Колдовские состязания у индейцев кроу - апсарока

«THE RELIGIION, OF THE CROW INDIANS», BY ROBERT H. LOWIE, 1922

    Самая драматическая демонстрация сверхъестественных сил, происходила в виде состязания между конкурирующими шаманами. Это соперничество могло протекать в довольно дружелюбном духе, но иногда приобретало серьезные формы. Такие конфликты описываются термином bats-аn-dutue, означающим «захватывает руки друг друга», что представляет противника, который захватывает руки другого и делает его беспомощным.
 
   Вероятно, самая серьезная шаманская вражда за последние полвека (от нач. 20 в.) произошла между Большим Волом(Быком) и Белым Бедром. На это неоднократно ссылались различные источники. Большой Вол имел откровение от Грома и его очень боялись как колдуна. Белое Бедро также считался великим шаманом, его главным колдовским амулетом был магический камень (bacоritsi'tse). Большой Вол переспал с женой Показывает Крылья, который получил свою магию военного лидера от Белого Бедра и, соответственно, пожаловался своему покровителю, прося, чтобы тот сделал что-нибудь против Большого Вола. Когда Большой Вол вышел на тропу войны, Белое Бедро заставил его встретиться с крупной вражеской силой, так что отряд был вынужден бежать, потеряв много лошадей. Затем Большой Вол подождал, пока его соперник выйдет против врага, поскольку они оба были «носителями трубки» (т. е. являлись военными лидерами). Воины отсутствовали уже несколько ночей. Большой Вол молился Грому, прося, чтобы его соперник встретился с какой-то большой проблемой. Непрерывно шел дождь, и лошадь Белого Бедра поразила молнией, поэтому им пришлось повернуть назад. Каждый колдовал против другого четыре раза, и уже никто из них больше не рисковал выйти на тропу войны. Наконец Большой Вол окончательно разозлился. Он нарисовал на земле человеческое изображение, сделал дыру в сердце, подул на нее дымом и стер изображение, сказав: «Ты будешь самым бедным существом на земле; в конце концов, ослепнешь и станешь ползать на четвереньках»*1. Это сбылось, Белое Бедро стал настолько бедным, что у него не было даже пояса, и ему пришлось использовать вместо него веревку. Ослепленный мужчина курил против Большого Вола и сказал: «Он станет очень бедным, будет бродить из лагеря в лагерь и кончит свою жизнь немощным». Это также сбылось, Большой Вол потерял всю свою семью, и в старости, когда я его знал, ему приходилось странствовать из одного чужого лагеря в другой, он обезумел и потерял весь прежний престиж. Хотя оба предсказания сбылись, победителем считался Большой Вол, поскольку Белое Бедро умер, а Большому Волу, несмотря на свои страдания, никогда не приходилось голодать.

    Практика Большого Вола - соединение магии и анимизма. С одной стороны, он опирался на защиту Грома, с другой - прибегал к тому, что использовал чисто подражательную магию. Говорят, что он несколько раз занимался колдовством, но каждый раз страдал, потому что члены его семьи умирали. Однажды его нашли, когда он пытался поразить слепотой женщину, но пойманному на месте преступления колдуну пришлось воздержаться от задуманного. Согласно одному заявлению, такая практика велась тайно из-за страха перед семьей жертвы. Однако я убедился, что идея убийства злого шамана – на манер некоторых шошонских племен - совершенно чужда кроу. Они или пытаются успокоить своего могущественного врага, либо с ним будет бороться другой шаман.

    Злая магия называется duck uo (также применяется для очарования человека противоположного пола), а процедура курения против кого-либо буквально определяется термином kus-оpiu. Некоторые используемые методы указаны выше, но учетные записи различаются по деталям. Один кроу говорит, что изображение врага иногда рисуется возле берега реки: с головой, расположенной ближе к воде, после чего колдун курит на него и зажигает ладан. Вода приходит, чтобы смыть изображение, и чем раньше это произойдет, тем скорее жертва умрет. Другой информатор говорит, что на рисунке размещают камень или сорняк bаxe, а для того, чтобы ослепить своего врага, шаман кладёт пепел или уголь в глаз этого изображения. Планируемые травмы разнообразны: шаман парализует жертву, поражает её немотой, калечит, убивает на войне, или заставляет потерять свою собственность. Похоже, общим мотивом использования злой магии была ревность из-за любовного романа с чужой женой.

* 1 Другой информатор заявил, что видел, как Большой Вол вырыл в земле маленькую ямку, положил в нее древесный уголь и земляной мох (awаkоtsiruhe), закурил и выпустил в дыру дым, после чего закрыл яму, сказав, что собирается сделать своего врага бедным.
------------------

    Я узнал еще об одном шаманском противоборстве, сравнимом с враждой Белого Бедра и Большого Вола. Участниками были Конь Гро-Вантров и Навозное Лицо. Навозное Лицо сказал своему сопернику, что отправит его в другое место. Конь Гро-Вантров ответил, что тот не сможет этого сделать: «Я не ребенок и не уйду». «Ты не поймёшь, как уйдёшь» - сказал Навозное Лицо. Конь Гро-Вантров ответил: «Ты обеднеешь, и не будешь иметь ни лошадей, ни типи». Навозное Лицо заявил: «Ты уйдешь и останешься в другом месте, это сбудется». Оба исполнили свои пожелания. Конь Гро-Вантров отправился к гро-вантрам (хидатса), и там умер, а у Навозного Коня совсем не осталось лошадей. Это был пример bats-аn-dutue.

    У Навозного Лица произошла другая не столь серьёзная стычка, с Зайцем (Jack rabbit). Заяц ушел в набег на врага и пригнал много лошадей. Возвращаясь, он спел издевательскую песню про Навозное Лицо, который пошел в свою палатку и попросил брата принести старый череп бизона. На лбу черепа он нарисовал конские следы и объявил, что это копыта лошадей украденных Зайцем, а также тех, которые принадлежали ему ранее. Он велел брату взять череп и бросить в воду, со словами: «Это лошади Зайца». «Тогда у Зайца не будет лошадей» - предрёк Навозное Лицо. Кроу сняли лагерь и поднялись к реке Маленький Большерог (Литл-Биг-Хорн). Там появились враги и украли всех лошадей Зайца. Навозное Лицо поехал по их следам, нагнал врага, убил двоих и вернул всех лошадей. Теперь он владел лошадьми Зайца. Заяц заплатил ему за четырёх, но остальных Навозное Лицо оставил себе.

    Чаще всего соперничество шаманов носило более мягкий характер. Три Волка рассказал о случае, который упоминали и другие кроу. 
Жил один шаман, не позволявший никому из гостей прикасаться к огню в центре своего жилища. Другой шаман услышал об этом и посетил своего соперника. Он встретил там двух или трех мужчин, которые боялись прикоснуться к очагу, и сказал хозяину: «Я тоже шаман, но не запрещаю своим гостям трогать огонь. А ты что же?». 
    Тот ответил: «Я боюсь, что они пострадают». Вслед за этим посетитель схватил горящую палку и вытащив её из очага, заявил: «Посмотрим, что будет, дай мне свою трубку, я буду курить».
Хозяин-шаман начал кашлять и выплёвывать червей, быстро множившихся и ползущих на соперника. Гость ударил себя по бокам пылью; из него вышла маленькая птица и стала одного за другим хватать червяков.
    Хозяин закричал: «Не дай ему съесть всю мою магию, забирай птицу и уходи». «Мне не нравится твоя магия». В итоге посетитель накрыл голову своей накидкой и втянул птицу обратно в живот.
Затем он ухмыльнулся: «Давай веселиться, вытаскивай побольше своих червей». Побежденный шаман возмутился: «Нет, ты плут. Уходи со своей птицей, я не хочу, чтобы всю мою магию съели».

    Один Рог добавил потом, что хозяин типи, прежде чем признать свое поражение, выплюнул большую жабу, но его соперник снова заставил появиться птицу, которая убила жабу, а затем вошла обратно в рот шамана.
    Этот эпизод также кратко описал Маленький Крестец, пояснив, что всё произошло, когда он был молодым. По его словам, владельца палатки звали Вишнёвое Ожерелье, из клана xuxkaraxtse (Связанные Узлом); он женился на женщине хидатса и жил среди её народа. Его шея была повсюду татуирована. Другого шамана звали Красная Сова, он принадлежал к клану usawatsie (Без Стрельбы Приносят Дичь). Вишнёвое Ожерелье не позволял никому отхаркиваться в своём жилище, потому что, если они это делали, то чувствовали червяка на шее. Как только человек отхаркивался, у него из шеи вылезал червяк. Другое табу, установленное Вишнёвым Ожерельем, описано выше. Птицей Красной Совы был дятел. И дятел, и черви снова вошли обратно в тела соответствующих владельцев.
 
    Иногда несколько шаманов решали провести состязание и собирались в палатке, расположившись на противоположных сторонах, а молодые люди приходили петь. Затем, как рассказывает Ударяет-Трёх-Человек, один из них начал представление, взяв синюю бусину и протирая ее, превратил в яйцо певчей птицы. Другой растёр несколько лепёшек бизоньего навоза и произвёл пеммикан с давленной вишней. Третий скрутил своё одеяло, тем самым заставив человека напротив - упасть в обморок; затем, раскрутив накидку, он восстановил своего противника.

    Эти исполнители были известны как ak-bakumbtre, которых мой первый рассказчик назвал «обманщики», но более распространенным значением, по-видимому, являются «преобразователи», «фокусники». Слово без префикса, обозначает актера и применяется к цирковому исполнению белого человека. Один шаман сказал своему противнику: «Я вставлю biwitse (плоский камень, которым растирают вишню) в твой желудок». И оппонент с криками вскочил, его живот болезненно распух. Другой шаман задымил какое-то магическое средство для ладана, и живот сжался до нормальных размеров. Следующий шаман сказал своему противнику: «Проглоти этот нож». Когда мужчина его проглотил, шаман извлек нож из своего ануса. Таких шаманов очень боялись другие люди, потому что своей силой они могли нанести вред недоброжелателям, «захватив руки жертвы» (andutue, см. Выше).
    На таких состязаниях иногда встречаются по два или три, но очень редко по четыре шамана с каждой стороны. Иногда шаман бывает достаточно силен, чтобы противостоять атаке противника.
 
    Три Волка рассказал о шаманском состязании, где участвовали четыре человека. Одна сторона заявила: «Постарайся помешать нам, что-нибудь с тобой сделать». Они набросились на одного из своих оппонентов, и тот упал в обморок. Певцы продолжили петь, а успешные шаманы попросили табак и закурили. Человек, который бросил шип, перепрыгнул через «мертвого» мужчину, и рукой извлек его из тела; другие шаманы используют высасывание. Перед следующим исполнителем на колышке висела шкура выдры, он скрутил её, и противник, задыхаясь, упал. Ведущий шаман перепрыгнул через него, и после окуривания восстановил его сознание. «Теперь мы пойдем против одного из ваших, попробуйте ему помочь». Они послали против него красную каменную трубочную пробку (?). Некоторых мужчин нельзя задушить таким образом. Товарищи раненого обмахивали его одеялом и прыгали рядом. Другой шаман скатал в шар волчьи волосы и отправил его своему противнику. Один человек запрыгнул в очаг, потоптался там, затем поднялся на шест типи, и опустившись, бросил им вызов: «Теперь стреляй в меня». Его противники перепробовали все средства, но он всегда ловил их магию и отбрасывал обратно. Эти представления проходят вечером. Активными участниками являются только те, кто грезил этой конкретной силой. Это не всегда старые люди. Однажды молодой человек грезил о том, как птица полетела вокруг в одном направлении, тем самым убивая людей, а когда она летела обратно, все они возродились.

    Маленький Крестец упомянул о двух случаях исполнения таких трюков. Однажды несколько старых индейцев собрались в палатке, разделившись на группы, каждая стремилась превзойти другую. Мой информант видел, как один человек положил в ладонь лист, насыпал на него пепел, дул и втирал; а затем предъявил раковину.
В другой раз Маленький Крестец и его товарищ общались с несколькими индейцами, и взаимно подшучивали, что у тех и других нет своей магии. Оппоненты бросили вызов Маленькому Крупу и его компаньону, предлагая что-нибудь продемонстрировать. Его друг взял пучок бизоньих волос и немного грязи, начал тереть их под одеялом и бросил предмет перед соперниками, это был крот. Затем он взял бизоньи волосы, пепел и грязь, протер их между ладонями, и через некоторое время зрители увидели, что у него в руке что-то большое. Когда он бросил, это оказалась живой крысой.

    Рука-Вокруг-Шеи засвидетельствовал битву между двумя шаманами, сидевшими по разным сторонам палатки, в которой горел большой костёр.
Оба раскрасили себя и использовали всю свою магию. Один из них сказал, что собирается ослепить своего противника. Он был голым. Исполнив свои песни, шаман прыгнул в огонь и снова вышел. «Мы не знаем, что он сделал, но другой человек стал слепым. Ослепивший свистнул, исполнил свою песню и сделал все, что мог, но не вернул себе зрение». Тогда шаман, который его ослепил, заставил снова видеть.
Второй человек, в свою очередь, сказал, что собирается попробовать свою магию на первом и заставит его умереть. Его магия была призраком; тело окрашено в белый цвет, а вокруг глаз черная краска. Он спел свою песню, вышел наружу, взбежав по покрышке типи и снова спустился. Его противник повалился назад и упал трупом. Когда человек, который его убил, увидел, что тот не может подняться, не касаясь, сделал какое-то движение, забирая что-то у своей жертвы. У него была колючка в руке. Мертвец встал.
Этих шаманов звали Он Ищет (batsire) и Вводит-Красное-Перо (ba+оc-birеre). Он Ищет прыгнул в огонь, не повредившись, и Рука-Вокруг-Шеи думает, что у него более сильная магия. Когда один из двух шаманов поднялся по внутренней части типи, ухватившись за столбы, вышел из дымового отверстия и снова спустился обратно; он издал уханье совы.*1
Вышеизложенное было единственным настоящим бакумбтрио, свидетелем которого стал Рука-Вокруг-Шеи. Он присутствовал при другом случае, когда четыре шамана безуспешно пытались сделать что-то подобное. Один из них утверждал, что имеет магию вороны и сказал, что может вынимать у людей глаза; другой попытался что-то сделать моему информатору, но потерпел неудачу.
*1 Это, несомненно, тот, у кого магия-призрак.

Другой информатор предоставил следующий рассказ:
- Уже стемнело, когда я услышал крик глашатая: «Все, кто может творить волшебство, собирайтесь вместе! Раскрасьтесь согласно своим видениям, и приходите туда, где я!». Они собирались померяться силой, и решили: «Мы проверим друг друга и посмотрим, кто вылетит».
Дверь была открыта, и мы наблюдали за ними. Те, кому в видениях приходили суслики и призраки, всегда окрашивались в белый цвет. Один человек, раскрашенный белым, прыгнул в середину палатки. «Я убью кого-то из вас», - сказал он и вызвал одного из мужчин, который сразу взял трубку, чтобы защищаться. Они танцевали. Человек с магией призрака взял веревку, а другой, прикрывая свою шею, вертикально держал трубку. Нападавший завязал узел на веревке, и его противник начал задыхаться. Ещё один мужчина выпрыгнул в середину и предложил исполнителю попробовать силу на нём. Этот шаман защищался, скрещивая и судорожно дёргая руками, в результате - веревка на него никак не подействовала.
Каждый знахарь пел свою песню. Один шаман заявил: «Вы шаманы, а я всех сбиваю с ног». Он вскочил, сделав странное движение левой рукой, и все упали на правую сторону. Затем он произвёл движение правой, и сидящие в типи повалились на другой бок.
Следующий человек взял какую-то кору, засунул ее в огонь и взметнул в руках дым, издав звук, имитирующий суслика. Приготовившись, он сказал: «Посмотрите, что я сделал». Мужчина явил большой кусок торгового табака и передал остальным, чтобы они покурили.
Другой шаман взял пепел, зажёг фимиам, и взметнув пепел, превратил его в бусины. Еще один встал и сказал: «Я сделаю шейный платок». Под звук барабана он скатал кусок грязи в шар и сунул в огонь. Когда он открыл руки, в них находился платок: затем снова трансформировал его в грязь и отбросил. Я сам это видел. В этот момент в стойбище разбежались все лошади, и зрители, включая меня, побежали за ними.
После этого один шаман взял каменный молот, поднял его и проглотил. Его желудок раздулся. Он отошел в сторону, и камень упал на землю. Другой мужчина засунул в землю черенок черёмухи. Всё происходило зимой. Он запел, царапая землю, и вытащил индейскую репу, которую отдал съесть зрителям. Он снова запел, взял черенок черёмухи, потряс над головой и три раза посмотрел на него. Ничего не произошло; но в четвертый раз, когда он смотрел, хотя это было глухой зимой, на нем появились спелые ягоды, которые все они ели. То же самое случилось с june-berries (ягоды саскатун или дикая слива). Эта магическая сила происходит от животных, появляющихся в видениях.
 
Серый Бык описал следующий случай:
    «Мы жили в палатках на реке Плам. Я услышал, как в стойбище какой-то человек призывает в своё типи некоторых мужчин, чтобы они укрепили себя. Я спросил у матери, что случилось, а она ответила: это бакумбтрио (bakumbtrio). Послышался барабанный бой. Подойдя к большому типи, я встал у двери и заглянул внутрь.
    У ближайшего к входу мужчины, все тело было покрыто белой глиной. Некоторое время он пел, потом прыгнул в огонь. Певцы в задней части палатки пели для этого случая специальные песни. Шаман вышел из огня и сказал: «Сделай для меня табак». Затем кто-то изнутри ответил: «Дайте это сюда». Некоторое время он водил по очагу, вытянув руки, а вернув их в обратное положение,  держал табак и кинникинник(смесь для курения). Он действовал так, как будто собирается что-то взять, а затем передал табак тем, кто сидел рядом, они наполнили трубки и закурили. 
Шаманы располагались с двух сторон, каждая группа держала пари против другой. После того, как табак выкурили, один шаман сказал своим оппонентам, что он своей рукой по любому ударит их с одной стороны. Те начали петь и колдовать, говоря, что ничего не получится, и делали против него ставки. Он начал танцевать между дверью и огнем, одетый только в набедренник и окрашенный в белый цвет по всему телу. Он произвёл жест одной рукой, как бы отодвигая их в сторону, и они все упали на бок. Зрители приветствовали шамана. Сделав это, он сел.      
    С другой стороны поднялся мужчина; его тело было раскрашено красным. Он четыре раза обежал вокруг огня, затем заухал, как сова, подпрыгнул и исчез. Мы не поняли, как он поднялся, но услышали с вершины типи совиное уханье. Он собирался принести с собой рыбу или лягушку, но в этот момент все лошади в лагере разбежались, и народ отправился их собирать, поэтому представление закончилось. Каким-то образом шаман тоже вернулся, и вместе со всеми искал лошадей. Те, кто выполнял подобные трюки, обычно имели своей магией ворону, крысу или призрака».
Серый Бык не знал ни одного шамана этого типа, который передал бы свою магию.

*«THE RELIGIION, OF THE CROW INDIANS», BY ROBERT H. LOWIE, 1922 р.344-350

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"


Рецензии