До конца жизни

Часто бывает так: живет человек, с которым ты давно знаком, трудишься рядом или переписываешься, встречаешь, споришь, кажется все о нем тебе известно и все же не можешь до конца понять, что значил он для тебя, для всех, с кем свела его судьба, жизненная дорога. И только тогда, когда не станет человека, почувствуешь безмерную боль, непоправимость тяжкой утраты.
От нас ушел Евгений Александрович Кащеев, один из создателей Совета ветеранов 337-й дивизии, душа Совета, казалось, не поддающийся болям и горестям человек, жизнелюб, всем необходимый товарищ.
Впервые я встретила Евгения Александровича на Кавказе. В нашей дивизии я несла скромную службу на полевой почте. Пред-полагалось получение посылок от трудящихся из тыла. Мы готовились к приему их. Но тогда пришла лишь одна, на имя начальника артснабжения дивизиона противотанковых орудий.
Вот и поехала я из станицы Вознесенской, где стояла наша по-левая почта, чтобы вручить посылку лейтенанту.
Замполит дивизиона вызвал Кащеева. И я впервые увидела и навсегда запомнила открытую его улыбку и добрый голос.
— От мамы, — сказал он. — И от одноклассников, от школьных товарищей. Спасибо вам, — и расцеловал меня.
Хотела уйти, вручив посылку, лейтенант не пустил.

Конечно же, и радость получения посылки и все содержимое разделил он с друзьями. Отдавая мне плитку шоколада, повторил:
— От мамы, — понимаете? От одноклассников! Вот какие они у меня! Помнят!
Лейтенант был счастлив Потом мы часто встречались на фронтовых дорогах, и я поняла, что добрую свою улыбку щедро дарил он тем, кто был дорог ему, что не признавал счастья, не разделенного с товарищами.Таким он и оставался до конца жизни.
Когда в 1967 году мы задумали собрать фронтовых друзей в городе Лубны, имя которого носит 337-я, первым на наш призыв откликнулся Евгений Александрович Кащеев: «По-разному сложилась жизнь у наших боевых соратников, — писал он, —- но чувство фронтовой дружбы осталось навсегда в каждом из нас...»
Дальше шли деловые советы, как лучше организовать встречу. А потом Евгений Александрович сам взялся за подготовку встречи, взвалив на себя все самое тяжелое, связанное с ней. Его московская квартира стала штабом ветеранов 337-й. Евгений Александрович пошел к нашему генералу — комдиву Григорию Осиповичу, вместе с бывшим командиром саперного батальона Героем Советского Союза Михаилом Васильевичем Морковиным, и, теперь уже полковник, занятый по горло службой, с энергией, присущей ему, стал готовить встречу. И как прекрасно сумел он ее организовать! Идеей встречи он увлек руководителей Лубен, к розыску однополчан приобщил своих друзей, все продумал до мелочей.
Так начались наши ветеранские встречи, душой которых всегда был Евгений Александрович. На первом сборе однополчан был он избран и оставался бессменным секретарем Совета ветеранов 337-й...


Рецензии