Эскизы 2018-12

*
Наука и образования в РФ «горят» как несчастный ИНИОН. И хотя сгорают они не в прямом смысле – эффект уничтожения в итоге оказывается сходным: основные функции – исследовать и учить выполняться перестают.
*
Жизненный путь «рожденного в СССР»
С детства под давлением люмпен-пролетарского отродья.
*
Наша главная проблема – это не ужасный климат и безразмерность пространств, ни рабское сознание заморенного народца и авторитарная уголовщина «элит», ни плохие «дороги», а именно что «дураки». В отечественной культуре, а, значит, и в обществе крайне силён воинствующий анти-интеллектуализм, подозрение к рациональным доводам и нутряная ненависть к «знайкам», умницам-очкарикам и т.п.  Нежелание Знать просто поразительное, зато есть потребность верить – как правило во всякую чушь: в «заговоры» и приметы», в воскресение трупа и земной рай или хотя бы в стабилизец потребительского общества при разрушенной экономике. Наука, как выразился один исследователь, была в Россию «притащена» и так и не смогла здесь прочно укорениться. Кто на научном Олимпе – выдающиеся ученые? Как правило, очень редко, в основном там жулики-прихлебатели или «администраторы» с купленными степенями. В эту сферу шли не только одержимые интересом или идеями энтузиасты (тех тормозили на низших ступенях), а те, кто желал непыльной работы и сравнительно неплохого дохода (до недавних пор так и было).  Да и нет какой-то особой потребности в науке, ни в познании окружающего мира. Мифы привычнее. Раньше хоть воякам от очкариков было что-то нужно, но потом и физики-ракетчики стали особенно не нужны, решили ограничиться жуликоватыми «пиарщиками». По социогуманитарную сферу и всяческую «философию» вообще лучше помолчать – там сплошной карго-культ и одна большая Цитата, а кроме нее мало что есть. А что и проклюнулось – затопчут с садистской радостью. Какие потери понесла страна, лишившись Сикорского, Зворыкина или Пригожина – стоит ли говорить. Остается только порадоваться за этих людей, спасшихся в эмиграции от родной чушки, схававшей, например, Вавилова. Впрочем, все начинается со школы, где тихий и воспитанный умница – это объект травли и издевательств.  Можно назвать имена некоторых умных людей, которых читаешь в интернете. Но они являются маргинальными блоггерами, путь в «мэйстрим» им заказан. А в помоечном мэйстриме неистовствуют психопаты и купленные подлецы (не исключает одно другого), и все это окончательно калечит мозги и без того неграмотному населению. Результаты налицо, или же на роже. Если с кем-то воюют, то заваливают трупами, если что-то добывают, то гробят месторождение напрочь. А – что, приветствуется только экстенсивный рост, штурмовщина и расходы, поражающие воображение. Да, «воруют», но ведь воруют «везде», но здесь так, чтобы не только ничего другим не осталось, но уж больше ничего и не выросло. В отношении что-то улучшить-предложить – дикое подозрение. ИМ и так все хватает, им и так хорошо, а что после трава не расти… И «низы» с этим статус кво не то, чтобы очень не согласны.  До очередной «катастройки» и нового тотального дерибана. Так и живут в гибриде хлева с концлагерем. Это – жизнь? Но понять весь ужас и унизительность такого существования тоже не хватает ума. И зачем он в такой ситуации – только лишние страдания доставляет.
*
Отечественные «обществоведы» что в СССР, что в РФ, упорно отказывались и отказываются называть вещи своими именами, уступая в точности даже поэтическим образам и скрываясь за безопасным наукообразием. Что в итоге? Нежизнеспособная химера дохнет позорным и ужасным образом, увлекая с собой массу народа, а выжившим не остается даже приблизительного диагноза от большинства жертв, соучастников и свидетелей катастрофы.
*
Услышал про «частичную деглобализацию»: «все друг от друга дрейфуют».
*
Основная тема «политологических разговоров» – угроза выхода из ДРСМД – как будто в 1983 году оказались.
*
Кассандру тоже считали городской сумасшедшей…
*
Вновь задумался об идейном наследии русской эмиграции (конечно, настоящей, а не всяких «брайтон-бичей»). Спасшиеся за границей русские люди оставили нам множество великолепных образцов литературного и художественного творчества, проникнутого ностальгией по Родине. Их наследство – это и примеры житий-биографий, свидетельствующих о том, что можно сохранять человеческое достоинство даже в самых нечеловеческих условиях. Но вот с интеллектуальным завещанием, это надо признать прямо – дело обстоит плоховато. Помимо всякого рода утопических прожектов, ситуативных комментариев, устойчивой и не очень ненависти к большевикам, осуществленных провокаций (типа евразийства и сменовеховства) и т.д., по большому счету, остался один главный завет: «молиться, молиться и молиться».
Вы, но крушение России и русская Катастрофа вызвали к жизни не столько попытку разобраться в причинах и произвести тщательный анализ исторических ошибок (хотя, конечно, такие попытки многократно предпринимались), сколько, с наибольшей силой! – ощущение морального греха и попытку вымолить прощение у высшей силы.
Наследнички по кривой почитали и решили перенять «эстафету» и клонировали симулякр ХСС. Помогло?
*
Это какую же надо иметь мозговую пустоту, чтобы постоянно смотреть что-нибудь типа «вечерсмаксимомгалкиным».
Но надо иметь в виду, что большинство хомо всегда были неразумными и никогда не превратится в человеко-сапиенсов. Неизвестно, возможны ли здесь какие-то мозговые улучшения.
*
«Иванов-не-Разумник» (Пролистывая сборник «Скифы» 1917-18 гг.).
*
Немцы немало славили сошедших с ума: Ницше, Гёльдерлина… Случайно ли они после этого ринулись за фюрером? (Листая хайдеггеровские «Размышления» – вторую книгу «Чёрных тетрадей» – боги, какая скука!)
*
Нынешняя российская «хайдеггериана» (безотносительно к первоисточнику), похоже, функционально совпадает с «ренессансом русской религиозной философии»: задача состоит в загрузке мозговых ресурсов без малой надежды на сколько-нибудь интересный и полезный результат. Пусть де они плодят размышлизмы и ломают голову над «темными парадоксами», лишь бы не думали по-настоящему о нашем Сущем.
Между тем, распространенное на российских просторах пренебрежение к истине и подмена ее псевдофилософскими карго-культами – это вещь крайне небезобидная. Нежелание знать истину наверху и даже «добиваться правды» внизу ведет к терпимости к нетерпимому. Ужасная морально-политическая ситуация не только не оспаривается, но даже часто и не рефлексируется. Свято место бывает пусто: ни мораль, ни истина, ни справедливость, по большому счету, не интересует никого там, где должна была бы быть интеллектуальная элита и «совесть нации». Но этого нет. Наблюдается в конце концов какой-то скулёж по поводу «философии нищеты», но разве не стало это беспросветное бедование результатом «нищеты философии»?
*
Гоп-стоп, мы подошли из-за угла… Мировые «одесситы» уже тут как тут. Не успели появиться, перевестись и распространиться хайдеггеровские «Чёрные тетради», как уже готово дело для полиции мыслей. (Сборище обличалово-текстов: «Хайдеггер, «Черные тетради» и Россия / под ред. М. Ларюэль и Э. Файл; пер. под науч. ред. М. Маяцкого. М. Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018).
Конечно, угрюмый германский старикан нагородил в свое время много всякой чуши, но вызывают отвращение попытки вновь и вновь обвинять «фрайбургского антисемита» в старых мыслепреступлениях.  Сборище обличителей из упомянутой книжонки, как говорится, «с пенью у гавкала» клеймит МХ за его «почвенность», неправильный патриотизм и нелюбовь к избранным, доказывая, что он такой-растакой нацист – и все это не было случайным отклонением. Никакого научного смысла или интереса к истории философии в этом нет, факты и тексты давно известны, но выделяется эффект запугивания, чтобы уж никому было неповадно, а то и после смерти мешать с грязью будут.
Среди преследователей мыслепреступлений опять выделяется М.Ларюэль – в свое время это воплощение полицейщины-толерастиии активно боролось с русским национализмом, делая соответствующий сборник,  и вот теперь отметка в «антифашизме». Должно быть дело это выгодное и популярное. Можно вспомнить;к примеру, похожие «разоблачения» «забытого фашизма» в лице выдающихся румынских интеллектуалов Чорана, Элиаде и Ионеску или же доморощенных борцов со славянским «фашизмом» в виде «викторовшнирельманов», не пропускавших  ни одного детско-юношеского  фантастического рассказа русских авторов с «неправильной» идеологической подачей.
И что – с этими обличало-ищейками  прикажите «вести диалог»?
А, впрочем, нельзя ли и сами поступки плохого дяди Мартина объяснить проще. Из его переписки с Ясперсом следует, что профессор был весьма неравнодушен к повышению жалованья и прочим благам. (А многие ли равнодушны: где среди нынешних философов стоики-киники?). Должность ректора давала многие преференции, кто мог тогда предвидеть, что все так далеко зайдет. Хайдеггер, по общему мнению, был умен, но он же не бог и не ангел, имел свои слабости и пороки (вон еврейку-аспирантку любил духовно и физически). Да и страх перед гестапо мог иметь место. При тоталитаризме не до шуток.
Не надо никого идеализировать. Вряд ли нам стоит солидаризироваться с обличителями-толерастами, но и на сторону МХ тоже становиться однозначно не стоит. Он немец первой половины и считал, скорее всего, русских и славян унтерменшами, как в Германии обыкновенно  было принято. Философ, правда,  хотел разделить Россию и большевизм, читал даже кое-что у Достоевского, но только немцы для него были «историческим народом». Немного отношение МХ к России смягчилось  после пакта риббентропа-деда никонова, а потом опять за свое. Враг? Да, наши страны воевали. Но идут ли нынешние локальные восторги в РФ по поводу Хайдеггера с тем обязательным культом карлсона-энгельсона, которые писали о России и русских ужасные, откровенно расистские вещи и которых, тем не менее, в СССРе все были обязаны любить.  Ну, соблюдайте масштаб, критики!
Когда же у нас научатся смотреть своими глазами и думать своей головой, понимая при этом других. В рассматриваемой книжке немецкого нацика знатно прополоскали, а потом Фай обращается к злобе дня: к поддержке бесконтролькой миграции, к ругани по поводу «Альтернативы для Германии (хотя мы вовсе не исключаем, что АДГ – это некий фейк, подстава для спускания пара, но дело то не в этом). Вот и актуализировалась критика германского мастера. Можно представить, как бы МХ воспринял кельнский казус, когда мигранты лезли в трусы к фрау, фроляйн и мэдхен, а затравленные правозащитниками немчики боялись защитить свой слабый пол, чтобы не получить обвинения, которыми щедро награждают великого немецкого философа. Зато, наверняка, авторы книжки любят Ангелу, превратившую «самоликвидирующуюся» Германию в проходной двор для дикарей и террористов. Философия, при всей ее туманности, оказывается ближе к злобе дня и текущей повестке, только трудно бывает ее перевести на нормальный человеческий язык. В случае Мартина Х. эта «темнота» особенно бросается в глаза и иные восторгаются этим. А зря. Это примерно то же, что длинные военные команды на японском, по сравнению с более короткими в американской армии во время войны. Дойчи проиграли англосаксам, экономически, политически и идеологически, в том числе, и потому, что имели склонность все затуманивать. А на английском важные вещи формулировались проще, яснее и понятнее. В Раше и после этого многие продолжают бежать по немецкому интеллектуальному следу…
Есть в рассматриваемой книжице и иные казусы. Если кто и выиграет от выхода этой книжки, так это «евгазиец» А.Дугин, который тоже «разоблачается» во введении и одной из статей сборничка как «хайдеггерианец», подражающий интеллектуальным практикам и тактикам «философа-нациста». Ну, для Дугина – это комплимент.
Если «смешной» Бибихин сопрягал переводимое им «Бытие и время» с каким-то паламизмом, с мистикой восточного христианства (некоторые в России любят такое мозгокрутство, в случае, к примеру, прославленного Алексея Ф.Лосева, это приводило к тому, что слепец-эрудит обрушивался на проклятую западную философию существования с гораздо большим пыдлом, чем штатные «критики антикоммунизма»), то Дугин ищет у МХ связь с «Традицией». Не стоит только верить ему на слово. Дугинская «традиция», если отбросить фэнтези парвулеску, генонов и прочих эвол, будет, если осуществиться, означать власть голозадого каннибала и ничего иного. Бесконечные писания «гельича» – это большая реакционная пошлость. Но и у МХ есть подобные моменты, к которым надо относиться с большей осторожностью. Все же, если вытерпеть издевательство  над языком, стоит, к примеру,  внимательнее присмотреться к идее разделения «Афин» и «Иерусалима» (говоря шестовскими словами). Это сильно разнящиеся вещи, хотя эта идея и кажется опасной. НО думать вообще опасно. Однако не стоит впадать в идеологические крайности и монополизировать «гуманизм». Вряд ли исторические крестоносцы были более человеколюбивыми, чем язычники-эллины. Попытка пробиться к аутентичным истокам греческой философии, как минимум, интересна. Немецкий мастер достоин внимательного прочтения (если выдержишь), только вот этому процессу немало мешают охотники на мыслепреступников.
В прочитанном сборнике давно умершего Хайдеггера «третируют как мертвую собаку». Впрочем, разве это не доказывает, что философ был прав в этой части своего наследия, когда выступал с критикой тех сил, наследники  и продолжатели разрушительного дела которых продолжают его третировать!
*
В арбатском музее
В Арбатском музее Пушкина я стоял у витрины, рассматривая журнал «Телескоп», (тот самый, где было опубликовано первое «Философическое писмьо» П.Чаадаева) и думал,  в какой же культурной пустыне приходится жить в России думающим и творческим людям. Раньше крамольного издателя (Надеждина) ссылали в холодную пустыню за публикацию Чаадаева, ныне «хозяева дискурса» выдавливают тех, кто с ними не согласен туда же. Порой – буквально туда же.
Можно сколько угодно упиваться выдающимися достижениями культуры Золотого и Серебряного века (в связанных друг с другом музеях-квартирах Пушкина и А.Белого на Арбате найдется для этого немало экспонатов!), но, боже мой, сколько же грустного и трагического в судьбе наших гениев. Среди какой ледяной несвободы приходилось им жить! Как же они задыхались! Хрестоматийность музеев и учебников это тщательно скрывает. Но не до конца. И нет по-прежнему Свободы.
 А что до ужасов философического письма, вызвавших такую болезненную реакцию, то ведь споры о Чаадаеве и с Чаадаевым нужно сопрягать не только используя цитаты критиков-оппонентов, но и сравнивая его диагнозы с прошлой и текущей действительностью. Так ли уж неправ был сумасшедший басманный философ. Не есть ли последующая история РИ-СССР-РФ подлинной «апологией сумасшедшего»?
Но в чаадаевской правоте нет, конечно, ничего хорошего.
*
Если важные идеи не востребованы, то разве «тем хуже для идей»? Или  хуже – для людей, которые их вовремя не поняли.
(Нашёл у Д.Хармса: «Всякая мудрость хороша, если её кто-то понял, не понятая мудрость может запылиться» / Из сборника «Сборище друзей»)
*
В «Полисе» сквозь «политические исследования» все сильнее проступают изначальные фрески – абстрактное теоретизирование с сильнейшим идеологическим направлением – в духе «Рабочего класса и современного мира».  Sovok возвращается и здесь? А, может, он никуда и не уходил.
*
Возвращаясь к проблеме
Если не изучаешь общество и политику для Родины (то есть, в интересах  своих сограждан), то рассчитывать на выходе на адекватную картину мира не стоит. В лучшем случае тебе предложат правдоподобный суррогат. Чужие интеллектуалы утопят тебя в псевдонаукобразии, терминологии и подробных схемах, в которых «забыто» самое главное, самое важное для твоей страны.
И не надо заговоров про интернациональность и всеобщность социальной науки. Методы универсальны, но цели и проблемы национальны.
*
«Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Многие в нашей стране уверены, что ТАК только у нас. В качестве недавнего примера ссылаются, скажем, на запрет табло с курсом продажи валют. Да, сгущение абсурда налицо. Но тенденция эта – глобальна!
Посмотрим на несимпатичное. Вот, прочел, что будто бы поступило предложение лишить Броцкого «нобелевки». Посмертно. И за что? А за «харрасмент» или что-то подобное. (Поди, любил Йося вскочить на подвернувшуюся бабенку, горячая кровь жарких предков давала о себе знать. Но, наверно, не всем встреченным теткам нравился его запах и пр., вот и решили пожаловаться – посмертно. Или – выжили на старости лет из ума?). Да, глобальная либерастия захлебывается в продуктах своей жизнедеятельности!..
Шутки шутками, но вдруг и вправду – лишат. Похабника – Премии! Ведь вот прижали же Х. Вайнштейна за его отросток, правда, еще до кладбища. Но в случае «продолжения скандала» с ИБ это будет покруче даже, чем в известной песне барда Новикова. Там «покойник подал голос из руин», а здесь труп с венецианского кладбища обвиняется в незаконных сексуальных домогательствах. Просто ужас какой-то! И что скажет княгиня… тьфу!.. Будет говорить в этом случае коллективная «Алексеева»?..
*
Прав был блоггер, который написал о «победе советской женщины над русским мужчиной». В постсоветский же период помимо всех прелестей «пропащего государства», страна еще и место каких-то совершенно охамевших сумасшедших теток, которые привыкли безраздельно командовать на вверенных им участках и буквально звереют, когда встречают возражение и сопротивление.  «Война полов» в  «конченных» странах принимает тотально-гротесковый характер.
*
Из дома выходишь, как будто отправляешься в «палату №6». Часто так и получается.
*
Говорят, «хохлопитеки приняли закон», по которому недоговорный секс теперь будет считаться криминальным. Как это осуществить, шайтан-майдан его знает, но, как говорится, они стали «на шаг ближе»  (к западной толерастии – хоть так!). Здесь можно было бы сослаться на безумие Дикого поля, по-пропагандистски сославшись на скачущих павианов, которые своих бросают в мусорные контейнеры, а чужих сжигают с радостным улюлюканьем, мол, те, кто выпрашивает у американцев оружие, чтобы убить побольше детей а Донбассе готов на любое безумие. Отчасти это так, но только отчасти.  Ведь ситуация, когда практически любого можно подвести под статью об изнасиловании, есть, говорят, и в Швеции. Эти скандинавы, которые некогда шли в авангарде «сексуальной революции» («шесть шведок с Ибицы – пять шведок с бензоколонки»), теперь налагают на сексуальность криминальное заклятье, которое может быть тяжелее понятия христианского «греха».
Безумие нарастает во всем мире, хотя и не везде равномерно. За этим стоит желание все и вся контролировать, лишить людей остатков свободы, какое-то «другое начало» – нечто инфернальное, если использовать привычные определения, хотя это уже не привычное, а какое-то новое Зло или новая его мутация-рекомбинация.
*
В конфликте на границе Востока и Запада не повторяется ли ситуация «двух тоталитаризмов». Некоторое время эти безумные людоедские режимы боролись, взаимно ослабляя и разоблачая друг друга (была правда в практике открыть ворота захваченных тюрем и концлагерей и продемонстрировать результаты зверств своего врага-двойника). Сейчас наблюдается лайт-версия всего этого, но жертвам криминального авторитаризма с обеих сторон, хотя и не таким многочисленным, от этого не легче. А что будет, если одна из сторон (видно уже, какая), при внешней поддержке, сможет победить и укрепиться на время. Какое ужасное это будет время!
*
Полистал старые заметки Эко-колумниста, объединенные в его последнюю книгу «Заклятие сатаны. Хроники текучего общества».
Да, по конспиралогии и ее разнообразным адептам итальянец выпустил немало ядовитых стрел. И в «Картонках», и в «Заклятии» этому посвящены многие страницы, да и псевдохудожественные произведения Эко вроде «Маятника Фуко» и «Пражского кладбища» посвящены тому же... Но что критикует Эко – «теорию заговора», какие-то обветшалые «протоколы», сумасшедших адептов этих карикатурных схем и т.п. Действительно, вроде бы не стоит искать тайны там, где сделают свое дело жадность и глупость людей (как сверху, так и снизу). Но всё ли так просто. Да, жадность и глупость людям очень даже присущи, но разве нет соблазна ими воспользоваться? Так, квалифицированный зоотехник к своей пользе использует инстинкты домашних животных, опытная кокетка (и кокотка) извлекает выгоду из полового инстинкта мужчин. Неужели из жадности и глупости «элит», в той или иной стране, никто и никогда не пользовался к своей немалой выгоде – извне и изнутри. Вот о каком Заговоре надо вести речь, а не искать с «протокольной» точностью, какие предсказания сбылись. Подлинность «Протоколов» – это, в лучшем случае, проблема филологической экспертизы. А вот то, что пропали тонны золота из российского, а потом и советского запаса – это факты. И как же тут обошлось без заговора. А то, что в той же России почти каждое поколение вынуждено начинать свой жизненный путь с нищенской отметки – это только климат виноват? Да и в Италии, как и везде, есть много чего подозрительного, от чего леваки и либералы отвлекают внимание, поднимая гвалт про дурачков, одержимых тамплиерами и иллюминатами. И Умберто Э. активничал на поле этого отвлечения от реальных и важных вопросов, изрядно, предпочитая третировать всяких наглых берлусконий, но дальше – ни-ни.
Тогда, в качестве, гипотезы, не стоит ли выдвинуть еще одну конспиралогическую гипотезу. Не была ли всемирная слава Эко, несмотря на весьма средние достоинства его романов и лапидарность публицистики «организована» теми, кому было выгодно отвлечение внимания от организаторов мирового геноцида или тех, кому выгодно наводнение Европы инокультурными мигрантами? В общем, надо всегда смотреть кому выгодно? Конечно, это не значит, что агенты какого-нибудь «комитета трехсот» привозили профессору пачки денег. Но гранты, поездки, раскрутка в СМИ – почему у более умных и способных, но занимающих неудобную» позицию людей нет такого даже и близко? «Звезда», типа Эко, который был известен лишь в очень узкой области лингвистики-семиотики, сама загорелась? Не смешите, «если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Ну, ладно, его бог теперь ему судья...
*
Так говорил Ницше:
«Сильные расы северной Европы не оттолкнули от себя христианского Бога, и это не делает чести их религиозной одарённости, не говоря уже о вкусе. Они должны бы справиться с таким болезненным и слабым выродком decadence. Но за то, что они не справились с ним, на них лежит проклятие: они впитали во все свои инстинкты болезненность. Дряхлость, противоречие…» (Цит. по  черному, «свасьяновскому» двухтомнику. Т. 2. С. 644-645). И у ФЦ рассыпано немало подобных высказываний. Что в них непонятного! Что, по сути, хотел сказать, философ? Очевидно, что несчастием для народов (индоевропейских) было навязывание-принятие им и ими чужой веры, враждебных эти народам религии. Приняв этот несчастный дар, они извратили свою природу, изуродовали самих себя, отказались от законной преемственности с Античностью («христианство уничтожило жатву античной культуры») и навлекли на свою голову (и все остальное) множество всяких несчастий. У многих поколений и множества людей была отнята Радость Жизни. Задача состоит в том, чтобы все это исправить, а для этого подойдет и какой-нибудь «Заратустра» (тоже индоевропеец), а если человек под властью креста стал рабом, то нужен «сверхчеловек». Вот – главное. Самому Фридриху Н. было очень нелегко сказать подобное: он метался, страдал, сходил с ума, но сумел сказать о Своем так, что многие его услышали. Но ведь многие и ни услышали, и не увидели, несмотря на все доступные публикации, поскольку рабы не хотят ничего видеть и слышать про свое рабство. Начали спорить бог (их бог!) знает о чём, отвлекать внимание от очевидного, «заматывать» вопрос.  Бесконечный клубок филологических и (псевдо)философских дискуссий, споры о редакциях и вариациях, отсылки к сопутствующим обстоятельствам и незначительным деталям и т.д. – все это призвано отвлечь внимание от главного: как освободиться от власти Чужого и обрести Свое (и где это «свое» искать – не буквально же в гатах или законах Ману). И даже проблема папского «Рима» – это частности, хотя стоит ли удивляться, что таким выдающиеся мыслители, как Ницше или Хайдеггер,  «католиков» и пр. откровенно не любят. А как к ним относиться в Германии, более других пострадавшей от ужасов Тридцатилетней войны (что никак не оправдывает немецких зверст в двух мировых войнах), хотя мазохистов везде хватает, вон в России есть поклонники фюрера и всяческих «аненерб». Вопрос о том, «ЧЬЕ» христианство «сумасшедшим» Ницше был поставлен – вопреки тому, что  вдалбливалось в европейцев долгие столетия, и – повис в воздухе.
Разумеется, по вопросу о вреде/пользе христианства могут быть совсем другие мнения. Мы имеем в виду, конечно, не самих христанутых с их ветхозаветным бекграундом, или каких-нибудь экзотических анропософов, но действительно серьезных учёных и не ангажированных в этом вопросе интеллектуалов, которые хотят действительно разобраться с проблемой, а не просто продемонстрировать свои религиозные взгляды. Но обсуждение, если и идет, то в какой-то очень абстрактной форме. (Про Россию, где некогда философа приняли с неадекватным упоением, сейчас и говорить нечего – нарастающая клерикализация попросту ведет к средневековым кострам и виселицам, а к свободной, действительно свободной,  дискуссии готовы считанные единицы).
Многие в лицо этой проблеме предпочитают не смотреть, болтая уже более сотни лет «бог знает» (опять!) о чём, полагая, что все само рассосется. Оно так и происходит, диагностированный Ницше духовный кризис распространяется во все стороны практически бесконтрольно, «бог умер» и гниет-смердит невыносимо, порождая страшные чудеса аморальности, жестокости и подлинного безумия. Не замечая масштаба подлинных человеческих бед, худые людишки борются с частностями, с мелочами и фантомами; а некоторые «цепные псы» настоящих хозяев глобального  обмана и сохранения (своей) жизни и богатства любой ценой, вроде «раскрученного» в глобальных СМИ глуповатого итальянского эрудита У.Эко послушно лают в сторону любого упоминания о «заговоре», но и это всё мелочи. Ведь о настоящем Заговоре все уже четко написано:
«Выдрессировать из humanitas само противоречие, искусство самоосквернения, волю ко лжи во что бы то ни стало, отвращение, презрение ко всем хорошим и честным инстинктам! Вот что такое, по-моему, благословения христианства! – Паразитизм, как единственная практика церкви, высасывающая всю кровь, всю любовь, всю надежду на жизнь своим идеалом бледной немочи и «святости»; потустороннее как воля к отрицанию всякой радости; крест как знак принадлежности к самому подземному заговору (курсив мой – ВК!), какие когда либо бывали, – заговору против здоровья, красоты, удачливости, смелости, духа, против душевной доброты, против самой жизни…» (С.692).
Так говорил Фридрих Ницше.
*
Резюме из интернет-дневника Сергея Морозова:
«Человейники самоубийственны»
*
Констатация из блога А.Несмияна:
«Абсолютно стандартная последовательность действий – воры вначале приватизируют собственность, затем – страну и государство. После чего принимают законы, легализующие украденное. Затем закрывают рты несогласным».
*
Цитата из ЖЖ А.Рощина-сапожника:
«это и неизбежно в условиях отсутствия альтернатив; зачем удерживать работника, если ему все равно некуда уйти?»
*
Из «заклинаний» Девола:
«можете хоть голову разбить в попытках лучше и эффективнее работать, всё равно это никто не оценит и за это никто не заплатит»
*
«Пуля» из системы ЖЖ Пулемёта Автоматыча (Максима Калашникова):
«2019-й скрутит РФ в дугу»
*
Из сетевых маляв бывшего политузника Кунгурова:
«Нефть и газ сами по себе не способны прокормить 145 миллионов ртов. Экономическая система находится в положении умирающего больного»
*
Из записей  в блоге Козарекса:
Христианство тоже имеет богатые традиции запугивания и насилия. Мы до конца не понимаем то, что тупо называем эргрегором. Эргрегор внутри нас, это внутренние представления о мире, что-то торчит, как уши, можно уцепиться, лапшу повесить, повести не в ту сторону. Человек в иной среде чувствует себя принципиально иначе…
*
«Несовременность» той или иной страны (то есть отставание от современного цивилизованного мира и от самой себя) как правило связана с недостойным правлением. Как пишет современный политический ученый: «Констатация «недостойного правления» (bad governance) — неоправданно низкого качества государственного управления, которое носит преднамеренный и целенаправленный характер, заведомо не соответствуя уровню социально-экономического развития страны, — в случае России как будто становится общим местом…
Вот, действительно интересная тема для обсуждения и изучения. Иные к слову «недостойный» выдвинут претензии, дескать, на русском языке это звучит с очень сильным моральным оттенком. Но нам видится в этом большой плюс. Наука должна стремиться к объективности, но стимулом для размышления на ту или иную тему вполне могут быть сильные эмоции, возмущение, негодование по поводу узурпировавшей власть и собственность «элиты», совершенно НЕДОСТОЙНОЙ населения, истории, культуры, задач развития той страны, которую она захватила.
Да и невозможно изолировать друг от друга мораль, политику и право. Даже для чисто теоретических размышлений это вредно, а когда такой подход осуществляется на практике, то «юристы» устраивают полный «беспредел» во всех областях.
*
Политология failed state имеет свои особенности. Размышлять об отечественных и личных перспективах, конечно, очень тяжело. Но необходимо. Порой, в минуты слабости, закрадывается даже кощунственная мысль: а не будут ли скоро живые завидовать мёртвым. Не будем ли мы считать счастливцами умерших друзей, не оказавшихся посреди новой Смуты, по аналогии с теми русскими, которые не дожили до 1914 или 1917 года и поэтому не увидевших русскую Катастрофу, сопровождаемую чередой немыслимых социальных бедствий и человеческих страданий! Но так, конечно, думать нельзя. Пока живешь – надеешься. Надеяться на лучшее нужно даже в самых безнадежных обстоятельствах, если не для себя, то хотя бы для потомков. Ведь нескончаемый Кризис – это не только беда. В горниле кризиса улетучиваются многочисленные наивные предрассудки и сентиментальные благоглупости. Кризисный человек, если он не погиб и не сломался, гораздо больше знает о себе и о жизни и гораздо лучше понимает происходящее вокруг. Самым обидным было бы потеря этого знания, достигнутого столь дорогой ценой. Такое знание будет крайне необходимым для тех русских, кому выпадет шанс, а значит и надежда на освобождение от проклятья «несовременности». Возможно, хоть когда-то благодаря анализу печального опыта предшественников, хоть кому-то удастся не наступить на многократно опробованные грабли и зажить нормальной жизнью в экономически здоровой, политически свободной и культурно богатой, пусть и не «великой» России.
Ради такого стоит ещё постараться.


Рецензии