Ненависть к Фаусту - фрагмент 4 и окончание
Ничто человеческое и ничто мировое не укладывается в систему, если иметь в виду то мировое и то человеческое, где дышит хоть крупица духа. Смерть разрушает последнюю возможность систематизирования человеческой жизни, ибо духовно она не есть конец, а значит, она есть переход и открытие нового. Конец света разрушает последнюю возможность систематизировать мировую жизнь, мировую судьбу, потому что Апокалипсис есть конец лишь грешной плоти мира, духовно же он есть обновление и восхождение в новое непостижимое качество, в царство Господних обетований. То, что интуитивно знает человек, и то, что предначертано миру Словом Божьим, не только не укладывается в завершенную конечность какой бы то ни было системы, но имеет в духовной перспективе пресечение всякой конечности, переход в вечную жизнь, которая не подлежит никаким человеческим прогозам, тем более — окончательности замкнутых систем.
Господь творит из свободы, Творение извлекается из тьмы свободы мощью Божественного Замысла, и в самом Замысле заложена идея свободы, которая вносит принципиальный проб¬лематизм и драматизм в судьбу Творения и твари Господней. Стремление непременно создать законченную систему, ...познать Творение как систему, есть попытка устранить из Замысла Господнего проблематизм свободы, очертить последнюю границу, установить в качестве абсолютного факт, что неизвест¬ное кончилось, что пресеклось развитие, ибо развитие есть обязательно вхождение нового, небывшего и непредвиденного. Система же предполагает, что ничего такого не может возникнуть, что не охватывалось бы системой, либо не могло бы быть ею предсказано. Система — это способ пресечь трудный и негарантированный путь в неизвестном. Это бульдозер методов и подходов к ответам, который пускается вперед в надежде прорубить прямую и легкую для движения просеку в темном лесу вопросов. Тяга к системе есть прежде всего «метафизическая трусость» (бердяевское понятие), страх перед безответной и бессистемной тьмой свободы, содержащей в себе всю бесконечную мировую вопросительность. Тот, который ищет системы, не верит в свою духовную адекватность, в свою способность во всякий момент жизни столк¬нуться и контактировать, либо конфронтировать с непо-вторимой и непредсказуемой конкретикой нового духовного феномена. Религиозно — это установление пределов Божественному Творчеству, отказ от веры в безграничную Премудрость Творца, отмена эсхатологческой перспективы мирового процесса. Это претензия на универсальное, так сказать, «последнее» проро¬чество, которое самодовольно поставит предел и Господу. В чело¬веческом же смысле — это торжество духовной статики, устроение на долгую «вечную жизнь» в беспроблем¬ности системы. Нравственно — это очень трусливая позиция. В ней нет и следа интеллектуальных дерзаний, не то что духовного подвижничества, в ней одно лишь рабство духа, устремленность всего существа в «мирные» края благой системной предопределенности, расчетной предсказуемости движений мировой духовной тектоники. Все великое и живое, что было у искателей и создателей философских систем, возникало как духовное столк¬новение с самим собой, со своим же собственным намерением изобрести систему. Оно так и осталось проблематическим, не уложившимся в систему ...торчащим и непричесанным. Лучшее свидетельство этого — само обилие философских систем, каждая из которых претендовала на окончательность, а умирала как монстр интеллектуального насилия над тайной Творения ...умирала, так и не приоткрыв эту священную тайну. Нет живых систем, есть лишь мавзолеи систем и некрополи систематизма. Нет живых систем, но есть живое, оставшееся от систем. Это невянущее дыхание духовного поиска, того самого великого и оригинального самораскрытия личности, волей к которому и было продиктовано само творчество в духовной свободе. Однако воля к бездарности совсем не интересуется живым и нетленным духом, уцелевшим от обреченных на крушение систем, волю к бездарности никак не может привлекать воля к гениальности, которая излучается из вечно живого. Зато воля к бездарности очень любит «совершенство» систем, обожает самовлюбленно распро¬страняться об их округлой закончен¬ности, об их красоте, пленящей эстетическое чувство. В воле к бездарности всегда есть пошлое сибаритство, нарциссическая расслабленность эстетства, почитающая себя очень аристократичной, но на самом деле выдающая внутренне грубый и неблагородный облик воли к бездарности, ибо в этом нарциссическом сибаритствующем эстетстве просвечивает глубо¬кое равнодушие к Истине на всех ее уровнях: на уровне внутрен¬ней правды личности, на уровне философского миропостижения, ...наконец, на уровне божественной глубины, где возникают и разворачиваются богочеловеческие отношения, где живет надежда человека на Господа и надежда Господа на чад своих. Гениально определена суть всякого эстетства Бердяевым в его книге «О назначении человека». Эстетизм, — говорит он, — это претензия на рай в грехе. Лицо забывшего свою вину, не интересующегося трагической истиной своего положения, не желающего искать правду в своей собственной духовной глубине и отворачивающегося от трагической загадки бытия, — такое лицо не только не благородно и не аристократично ...оно отвратительно в своей претензии на даровый, незаслуженный и невоз¬можный Рай. Был дан человеку однажды даровый Рай, но человек пожелал отказаться от него волей свободы. Сегодня же благородство человеческое не в том, чтобы отказываться от трагических плодов своей свободы, снимать с себя вину и одно¬временно ответственность за ее искупление. Это психология духовного раба, а не аристократа духа. После столь великого и страшного деяния, как грехопадение по воле своей, нельзя просто отделаться вагнеровским: «Жизнь коротка, а путь до совершенства дальний!», нельзя сказать, — мы люди маленькие. Нет, мы не маленькие люди! Человек это не маленькое, если он мог совершить столь трагическое и дерзкое. И стоять человек должен в полный свой духовный рост перед своей свободой, своей виной и ее искуплением. Ему нужен дух Фауста: «Я Фауст, и не меньше значу!..» И манить его должно прежде всего его собственное и мировое «что», а не «как». У эстетизма нет нравственного оправдания, как нет у него и онтологической основы. Мир стоит на «что», Творение — первоначальное «ЧТО», человек — дитя Господне, есть прежде всего «Что», сущность, нумен, и воля его должна быть прежде всего волей к «что», волей к распознанию нумена, волей к вхождению в сущность. Это и есть воля к гениальности, воля Фауста. Фаустовский дух не может удовлетвориться эстетическим наслаждением от красоты концепции, если своим содержанием она ставит предел нуменальному развитию, если своим систематизмом и замкнутостью границ она отрезает постигающий дух личности от беспредельности духовного становления. Удовлетворенное и покойное наслаждение эстетическим совершенством системы есть «дело» воли к бездарности. Само созидание системы — это уже воздвижение тюрьмы, так что наслаждение красотой системы есть наслаждение заключенного «красотой» своего собственного узилища. И последняя правда воли к бездарности, правда, которую сама она почти не способна осознать, — это то, что в глубине своей воля к бездарности боится свободы, алкает духовной тюрьмы, ищет «уютного» узилища, где за цену отказа от свободы духа (не слишком высокую для нее цену) ей будет продана безбедная жизнь гарантированной «духовной» беспроблемности, бесконфликтности, нерискованности. Свобода рискованна, в ней заключена опасность и ответ¬ственность, связанная с проблемой духовного избрания. Но взять на себя ответственность избрания, принять опасность ошибки как неисключенную возможность, — на это способна лишь воля к гениальности, то есть такое духовное состояние личности, когда Истина и правда ей дороже ее собственного гарантированного благопо¬лучия. Воле же к бездарности нечем брать на себя ответственность, у нее нет на это духовных сил, ...не существует для нее ничего столь важного, что могло бы заставить ее забыть о себе, и потому превыше всего она ценит обеспеченность, нерискован¬ность. А нерискованность и обеспеченность покупается без¬ответственностью, отказом от личного пути, личной борьбы, отказом от раскрытия из себя своей внутренней правды, добровольным возвратом права на обладание оригинальным и единственным смыслом.
Воля к бездарности есть отказ от «Я» как внутренней ре¬аль¬¬ности, как нумена. В метафизике воли к бездарности зало¬же¬на огромная антиметафизичность. Можно сказать, что мета¬физика воли к бездарности заключается в отрицании метафизики, в неверии во что бы то ни было надповерхностное или подповерх¬ностное. Для нее существует только поверхность, только физика. В воле к бездарности человечность претерпевает ката¬строфу объективации, выбрасывания на поверхность, отчуждения от собственных глубин. Человек превращает себя в хладный предмет, за которым он сам наблюдает уже со стороны. Его глубинное, его прирожденное духовное «Я» превращается в отчужденное и неузнаваемое для него самого «не я». Отсюда и частые «философские» ссылки воли к бездарности на объективные законы. Действительно, чем меньше личность имеет связей с собственной сущностью, чем меньша она управляется изнутри, из духовной свободы своего пути самораскрытия, тем в большей степени ею управляют шестерни и сцепления объективных «законов», тем больше подпадает она под действие внеш¬них и чуждых сил. Воля к бездарности притягивает эти чуждые, внешние силы, и человек, подпавший рабству воли к бездарности, становится игралищем этих сил. Силы эти, ...эти так называемые «объективные законы» есть не что иное, как плен у мира греховной плоти, и лишь непоколебимая духовность, лишь воля к гениальности способны противостоять этому плену и одерживать победы над «объективностью» грехов¬ного мира. Все мы грешны и все испытываем давящую власть окаменелой объектности мира. Она — объектность — владеет нашим телом, медленно убивая его, но она проникает и в наш дух, если мы не оказываем духовного сопротивления верой, и, проникая в нашу духовную ткань, объектность отчуждает от нашего духовно неделимого существа фрагменты, части. Объект¬ность стремится разорвать духовную личность. Объектность есть болезнь мира. Она калечит плоть, она угашает дух. Бердяев говорил о Гоголе, что тот не видел человека, а видел лишь клочья людей. Эту его характеристику ве¬ликого художника можно принять как абсолютное опреде¬ление действия объективации на человеческую личность. Объективация охлаждает, смораживает, оледеняет живую и огненную стихию лично¬сти, а потом разрывает или разламывает ее как отверделый кусок, как абсолютно неэластичную, неупругую статику. Объективация раскалывает смороженную личность, как кусок льда. Объективация — это отчуждение от человека его человечно¬сти. Всё, что мы воспринимаем в себе и в мире, объективно, а не субъективно, есть уже не мы, не наше ...отчужденное от нас, то есть — нечеловеческое. Величайшая богочеловеческая ценность наиболее редких и светоносных личностей, тех, что мы называем гениями и которые представ¬ляются нам титанами, заключается в их огненной целостности, в расплавленности и сплавленности воедино их духа, который только в таком состоянии и воздвигает свое величие. Именно это состоя¬ние духовной расплавленности и сплав¬ленности давало им способность пережить не только себя, не просто уголок природы, но весь мир субъективно, то есть как абсолютно и окончательно свое, ни в малейшей степени не объективное, не чуждое. Масштаб личности укрупняется в процессе ее духовной интегра¬ции, он увеличивается по мере способности ее пережить все большую часть мироздания как свою личную проблему, как духовную свою заботу. Высочайший взлет воли к гениальности — это переживание всего мира как своей внутренней проблемы, осозна¬ние своей внутренней правды как правды мира, своей личной судьбы как духов¬но¬го залога судьбы мировой. Воля к гениальности пережи-вается как уверенность в своем значении, в абсолютной нужности и абсолютной ценности своего пути духовного восхождения. Такую уверенность дает лишь вера в Бога и в божественное предназначение.
Воля к бездарности, наоборот, переживается, как полнейшая неуверенность в своем значении. Она верит в свою ненужность, она объективирует и бессмысленно разглядывает со стороны не только весь мир, всю природу, всех земных тварей, но и саму себя, свое нутро, свою внутреннюю правду. Разгля-дывание же своего нутра со стороны приводит к бесконечному анатомическому анализу постороннего, чужого. Но бесполезно анатомировать охладелую внеположность. В ней нет и невозможно отыскать признаков жизни, потому что свою жизнь невозможно ни отыскать, ни понять на постороннем трупе. Ее можно ощутить лишь в самом себе. Жизнь можно постичь лишь жизнью, она непостижима для летальных состояний самоотчуждения. Снедаясь малодушием сомнений, терзаясь метафизической и физической трусостью, томясь неизжитой эстетской пубертальностью, воля к бездарности идет через ад самоотчуждения и самоненужности. Все, начиная с себя самой, она переживает как совершенно внешнее, чуждое и враждебное. Наивысшей степени объективации, т. е. отчуждения, достигает воля к бездарности в переживании окружающего ее материального мира. Он всегда есть для нее чужое, никогда ни в малой степени не свое, всегда враждебное, давящее и начальственное, что может с одинаковой степенью непререкаемости запретить или, наоборот, дать согласие на изъявление внутреннего содержания личности. Окончательно объективированный мир становится для воли к бездарности молохом и высшей санкцией. Что одобрено миром, то хорошо, что отвергнуто миром, то плохо; что мир признает за существующее, то есть, чего он не видит и не признает, того просто нет.
Если мир не дает моему духовному творчеству, моей внутренней правде своей санкции успехом, признанием, значит, нет ни моего духовного пути, ни моей духовной свободы, из которой я творю свою внутреннюю правду. Если мир не подтвердил моего существования своей удостоверяющей печатью, значит, меня просто нет, а если я очень настаиваю, что все-таки есть, ...значит, меня не должно быть. Так установленное соотношение между внутренней правдой «Я» и миром есть погубление того и другого, есть стирание черт узнаваемости «Я» и черт узнаваемости мира, распадение и атомизация Творения, то есть пропасть безбожия и гибели под игом давящей власти объектного. Путь воли к бездарности — это дорога, вьющаяся по дну пропасти, это путь падения и падшести.
Окончание
Если б дороги духа, пути воли к гениальности, пролегали на некоей недосягаемой высоте, совершенно не соприкасающейся с низинами жизни, то идущие по ним могли бы, с мукой глядя вниз на жизненный загон, где бьется без смысла воля к бездарности, произнести страшные пушкинские слова, звучащие в самом конце трагедии о Борисе Годунове: «Мы видели их мертвые трупы». Или еще более страшно, — мы видели их живые трупы, — потому что на низинных путях воли к бездарности все есть движение, столкновения и борьба живых трупов. Но трагизм и иску¬пительное значение жизни заключается именно в том, что нет отъединенных внутренней безопасностью духовных путей.
Пути духа проложены через жизнь, и должно признать, что в этом есть Божественная Премудрость. Жизнь духа не может гарантироваться безопасностью, не может и не должна обеспечиваться неприкасаемостью. Это было бы смертельно для духа. Пути духовной свободы лежат через жизнь, через муку жизни, через угрозу жизнью, ибо это пути силы, духовного воинства, ...это пути искупления мира сего. Люди духа, люди воли к гениальности, идут, как и вся человечность, через мир неискупленного греха. Как «Граждане Кале», которые по первоначальному замыслу Родена должны были стоять не на пьедестале, а прямо на брусчатке площади, люди духа стоят ...идут ...живут в толпе, продираются через мычащее стадо воли к бездарности, пытаясь разбудить спящих, ища достучаться хоть до одного окамененного сердца ...бессильные вразумить и призванные вразумлять.
1995 г.
Свидетельство о публикации №218122800042