Укус гадюки 2-12

12.
Триумфальное шествие встретила красотка. Недовольно кривила носик и поджимала губы, когда мужчины поручили грязную работу. Белые ухоженные руки с нанизанными перстнями кричат о знатном происхождении. Такой положен эскорт из слуг. Зато сложно определить к какой ветви народа принадлежит. Кожа слишком светлая, а волосы чернее ночи. Радужка с лиловым оттенком. Разрез глаз не похож на татарский, хотя едва заметная складочка есть. Скулы острые и подбородок слегка вытянут.
- Деда позови, - бросил недовольно Азиз.
Утратив бодрость и задор, медленно слез с лошади. Придержал поводья, когда Тим сполз, буквально свалился вниз. Сцепив зубы, приглушенно застонал. После растяжки, сведенные судорогой, ноги отказали окончательно. Соболиные брови холодной красавицы взметнулись вверх и откинула полог чума. На ухоженном нежном лице отчетливо проступило презрение пополам с брезгливостью.
- Силы покинули тебя? - радостно оскалился монгол. - Сейчас изгонят окончательно!
Негодяй уверенно расправил широкие плечи. Карие глаза хищно щурились. Дома предки помогают, как говорят угры. Под последними следует принимать такие народы: ханты, манси, остяки, вогулы… Термин, скорее, художественный, чем научно обоснованный. Например, коренное население Южной Сибири произошло от славянских родов. Татары пришли потом, по мере расширения орды в захватнических целях. Хватало беглых опальных князьков, переселяющихся с подданными. Городки на реках стояли задолго до них. Об этом свидетельствуют найденные курганы и городища.
- Только попробуй — тронь! - Тим лихорадочно зажал в руке нож и тут же зашелся в громком кашле.
- Хватит уже, - проворчал недовольный Нуолан Нерох и решительно вынул черный клинок с костяной рукояткой.
Лишь поднятием кустистых бровей выразил все удивление. Этот древний кинжал не спутаешь с другими. Способ закалки стали в масле или жире известен давно. Сталь приобретает черный мрачный цвет, зато не ржавеет. Моржовая рукоять напоминала полумесяц. Клык принадлежал водяному зверю, неуклюжему на суше, но прекрасному пловцу. Изображения рисунка стерлись, размылись, но еще можно угадать большую кошку. Зверь этот похож повадками на рысь, но гораздо крупнее и легко прокусывает длинными клыками шкуры мохнатых исполинов. Довольно доверчивых, их травили хитрой приманкой. Молодых можно убить и так.
Ритуальный кинжал принадлежал одному из старших — основателю рода. Решительный успешный охотник добыл шкуру свирепого хищника и повесил на шею ожерелье из клыков. Секреты закалки и ковки железа были известны не всем. Изделия обменивали у южан — светловолосых и голубоглазых, живших за каменными стенами. Некогда этот народ подвергся нападению грязных немытых захватчиков — народов с востока. Прочные укрепления некоторое время сдерживали пришельцев. Часть из защитников погибла, а другие ушли на север. Конечно, Нуолан Нерох не знал, что от захватчиков и образовалось китайское государство. Кичатся своей выдуманной древностью, хотя бумагу, порох и многое другое переняли у соседей. Победили хитростью, подлостью и коварством.
- Ты спрашивал: стоит-ли дружить с русами? - усмехнулся шаман. - Предки четко указывают путь. Нам следует перейти на сторону светловолосых.
- Но, как так? - на лице монгола проступило явное огорчение. - Бек Кадыр приглашал на соколиную охоту. Попробуй отказать!
- Не забывай, что родня есть у тебя и здесь, - положил жилистую руку на покатое плечо мужчина в волчьем укороченном тулупе.
Он закончил растирать ноги Тима медвежьим жиром. Последний сцепил зубы, терпя ноющую боль. Бледный лоб блестел, покрытый бисеринками пота. Кровообращение восстанавливалось и по суставам разливался жидкий огонь. Мысленно взвыл, судорожно комкая пальцами бараньи шкуры. Скот на севере разводили давно, правда вместо кошек держали хорьков или куниц. В загонах, на открытом воздухе зимовали быки и коровы, покрытые настоящей густой шерстью. Облысели они потом, после ряда селекции.
- А при чем здесь этот грязный язычник? - покривился Азиз, указывая корявым пальцем на соперника.
Он не испытывал одобрения к какому-то лохматому дикарю, посмевшему посягнуть на чужое имущество. Девушка принадлежала торговцу с Вузюкова озера. Аксыл не обманывал  покупателей явно и  служил посредником между караванщиками с Востока, из Самарканда, Бухары, и местными охотниками пастухами. Еще, по слухам, ушлый скупщик доносил обо всем хану Сейдяку. Особенно ценились кованные изделия, вина и шелк с Юга.
- Этот парень — глаза и уши хана урусов, - пояснил Нуолан Нерох и в воздухе повисла напряженная тишина…


Рецензии