По тихим тропинкам. Старец Митрофаний Ростовский

  1986 год.  Ростов на Дону.  Первый раз зашла в собор. Тишина и запах ладана, среди темных стен царит прохлада. Первый православный молитвослов.
  1990 год.  Праздник Троицы.  Возрождается Иверский монастырь. Служба в нижнем храме. В раскрытые окна видны высотки Северного микрорайона.Мычит корова, ромашки и васильки в ведрах стоят пучками перед иконами. На полу цемент, известка,доски. Служит батюшка Сергий Разумцев. Народу, нас несколько человек, и монашки. Из оврага доносится терпкий запах цветущей бузины, пижмы, полыни.
После причастия целую батюшке руку, он строго говорит: "Прикладывайтесь к кресту!".
После службы матушка Неонилла приглашает нас к трапезе. Затем спускаемся к роднику, в овраг. Трава мокрая, скользкая, спуск довольно крутой. Оглядываюсь - с нами батюшка Модест, идет, опираясь на палочку.  Старец начинает петь: "Под Твою милость прибегаем,  Богородице Дево, молитв наших не призри в скорбех, но от бед избави нас!"
По солнцепеку возвращаемся домой. Проходим мимо деревянного двухэтажного здания - это общежитие для паломников. Так же, как и в храме, здесь кипит работа: кто-то стирает, кто-то пилит бревна. "У родника белый храм, кладбище старое, этот забытый край Русь нам оставила...". - поет иеромонах Роман.

  1993 год.  Батюшку Сергия перевели восстанавливать храм Серафима Саровского.
Подхожу к храму и с восхищением думаю:"Ай да батюшка!Какой он воодрузил крест на здании бывшей музыкальной школы!" Не у меня одной вызывал батюшка Сергий такие чувства - высокий нескладный,заикающийся, а люди к нему шли, как пчелы летели на мед. После этих служений батюшка Сергий Разумцев воевал в Сербии.
Престольный праздник: "Радуйся Серафиме,  Саровский чудотворче!"
После службы крестный ход к роднику . Батюшку казаки везут в экипаже, запряженном двумя лошадками. Идем с иконами, с цветами, на нас озираются прохожие.
Долгий путь к роднику в обход. Вот уже слышен шум ручья на дне оврага, не зря же он называется "Гремучка", появилось голубое озерцо, повеяло свежестью. Молебен. 
 Огромное количество народа, весь овраг заполнен.
Батюшка окропляет нас святой водой из родника,тут же крестит мальчонку лет пяти, обильно его умывает и к всеобщему ликованию, сам, в рясе ,окунается в воду с головой, потом выныривает, весь мокрый. Все радуются, как на Пасху. Обратно идем прямиком.
Радуйся Серафиме, Саровский чудотворче!               
Снова захожу  в  Старый  Собор на  Базаре. Около  оградки  храма  стоит инвалидная коляска, возле нее  толпятся  люди. Схиархимандрит  Алексей из  Батайска, наполовину  парализованный,  с  трудом владеющии телом,  принимает  людей, говорит  очень  мало, с  трудом. Первое  чувство   жалости  сменяется мыслью: " а ведь он  прозорливый, он святой, не  зря  к  нему люди идут..."
 
  1994 год. Божественная литургия в церкви Вознесения Христова на Братском кладбище.  Вижу старого высокого монаха, выходившего из алтаря, из придела Иоанна Богослова.
После службы его ждет толпа народа, и он не сходя  со ступенек храма, восторженно говорит,раскинув руки:" Последние христиане! Последние христиане!"
"Батюшка Митрофаний, благословите,помолитесь за нас!"- говорят прихожане.
"Я не батюшка, я просто монах!" - отвечает смиренно старец, но люди просят принять, помочь:  "Батюшка, дом не продается, сын запил, сама заболела, предлагают операцию".
Батюшка Митрофаний молится и по его святым молитвам все улаживается." У меня больных нет "-  говорит он.
Вспоминая старца, отмечаешь себе, что он не только помогал и лечил,но и обличал, воспитывал. Кротко обличал одну женщину: "У тебя разговоров не воз, а целый обоз" - многое было открыто старцу. Батюшка Митрофаний и сам был немногословен, отвечал на вопросы прихожан словами из Псалтиря, вспоминая поучения старца Феодосия  Кавказского: "Скажешь не больше семи слов в сутки и спасешься...". 
Сам старенький и слабый, он нес на себе боли и болезни других людей по словам Псалтиря:
"Господь дал благовествующему силою многою." К себе относился очень равнодушно. "Отец, у тебя зубы отваливаются!" - говорят ему, а он равнодушно махнет рукой: "Пусть!"и идет себе дальше. Никогда не брал ни у кого денег, ни подарков, только цветы.  После приема народа, садился в машину к духовным чадам и уезжал домой. Близкие к батюшка отталкивали особенно надоедливых почитателей: "Отец три дня на одной просфоре, вчера не спал всю ночь".
  Все в малом было у батюшки. Невольно приходят на ум стихи Тараса Шевченко:"Мы не поганы.Мы - настоящие христианы.Мы малым сыты." Великое в малом.
 Батюшка никогда не искал большего ни в чем, кроме молитвы и покаяния.Как и другой наш ростовский святой батюшка Иоанн Домовский, призывал не стремиться к высоким должностям, к богатству, быть сытым и  довольным  малым.

По отзывам прихожан " дома у него было, как в церкви - труд и молитва и никаких разговоров." Скромная келейка, иконы в простых деревянных рамках. Очень любил читать акафист Казанской иконе Божьей Матери: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего..", акафист Николаю Угоднику, читал их каждый день в 2 ночи, завещал духовным чадам вымаливать своих усопших сродников, читая акафист святому Митрофана Воронежскому.Строгий пост - мясо в дом не заносилось.Батюшка кормил очень много людей,ему помогали духовные чада. Борщ,вареники,блины,
любимые батюшкой постные луковые котлетки, пирожки - всем хватало, никто не уходил голодным, а иногда и чудесно прибавлялось.

Дом старца Митрофания находился на живописнейшем месте Ростова, в Ленгородке на берегу Темернички. Здесь,в окружении старых ив, молился старец. По окончании основной работы,здесь и трудился дворником - многие жители Ленгородка, помнят его, подметающим трамвайную остановку.
Здесь он жил со своей супругой Татьяной, которую  подстриг в монашество архимандрит Модест с именем Васса. Батюшкины духовные чада до сих пор вспоминают ее гостеприимство, молитвенность, служение бедным детям-сиротам. После смерти старец Митрофаний часто  поминал  супругу, раздавая хлебушек.
После 40 лет супругам благословлял спать отдельно, а браки благословлял
довольно редко: "Ты немощная, он немощный, что вам вместе делать!"

Однажды, на Братском кладбище, возле церкви, в толпе батюшкиных духовных почитателей, я увидела одинокого монаха-странника, очень скромно одетого, всем своим видом он отличался от других, был как бы "не от мира сего", он был настолько запоминающимся, настолько непохожим на других. Через несколько лет я увидела это лицо на обложке  книги -  это был схиархимандрит Виталий.

Старец Митрофаний с большой ответственностью относился к людям, отвечая на самые разные вопросы. Помню, на третий день после Пасхи спрашивают, можно ли покрасить яица.
Батюшка спрашивает:"Зачем?"
-"Для забавы, деткам на радость." Он минут десять молился в сторонке и думал, прежде чем ответить. По истечении этого срока батюшка разрешил покрасить яички. "Работайте Господеви со страхом и радуйтесь ему с трепетом." (Пс.2)

Его часто гнали, не верили, клеветали и про себя он говорил:"Я всю жизнь был гонимый".Пять лет сидел батюшка в тюрьме на Соловках за веру.
Выжил чудом - молился, что бы согреться молчал, ни с кем не вступая в беседы и вспоминать тюрьму не любил,даже когда его спрашивали.
После тюрьмы исключительно бережно
относился к хлебу-кирпичику.Невольно вспоминаются строки из "Одного дня Ивана Денисовича", когда Александр
Солженицен описывает как ел Иван:
"бережно, не торопясь, смакуя каждую
крошку...
Явился духовный отец старец Феодосий в момент когда батюшка прощался с жизнью и понял что не выжить человеку в ледяном  каменном мешке."Ты будешь жить ",  -сказал Феодосий  и дал ему буханку хлеба и яблоко, повелел молчать и творить молитву Йисусову. "Сколько мне сидеть?"- спросил старец."Пять,"  -  показал Феодосии и повелел после выхода из тюрьмы ходить в церковь.  Таким образом, святая церковь отправила батюшку на  общественное служение  в мир,  ибо не ставят светильник внизу, а  на самый верх. "И будете вы свет миру" - сказал Господь Иисус.
"Многие скорби праведным и от всех них избавит Господь"
После освобождения батюшка Косьма принял активное участие в церковной жизни города Ростова. Так, впервые имя его встречается в письме в администрацию города с просьбой  о перенесении иконостаса и устройстве его в храме иконы Божьей Матери Живоносный Источник в селе Васильево-Петровке.
Это замечательное место известно и тем, что здесь бывал и старец Павел Таганрогский. В 60- х годах святыня стала возрождаться.Вот как описывает старейшая прихожанка таганрогских храмов Людмила Ивановна Дубровская свои впечатления: "Когда первый раз приехала, не смогла удержаться от слез. Стоит плачущий храм  в руинах, без окон, без дверей, без крыши...
Горы бутылок, металлолома, груды мусора.А вокруг весенняя роща и поют соловьи." Крестный ход из семи человек и батюшки....
Позже,  в 1966 году письмо с просьбой о перенесении останков чтимого православными верующими старца Фавста и блаженной Марьюшки которая наизусть знала  весь  псалтирь со всесвятского кладбища на Братское. Известно, что в это время  батюшка крестил детей на дому.
На праздник Введения во храм  Богородицы батюшка стал  прихожанином  церкви Вознесения на Братском кладбище. Его ласково встретил отец Владимир (Коряк) и разрешил служить в алтаре, в левом приделе  во имя Иоанна Богослова.Любил посещать батюшка Митрофаний и возрождающийся из руин
Иверский монастырь,видя там многих
светлых божьих людей.
 Матушка Неонилла, настоятельница Иверского монастыря пробыла в должности настоятельницы совсем немного (1993-1996), всего три года, но так же как и батюшка Модест оставила незабываемую память в сердцах прихожан.
22 апреля 1993 года . Праздник сорока мучеников в Севастийском озере. По дороге на Минеральные воды разыгралась настоящая метель, не зги не видно, машины вязнут в снежной непроглядной крупе
указателей дороги не видно.Уже хотели
поворачивать назад в Ростов, но батюшка сказал что через двадцать минут все успокоится.
Так и произошло, засияло солнышко,
Снег растаял и вскоре мы очутились в Минеральных водах в келие старца Феодосия.

 19 июня 1999 года стали собираться на старинном таганрогском кладбище  тысячи человек,что бы утром пройти крестным ходом с мощами старца Павла Таганрогского до Никольской церкви на самом Таганьем мысу.
Стоял душный тихий летний вечер,  прохладный освежающий бриз с моря только слегка касался нащих разгоряченных дорогой тел и душ. Мощей в часовенке уже не было - они  стояли в алтаре церкви. Но на старинном кладбище были святые  могилки  схимонаха Даниила Таганрогского,  блаженной юродивой Елены Таганрогской, епископа Арсения, мучеников кадетов, младенца Бориса  -  все молились и прикладывались, читались акафисты, пелись псалмы.
Вечером, в  узком сводчатом окне церкви мы увидели  в  темном  мраке  алтаря,  как  мощи старца Павла излучали разноцветные фейерверки, снопы света. Это продолжалось около часа.
Старец Павел Таганрогский предсказывал что мощи его увезут,  он нас  оставит и тогда - "будете ходить  на могилку к отцу Даниилу" (Таганрогскому). О схимонахе Данииле известно лишь что был он старше старца на 20 лет, жил в Таганроге, по его молитвам многие исцелялись и могилка его почиталась  верующими. 

Автобусы с паломниками приезжали поздно ночью из Украины, из Белоруссии, люди ночевали  в церкви, а многие располагались прямо на могилах.
На следущее утро огромный крестный ход в десять тысяч человек направился через весь город к храму Николая чудотворца. Провинциальный Таганрог давно  не видел такого количества народа. Вспоминает Людмила Ивановна Дубровская: "Мы с мужем ехали в город на машине, вдруг движение остановилось, что бы пропустить крестный ход.Смотрим в окна, а там море людей. И кто-то говорит: "Да  сегодня же канонизация, теперь у нас свой святой в городе будет, Павел!"
При подходе к  Никольскому храму не проити, не проехать - все переулки забиты народом.И тут обьявили:"Таганрожцы, пожалуйста, дайте сначала приезжим приложиться".А мне показалось что рядом бабушка стоит и мне рукой машет."


2000 год. Начало нового века.
В  один из летних дней  на братском мне пришлось быть в храме и впереди меня стояла женщина с ребенком на руках: малыш был непривычно тих, а когда он повернул ко мне головку,  я поняла что тому есть серьезная причина - он был очень болен. Казалось что в его голубых глазах отразилась вся боль мира.
Позже я узнала, что его звали Володя и он с самого рождения по больницам,  мама привезла его к Митрофанию на благословление. Было ему года два или три и чем его только ни лечили а все без  толку и жить ему оставалось совсем немного.
В глазах безутешной, замученной матери стоял немой вопрос: за что и почему  в старинной казачьей семье родился страдалец.
"Он пришел что бы взять на себя ваши грехи."
- ответил ей батюшка Митрофаний.
Мальчик вскоре умер, его мама родила другого сына здорового,а о нем вспоминали потом со слезами.На могилку батюшки они приносили цветы.

Когда умерла матушка Васса (в миру Пирогова Татьяна),батюшка Митрофаний похоронил ее на кладбище Иверского монастыря в просторной часовне.
Много раз он посылал людей молиться на ее могилку  для  исцеления: "Идите к Вассе!".
Сам он за несколько лет до смерти принял  схиму.  Для этого он совершил поездку в Питер в сопровождении своих духовных чад.
Совершенно больной, он был пострижен ночью по благословению своего духовного отца Гермогена архимандрита Пюхтицкого монастыря  на Валаамском подворье. Когда его постригали все были свидетелями как  по храму разлился чудесный аромат.  "Мы еще мирские были - говорила матушка Р.и не поняли,что это было  Божье чудо ..."
Ему была передана монашеская одежда от старца Феодосия Кавказского. Своим духовным чадам батюшка говорил "Держусь одежкою".

2002 год.  Многие прихожане ростовских храмов ездили на Царское покаяние  к батюшке Петру Кучеру. В центре России, в святое место Боголюбово где явилась Богородица Князю Андрею  около большого  памятника царю Николаю  сьезжались с утра кто на автобусах, а кто и своим ходом,  множество народа для того чтобы  вспомнить о грехах своих отцов.
Со слезами на глазах сжигали свои партбилеты.
В начале 20 века тяжко забесновалась  империя  и забыла о клятвах данных царю.
В результате многие о забывших клятве оказались в эмиграции,  теже кто попроще был лишились всего, умерли от голода, войны и бедствий.
Эти поездки закончились с уходом архиепископа  Пантелеймона.

Покаяния двери отьверзи ми,
Благословенная Богородице,
НАДЕЮЩИЕСЯ НА ТЯ ДА НЕ ПОГИБНЕМ
ТЯ БО ЕСИ СПАСЕНИЕ РОДА НАШЕГО

В 1993-96 годах,  батюшка любил бывать в Иверском монастыре, когда там была игуменьей матушка Неонилла. Их часто видели вдвоём прогуливающимися после службы по тропинкам обители за возвышенной духовной беседой.
 О чем велись эти беседы? Возможно, батюшка рассказывал о своей жизни:  как чудесным образом пришла к нему чудотворная икона Божьей Матери Казанская, найденная незнакомой женщиной в одном ростовском заброшенном доме от как пять лет довелось испить горькую чашу неволи.
Еще при жизни старец Феодосий завещал батюшке свою монашескую одежду, а после смерти батюшка много раз посещал келию святого Феодосия в Минеральных водах, переписывался с послушницами.
С этим паломничество связан такой эпизод. "Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя". (Пс.9) На могилке святого Феодосия батюшка Митрофаний святил водичку вместе с духовным своим чадом, рабой Божией К. - он поставил бутылочку с водой на могилу, а сам ходил вокруг с молитвой. И случилось чудо - бутылочка наполнилась до краев святой водой.

Батюшка Митрофаний знал наизусть Евангелие и советовал своим духовным чадам читать евангелие от Иоанна Богослова: "Тогда страх Божий у вас будет!"
По духу батюшка был одним из образцов древнего монашества, сам никогда не улыбался и другим говорил: "Что вы улыбаетесь, Господь за нас висит на кресте!"

Однажды попросил принести ему военную шинель, и одна из духовных чад принесла ему с работы, батюшка Митрофаний радовался, как ребенок, и все повторял: "Я думал мне дадут солдатскую, а мне принесли офицерскую!""Близ Господь смиренные сердцем и сокрушенные духом спасет!" (Пс. 33)

Спрашивали духовные чада про новые паспорта, можно ли их брать. Он только одному человеку благословил жить по старому паспорту, остальным же сказал:
"Что вы волнуетесь? Все новые документы сгорят, что здесь будет твориться!
Ростов будет окружён танками!" "Одождит на грешники сети , огнь и жупел и пепел часть чаши их". (Пс.10) И когда возвращался из одной из своих многочисленных поездок, подьезжая
с юга он сказал:" По этой дороге на Ростов пойдут танки..."

Из воспоминаний духовных чад:"Дочери на двух листах написал письмо, поздравлял с днем рождения и много написал жизни небесной: "Мир вам ;всем, всем вашим родственникам.
И любовь Божия да умножится среди нас, возлюбленные о Господе!
Братия и сёстры. Воспоминаю жизнь нашу с вами земную; правда, хочу напомнить как разделена
жизнь земная с жизнью небесной. Оно вроде идёт по-хорошему, но мы с вами не видим своей жизни, какую мы с вами понесли ошибку, живя в мире."
В письме батюшка говорит, как важно родиться заново и быть уже не от первого  Адама и Евы, а от второго Адама, Агнца Божьего, Иисуса Христа, призывает быть
сынами света.
Новый человек не гневается,не оскорбляется, не живёт жизнью мира сего, а живёт жизнью небесной.
            *    *     *
Во время поездки в Серафимо-Дивеевский монастырь, батюшка с чадами расположился на ночлег.
 "Нас было человек семь. Батюшка спал на диване, а мы на ковре, на полу. Вдруг среди ночи раздался громовой голос: "До каких пор вы не будете ходить Божьими путями?" Мы все подскочили, смотрим, а  батюшка спит. Позже мы его спросили, что это было, а батюшка сказал,  что это
Серафим Саровский говорил моим голосом." - рассказывает духовная дочь.
"Бог возглагола во святем своём..."(Пс.107)

Батюшка Митрофаний, подражая святому Николаю Чудотворцу и святому Иосафу Белгородскому втайне посещал дома бедных людей и творил им милостыню, памятуя слова Псалтиря: "Господь на небеси престол Его, очи Его на нищего презираете, вежди Его испытаете сыны человеческие, Гоподь испытывает праведного и неправедного." (Пс.12)

В конце жизни батюшки Господь сподобил его с духовными чадами посетить Йерусалим, поклониться многочисленным его святыням.
  2002 год. Старец Митрофаний снова в поездке: на окраине Сочи в храме Апостола Андрея Первозванного старец Митрофаний  исповедался и причастился Святых Тайн, а после службы его духовными чадами была организована трапеза в Покровской часовне.
Стоял прекрасный тёплый день, накрапывал дождичек, все открыли зонты и пошли пешком за батюшкой на старую брежневскую дачу, в санаторий "Зеленая роща".
Шли по горной дороге в Адлер увитой плющом, по тёплым октябрьским камням, через которых, как будто слышалось дыхание горных вершин.
Говорят, что в такие дни небо соединяется с землёй.
"Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася." (Пс.84)
Духовные чада старца вспоминают этот день, канон праздника Покрова
Божьей Матери, как особенную милость Её к нам - в этот день старец много
наставлял, учил, говорил о том, что храм Апостола Андрея Первозванного находится на том месте, где когда-то разбил свою палатку святой апостол с учениками, это место освящено, что батюшку будут трижды перезахоранивать, а около его келии в тяжелые времена Господь откроет источник.

"Когда я умру, вы поймете, кто я был." - говорил батюшка Митрофаний.
Задолго до его переезда в Ростов, известный ростовский прозорливый старец Иоанн
Домовский предсказал, что из Воронежа придёт старец Митрофаний и завещал ему свои богослужебные книги, что было в точности исполнено.
Когда старец Митрофаний был ещё маленьким мальчиком, ему явился святой и сказал: "Ты будешь великим!
Батюшка Митрофаний очень почитал
ИОАННА ДОМОВСКОГО, ходил к нему на могилку и подолгу там молился.

Ещё батюшка говорил, что за грехи людей будет землетресение на черноморском побережье, но по его, грешного, молитвам Господь отдалил это бедствие. "И подвижится, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог." (Пс.17)

  2003 год. 14 января почил о Господе старец Митрофаний. Еще при жизни скорбящим духовным чадам он говорил, что на том свете будет помогать людям и завещал: "Идете в церковь, заходите ко мне на могилку." "Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим, да вознесут Его в церкви людстей и на седалище стариц восхвалят Его." (Пс.106)
До настоящего дня люди приходят к нему как к живому, почитают его могилку и  зажигают лампады и свечи, приносят цветы. Кажется, эти места все освящены, все пропитаны батюшкиным духом,его молитвами.


 Долгожданное прославление Собора святых новомучеников и в их числе и царя Николая, царицы Александры, их чад их Алексея, Марии, Ольги, Татианы, Анастасии.
Православные христиане Ростова подали прошение архиепископу с просьбой разрешить им пройти в память о святых царственных мучениках крестным ходом от Собора до Иверского монастыря в память о предании, как в одно из посещений Ростова и Нахичевани, царь Николай со свитой шёл пешком от вокзала по Таганрогскому (Буденновскому) проспекту до Фёодоровского (Иверского) монастыря.
Благословение было дано и на следующий год организованно шли крестным
ходом во главе с батюшкой.
Как волнительны были эти походы! Как ждали их верующие! Как готовились к 17 июля! Как прижимали к груди иконки! Как тяжелы были последние километры на улице Вавилова! Какое было чувство радости и облегчения грехов,обновления после понесенных трудов! С 2003 до 2011 года, целых восемь лет продолжалась эта традиция и оставила о себе незабываемые воспоминания17 июля, каждый год, проходил крестный ход посвященный памяти  приезда  к нам в город царской семьи. Заканчивался он в Иверском монастыре, где есть придел во имя Царственных Мучеников.Там,  и в других храмах молодого Северного  микрорайона  часто можно было встретить высокого старика с длинными волосами и бородой.Это был поэт  Олег Донской,бывший художник, "жидобой", как он себя называл,  представитель культурной элиты нашего города,  круто и в одночасье переменивший свою жизнь со светской на духовную.   Перед храмом вдохновленно он читал свои стихи:
 "Без терпения нет смирения,
  Без смирения нет любви,
  Без любви мы не христиане,
  А лишь бесы во плоти.
  Дай нам Господи терпенье
  Злом за зло не отвечать.
  И любые искушения нам достойно принимать,
  Дай нам Господи прозрение видеть все свои грехи,
  И избавь от осуждения братьев и сестер моих
  Научи меня,Владыко,  всех врагов моих прощать,
  И во всех моих деяниях  на Тебя лишь уповать."
.

  1993 год. В одном из ростовских проектно-строительных институтов появился высокий седовласый  мужчина и сказал, что хочет построить храм в Азове. Руководство было удивлено этим, ведь за проекты церквей платили из государственных фондов, а этот сам внес оплату за проект.
На тот момент в Азове, одном из древнейших русских городов не было ни одного действующего храма: азовчане мечтали о своем храме и ездили на службу в село Кулешовка в храм великомученика Георгия Победоносца, а старейший храм Николая Чудотворца был превращен в кинотеатр.
Николай Лукич Жеребило родился в рыбацком поселке, в селе Круглое, на  берегу азовского моря. Грянула война и красноармеец Жеребило попал в самое ее пекло - истребительный противотанковый батальон. Воевали на самом переднем краю, откуда обычно возвращались единицы.
И когда уже в сорок пятом, в конце войны, их взвод натолкнулся на засаду,
подползая к танку с гранатой казак Николай дал обет - если останется жив, то станет монахом или построит храм.
Но кончилась война и он женился, работал строителем, возводил гражданские и военные объекты по всему Северному Кавказу, но об обещании построить храм никогда не забывал.
А когда на пенсию вышел стал ещё больше об этом думать. Потом ночью ему голос был: "Если не выстроишь храм - умрешь."
Тогда он сказал жене: "Все,на земле дом себе построили, будем строить на небе."
Продали дом в Кисловодске, переехали на родину, в Азов.
А здесь нет ни одного храма, все разрушены. Тогда за благословением поехал к одному известному старцу. Тот заплакал у него на плече: "Строй, но много будет скорбей!"
Старец благословил взять в жены красавицу-казачку Зинаиду Ивановну и сказал, что она будет ему помощницей. Николай Лукич продал все своё имущество, что бы построить храм, у одной бабушки был куплен земельный участок в самом сердце Азове на улице Александра Невского, где неподалеку  жил святой  Дмитрий Азовский и был старинный храм.
Верующие азовчане  общими усилиями привели в порядок дом, здесь отслужил первую службу по благословению архиепископа Владимира, на Пасху, старенький батюшка Георгий из ростовского кафедрального собора.

  2006 год. Корреспонденту краснодарской  газеты  "Православный вестник" Николай Лукич рассказывал: "Сейчас-то уже шестой год, как стройку ведем, а сперва я думал в год уложиться. Только год мы разрешения бегали, собирали, а потом еще год археологи раскопки вели на месте фундамента, потом опять волокита бумажная. За три года вот стены поставили и купол. На тридцать три метра высотой. Жена Зинаида Ивановна тоже строить помогает- вот я ее всему обучил. Сам я проект делал. Сразу хотел, что бы храм особенным вышел. Таких храмов только три в мире. Красивый храм выйдет..."

  Ростов на Дону. Идет служба в Старом Соборе. Служит настоятель отец Павел (Семенюк), служит в храме, который ему пришлось восстанавливать фактически с нуля.
И сразу вспоминается целое поколение батюшек, которым пришлось нести нелегкое служение при всеобщем безбожии и неверии, постоянно подстраиваясь под мнение власти, которые пережили и эпохи забвения церкви и откровенные ее гонения.
Внимательный, культурный, батюшка Павел ходит по храму с кадилом и, кажется, всех
освящает свои теплом. Непрестанная молитва в его устах и в сердце.  А как же без нее? Как же без нее можно было восстановить храм,в короткие сроки наладить службу?
Заповедь Господня "Ищите прежде всего Царствия Божия, все остальное приложится вам" исполнилась на всем служении батюшки Павла, полном суетных забот и хлопот.
Скромность и душевное тепло, простота, глубокая внутренняя порядочность стали причиной  уважения и почитания прихожан. 

Это чувствовали и к нему тянулись дети: когда отец Павел посещал детский дом и благословлял детей, каждого гладя по головке, сироты потом долго спрашивали:"А когда снова Боженька прийдет?"
Богатый духовный опыт отца Павла и любовь к ближним давали возможность ему на исповеди быть одновременно и строгим, и снисходительным.
Заканчивается и вечерняя служба, и панихида, гаснут свечи, тушатся лампады.
"Собор закрывается!"- слышим мы мягкий голос отца Павла, и никому не хочется уходить.
"Собор закрывается, мои дорогие, приходите завтра на службу!" - говорит батюшка и мы подвигаемся к выходу, но ещё долго стоим за воротами, надеясь продлить благодатные мгновения вновь обретенной после стольких лет безбожия православной христианской веры.
    *    *    *
Фотографии старца и другие иллюстрации на моей страничке в контакте Кутырева Анна
 Ростов на дону


Рецензии