор и какие-то вещи… Я находился на остановке под навесом, на мне была форма милиции, что очень сильно бросается в глаза… Медлить было нельзя… Я принял решение задержать хотя бы одного из «подозреваемых». Обратился к двум молодым людям, чтобы они мне помогли, хотя бы понаблюдать за киоском, в окно которого был продан «видик»… Одного из «жуликов» я скрутил сразу, связал милицейским ремнём «как учили», оставил возле киоска под  присмотром молодых людей, которые  были очень испуганы и вели себя неуверенно… Второго я догнал во дворе за магазином «Маяк» и «приволок» в прямом смысле этого слова к киоску. Молодые люди не ушли, дождались меня, спасибо им за это!!! Я попросил их ещё немного подождать и  побежал в  магазин вызывать милицию…  Когда вернулся, парней уже не было, они уехали на троллейбусе, но задержанных окружила толпа любопытных и это работало на меня… Подозреваемые не делали даже каких –либо попыток дёрнуться, убежать… Вскоре приехал экипаж милиции и я вздохнул  с облегчением… У подъезда соседнего дома мы обнаружили «кучу» различных вещей и мелкой бытовой техники, рядом  сидел третий, нечего не подозреваемый «подельник» и ждал своих «сотоварищей» . Его мы, естественно, тоже задержали, а обнаруженные вещи  изъяли… Задержанными оказались ранее судимые, жители  Западного  посёлка Солошин, Кудрин и Зятьков… В процессе проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий этой преступной группе  было  доказано совершение шести квартирных краж на территории Октябрьского и Железнодорожного районов   г.Барнаула. 
   Это был мой последний вклад в дело борьбы с уголовной преступностью в Алтайском крае!  Но я продолжал работать и обучать молодых сотрудников нелёгкому милицейскому делу!!!
Панин В.Н.   
Полковник милиции в отставке


Рецензии