Декабрьские денёчки

В 1997 году приехали к нам в город на семинар врачи и педагоги, занимающиеся проблемами детского здоровья. Они собрались со всех уголков России, были даже из Удмуртии и Красноярска. Абсолютное большинство, за исключением человек пяти москвичей, женщины.

Меня тогда попросили провести экскурсию по городу для гостей. Было это как раз перед Новым годом, на улице мороз, а в «пазике», заказанном специально для экскурсантов немного потеплее. Так что даже сибиряки удивлялись, что у нас такая зима. А я отшучивалась: «Это вы к нам погоду привезли!»

Едем по городу, я рассказываю, как это принято у гидов: «Посмотрите направо, посмотрите налево...» Но гости ещё не пришли в себя после вчерашнего переезда, им эта культурная программа не особенно интересна! А вопросы задают, хоть стой, хоть падай!

– В вашем городе все ткачихи, и Вы тоже?

Отвечаю:

– В нашем городе фабрики закрывают, да и заводы тоже, а помещения сдают в аренду или открывают в них торговые центры, так что у нас теперь основная специальность - продавцы! А я ткачихой не была и продавцом тоже, учительница по профессии.
Тут дамы сразу тему переменили.

– Тяжело учителем работать и платят мало, и коллектив женский. У вас ведь город невест, трудно спутника найти?

– Наши невесты, – говорю, – нарасхват! Так что приезжают к нам из других городов, чтобы замуж выйти! А из наших-то только те одиноки, кто замуж не хочет! У нас очень самостоятельные женщины, среди них начальников много, и не все хотят, чтобы мужья господствовали.

Тут дамы рты пораскрывали: «Как это замуж не хотеть? Как это женщина-начальник?»

– Почему же ваш город называют городом невест, разве не потому, что мужчин не хватает?

– Вовсе не потому, – говорю, – у нас эту проблему решили в шестидесятых годах, когда построили несколько машиностроительных заводов, мужчин стало на пять процентов больше, чем женщин. Есть из чего выбирать. А городом невест до сих пор Иваново называют, потому что у нас самые красивые женщины живут. Настанет лето, улицы города запестрят не цветами, а нарядно одетыми женщинами, которые себя несут с достоинством, а сумку несёт спутник! – это я, конечно, приукрасила, поскольку летом наши женщины в те годы не по городу гуляли, а после смены ехали на дачу, чтобы вырастить вечнозелёные помидоры.

Я потом так и рассказала двум дамам, с которыми мы подружились, что у нас страна вечнозелёных помидоров. Им это было трудно понять: у них помидоры в открытый грунт не высаживают – холодно! Удивлялись, что можно эти овощи класть на дозревание под диван...

Они меня на день рождения пригласили – отмечать пришлось во время семинара. Тогда-то я впервые попробовала заморский фрукт – киви. У нас их продавали очень дорого, купить, не зная, каков на вкус этот киви, я не решалась, чтобы не ошибиться, в тут сразу – целый килограмм «обезьяньих персиков»! И говорят, что у нас всё очень дешево! А для нас это было – дорогое удовольствие.

Вот и сейчас стоят морозные декабрьские денечки, а минуло с тех пор двадцать лет. И я редко покупаю киви, потому что мне больше нравятся мандарины, а мои дети трудятся в торговле и в медицине, а где же ещё? Самые необходимые для человека отрасли, дающие хлеб насущный и лекарства для поддержания здоровья.


Рецензии