Д. Энгр-великий художник, влюбленный в красоту

Жан Огюст Доминик Энгр (1780 – 1867) – великий художник, влюбленный в красоту.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В первой половине XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры — англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив признания на родине, нашли учеников и последователей именно во Франции.
Теодор Жерико и Эжен Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.
Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни.
С 1791 г. право участия в выставках Луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях.
Луврский Салон (франц. salon, от итальянск. salone - большая зала). Название САЛОН присвоено устраиваемым в Париже большим ежегодным выставкам новейших произведений искусства, вследствие того, что эти выставки первоначально в 1737-1848 гг.  происходили в Квадратном салоне Луврского дворца, отчего они и получили свое наименование. 
С 1793 г. залы Луврского музея открылись для широкой публики. Постепенно государственное академическое образование вытесни лось подготовкой в частных мастерских. В этих условиях власти прибегали к более гибким методам художественной политики, в том числе к распределению крупных заказов на украшение общественных зданий в качестве поощрения угодных художников, что приобрело особенный размах при Наполеоне I и Луи Филиппе (1830—1848).
Во Франции глубоким и многогранным было воздействие на общество идей энциклопедистов, в особенности Жан-Жака Руссо, призывавшего искать обновления всех сторон жизни в простоте и естественности, близких законам природы.
Многим деятелям культуры того времени памятники античности казались воплощением этих свойств: благородная простота и спокойное величие древних мраморов сливались с представлением о самых совершенных формах природы.
К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских художников был Жак Луи Давид (1748-1825)  — самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени.
Ученик Давида - Энгр по основным своим убеждениям тоже был приверженцем классицизма.
Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превратился в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья.
Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городке Монтобан, расположенном на юго-западе Франции, в нескольких милях от Тулузы, в семье скульптора и живописца Жана Мари Жозефа Энгра (1755-1814)..
Отец Энгра был очень даровитым художником. Его биограф писал: "Если бы господин Энгр Старший имел возможность, как его сын, поехать в Париж, чтобы учиться живописи у великих мастеров, он, несомненно, стал бы одним из ведущих художников своего времени".
Во всяком случае, в родном городе Монтобан  отец Энгра оставил яркий след.
Во внутреннем дворике музея Энгра и сегодня стоят статуи, созданные Энгром Старшим. Он немало занимался и интерьером бывшего епископского дворца, где ныне расположился музей Энгра.
В музее хранится и небольшой портрет отца, написанный Энгром в 1804 году. В этом образе отца, сквозит сыновья нежность. Этот портрет сын до самой своей смерти он держал перед глазами в парижской мастерской. Факт знаменательный.
Первые "артистические" уроки будущий художник получил в детстве именно от отца, который оказался требовательным, но способным педагогом.
Отец рано дал мальчику карандаш, он привил ему также любовь к музыке, научив петь, а также играть на скрипке. Энгр оказался способным и упорным учеником, и особенных успехов он достиг именно в игре на скрипке.
Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. В конце концов, глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию. Позже Энгр говорил, что его самым ярким воспоминанием о детстве стал красный мелок для рисования.
В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра "Капитолий" (родители Жана Доминика не обладали большим достатком, и он с юного возраста должен был думать о заработке). Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после живописи, занятием.    
Успешно проходят годы академического обучения. На фестивале молодых художников в Тулузе Энгр получает награду за рисование с натуры. Учителя единодушно предсказывают ему блестящее будущее.
В августе 1797 г. Энгр уже в Париже, где поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида. Учитель очень скоро обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, ...
...как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары.
Энгр внимательно изучал все созданное учителем. Видимо, в первые три года отношения между Давидом и Энгром были вполне корректными, во всяком случае, внешне. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 году Большой рим¬ской премии, дававшей право продолжать в течение 4 лет обучение во Французской академии в Риме.
Энгр рас¬считывал на нее, но Давид решительно настоял, чтобы она была дана некому Гранже, другому его ученику. Этого самолюбивый Энгр не мог простить никому, даже своему учителю.
Сам он был далек в тот момент от объективной оценки уровня своего мастерства.
Первые «взрослые» работы художника датируются 1800 г. Это академические штудии с обнаженной мужской натуры. Подобно Давиду, Энгр считал, что важнейшей целью изучения античных памятников является развитие у художника умения видеть в натуре все самое лучшее и благородное.
С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь желанной для каждого начинающего художника награды. Для получения Большой римской премии требовалось умение построить многофигурную сцену на исторический или мифологический сюжет.
Наконец, его попытки увенчались успехом - 29 сентября 1801г. картина «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии.
Но путешествие по Италии и четырехгодичное пребывание в качестве стипендиата во Французской академии в Риме из-за неблагоприятного состояния финансов были отложены на 5 лет.
Античность влекла Энгра к себе неудержимо, и он изучал ее памятники в залах Лувра и по иллюстрированным изданиям, хранившимся в парижских библиотеках.
Энгр систематически посещал и так называемую академию Сюисса - одну из частных художественных школ Парижа, где за сравнительно небольшую плату он мог писать живую натуру.
В Салоне 1806 г. выставляется несколько работ Энгра, однако эти картины получают прохладную оценку официальной критики.
К этому времени он уже зарабатывал на жизнь портретами. Некоторые из них смотрелись очень смелыми, новаторскими.
Портреты Энгра, относящиеся к различным периодам его творческого пути, отражают особенности манеры, художника, характерные для данного периода. Более того, они так или иначе являются зеркалом времени вообще.
Энгр, по словам Шарля Бодлера, был «единственным человеком во Франции, способным по-настоящему писать портреты». Забавно, но сам художник считал их своего рода досадной "нагрузкой", отвлекающей его от создания "настоящих" картин.
В «Автопортрете» (1804, Шантильи, Музей Конде) уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства художника: яркая индивидуальность характеристик, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей.
Энгр много экспериментировал с женскими портретами. Любопытно, что в его наследии мы не найдем парных семейных портретов, столь популярных в XVIII веке.
У Энгра мужчины и женщины выглядят посланниками совершенно отдельных, чужих миров, практически не соприкасающихся друг с другом.
Портреты друзей и родственников Энгр обычно писал бесплатно, в подарок.
В начале XIX века во Франции существенно изменилась роль женщины, которая стала главной создательницей, домашнего уюта, превратившись в своеобразного "ангела-хранителя дома".
Иллюстрацией такого сдвига в сознании можно считать портреты членов семьи Ривьер, написанные молодым Энгром.
 «Портрет Ф. Ривьера», 1805 в смысле композиции выстроен строго традиционно.
Глава семьи Филибер Ривьер был одним из важных чиновников наполео¬новской Империи, занимавшим с 1810 года место начальника стола прошений Государственного совета.
Перед Энгром был человек, принадле¬жащий к сильным мира сего - преуспевающий, удовлетворенный собой и обстоятельствами своей жизни. Самодовольная улыбка, запечатлен¬ная художником на его лице, должна была явиться выражением этого мироощущения — у него нет каких-либо сомнений или нерешенных вопросов, нет и того внутреннего горения и приподнятости, которые в большей или меньшей степени отличали другие портреты, а главное — собственный портрет художника предыдущего года.
Мадам и мадемуазель Ривьер изображены совершенно иначе. Особенно - мадемуазель.
ПОРТРЕТ ГОСПОЖИ РИВЬЕР (1806) . Данный портрет - смелая попытка модернизации законов классицизма. Недавний ученик Давида, Энгр, в отличие от него, здесь прибегает к орнаментально усложненным построениям.
Овальная форма позволяет свести основной ритм линий к вариациям плавных, закругленных очертаний. И есть в этой вещи определенная недоговоренность, присущая всем (особенно женским) энгровским портретам. Но в ней-то и заключена их притягательная сила.
 «Портрет мадемуазель Каролины Ривьер». Прелесть юной модели представилась ему наиболее выразительной на фоне ясных зеленоватых далей пейзажа и нежного голубого неба, которые звучат эхом итальянских портретов эпохи раннего Возрождения. 
Жан Кассу называет это произведение "Французской Джокондой". Так же, как и великое творение Леонардо да Винчи, образ юной Ривьер имеет в себе нечто загадочно-притягательное.
Энгра пленили в 15-летней девушке хрупкость, некоторая скованность и диспропорция форм. Художник не смягчает, а, наоборот, подчеркивает эти особенности. Он выбирает такой ракурс, при котором плечи кажутся еще более узкими, а голова с крупными чертами лица несколько тяжелой.
Неуклюжие руки подростка в ярко-желтых замшевых перчатках на фоне белого платья воспринимаются особенно массивными.
Боа из лебяжьего пуха, свободно перекинутое на руках, своей пушистой фактурой и округлостью линий смягчает прямые очертания фигуры.
Эти линии вторят овалу лица, четким полукружиям бровей и прически; темные глаза кажутся влажными, веки нанесены как бы одним движением кисти, а тени удивительно легки и прозрачны. Даже верхние углы картины художник закругляет соответственно им. Отсюда столь полная пластическая гармония портрета.
Художник изобразил Каролину в возрасте пятнадцати лет, и в этом же году она умрет. Грустные глаза, лихорадочный румянец щек, хрупкость всего образа девушки служат как бы предвестником ее столь ранней смерти.
Почти через 50 лет, готовясь к выставке 1855 г., Энгр, разыскал портрет мадемуазель Ривьер у наследников изображенной, он заметил: «Если я и сделал когда-либо что-то действительно хорошее, так этот портрет; и поэтому мне было бы приятно его выставить...».
После Салона 1806 г. картина при жизни художника так и не была выставлена, и только в 1874 г. правительство приобрело ее для Люксембургского музея, откуда она перешла в Лувр.


Рецензии