Лебеди и мореплаванье

Очень часто в средневековой поэзии лебеди помогают мореплавателям. Помните, рыцарь Лоэнгрин приплывает в ладье, которую везёт лебедь. В песне о Беовульфе Древний король Скальд Скевинг, будучи младенцем, приплывает к берегам Ютландии в ладье, управляемой лебедем. В балладе Жуковского «Адельстан» та же история.

«И осанясь, лебедь статный
Лёгкой цепию повлёк
Вдоль по Реину обратно
Зачарованный челнок».

Я уже не говорю о сказе Бажова «Ермаковы лебеди».

Сколько я ни пытался представить себе лебедя в качестве тягловой силы для корабля, всё же фантазии у меня не хватило.

Что же стоит за этими древними легендами о союзе мореплавателей с лебедями?

Предлагаю свою версию.

До одиннадцатого века, когда компас ещё не был изобретён, мореплаватели вынуждены были определять страны света по Солнцу и Полярной звезде.  Это было дёшево и сердито, но у этого способа имелся один недостаток. Он работал только в ясную погоду. А если на пару недель зарядит циклон? Плохой погодой ни Балтику, ни Северное море не удивишь. В какую сторону прикажете держать курс, если непонятно, где север, где восток?

И тут выручали лебеди. Весной их косяки в любую погоду держали путь на север, а осенью на юг. Таким образом, наблюдая за птицами, древние мореплаватели в любую погоду легко определяли страны света. Достаточно было только помнить, осень сейчас, или весна.


Рецензии
А мне всё равно, как было на самом деле. Всё, что написано в этой миниатюре, красиво и интересно. Этого довольно. Спасибо, Михаил!

Лада Вдовина   16.02.2021 22:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Лада. Это мои догадки, домыслы, гипотезы, реконструкции. Всё же сдаётся мне, что любовь между лебедями и мореплавателями воспета в балладах неспроста.)))

Михаил Сидорович   17.02.2021 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.