Арии мистера Х

«Шпионаж - так же как и проституция - одна из важнейших профессий в мире» - Путин В. В.

 
Не нужно быть специалистом по так называемому кино, чтобы заметить общий практически для всех стран мира упадок интереса к кинокритике. Возможно, это связано с политическими переменами, случившимся в мире за последние десятилетия. Кинокритика, далёкий потомок древней заклинательной магии, хорошо приживается при деспотиях и тоталитарных режимах в силу своеобразного резонанса. Но перед лицом трезвомыслящей рефлексирующей гидры самовосприятия в условиях рынка кинокритика оказывается бессильной и как  бы ненужной. Но это не означает её гибели. Просто из фокуса общественного интереса она смещается на периферию – в пространство районных капустников и вечеров отдыха «Тем, кому за…».

София Коппола, автор «Рокового искушения» (в оригинале «The Beguiled»**), не новичок в режиссуре. Её «Девственницы-самоубийцы», пройдя  через «Трудности перевода», сумели попасть в «Элитное общество» на «Очень Мюрреевское Рождество». Новое камерное эстетское монохромное «Роковое искушение» Софии является второй экранизацией романа Томаса Куллинана. Первой был «Обманутый» Дона Сигела с Клинтом Иствудом в главной роли.  Впрочем, крепкий драматический триллер трепетной режиссёрши совсем не про то, как Колин Фаррелл меряется тактической животностью со стратегическим романтизмом Клинта Иствуда.

Итак, 1864 год. «Истребители варваров янки» и «Жёлтые куртки из Клейтона», размахивая флагом, который - благодаря Первому каналу телевидения РФ - знают теперь даже в отдалённых уголках мира, уверенно двигаются в сторону Реконструкции Юга. Юная конфедератка, выкроив минутку между изучением правил этикета и языка Жан-Полей, с лёгкой меланхолией собирает в окрестностях родной духовной семинарии грибы. Но в какой-то момент вместо очередного эукариотического организма виргинского пошиба внезапно находит макромицета-янки с нашивками Армии Союза. Тяжелораненый северянин представляется капралом Джоном МакБёрни и теряет сознание. Молодая да ранняя южанка нежно и чутко тащит добычу в родной закрытый пансионат мисс Павличенко. То есть, Фарнсворт…

На первый взгляд «Роковое искушение» Копполы является как бы калькой «Обманутого» Сигела, все сюжетные перипетии которого София повторяет с прилежностью учеников лейденской мастерской Рембрандта. Те более, что о способностях Софии Кополлы всё дотошно детализировать и делать акценты на мелких деталях ходят легенды. Вот только «Роковое искушение», несмотря на свою камерность,  в итоге оказывается гораздо шире «Обманутого». И страшнее. И дело тут не в маскулинности и фемининности. Просто один режиссёр снимает кино, чтобы передать некое знание и сохранить определённые этические и социальные нормы. А другой режиссёр просто показывает реальность. Вне этики. Вне социума. И вне времени. Не стесняясь своей личной интонации. Порвав время на конфедератский флаг. Нарезав этику и социум на оборки и ленты…

Томас Куллинан издал свой роман «Обманутый» в 1966 году. В пору, когда женщины в США существовали исключительно в уютном формате домохозяек и мамочек. Мой дом – моя крепость. Но сон разума рождает чудовищ. А часики-то тикают! Уже все завели чудовищ, а ты ещё нет!..

София Коппола, сведя мундир капрала Джона МакБёрни к одной полированной до блеска пуговице в заветной девчачьей коробке с сокровищами, убрала из первой экранизации «Обманутого» не только служанку-негритянку и ворона на нитке, но и границы Севера и Юга в целом. Выводя девственную сексуальность потенциальных фурий Юга на первый план. Сублимируя несублимируемое. Женственно восклицая «Призрак бродит по пансионату мисс Фарнсворт, призрак коитуса!»…

Конечно, режиссёр исследует не кому обломится  (Очаровательной наставнице Марте? Истосковавшейся по любви учительнице Эдвине? Созревшей нимфетке Алисии?).

Цитата:

- Нам нужен мужчина, который будет поливать все цветы.

София Коппола размышляет о природе людей. Размышляет исключительно в свете христианских мотивов - как героини Николь Кидман, Кирстен Данст и Эль Фаннинг. Попутно легкомысленно любуясь щетинистым ирландцем в окружении трепетных блондинок. «Jes uis une fille, nous sommes les filles»*…

«Роковое искушение» соткано из ярких символов. Вот только под их тяжестью изначальные мягкие, пронизанные солнцем пастельные тона картины начинают безвозвратно темнеть, поглощая не только предметы, но и самих героев фильма. Фильма, в котором тактические твисты, не подкреплённые внятной стратегией, приводят в странное метафизическое место. Место, где нога человеческая плавно переходит в спину…

Конечно, человек, живущий интенсивной духовной жизнью, увидит в «Роковом искушении» откровенную аллюзию на предвыборную борьбу Трампа и Клинтон. А в образе ефрейтора Шикльгрубера, то есть, капрала Джона МакБёрни этот  самый человек увидит вмешательство России в эту самую борьбу. После чего начнёт рассуждать о тупиках американского капитализма, который, похоже, перехитрил и отгегемонил сам себя. И закурит сигарету, и включит телевизор, и откроет недавно купленную книгу, где сказано, что прошёл о Нём слух по всей Сирии, и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их, и следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана…

 
P. S. «Он спустился в этот мир спасти нас от горя, оставив свой розовый Кадиллак на небе; он прошел от Белого до Чёрного моря, тряс плечами и пел: «О бэби, бэби, бэби!»…» - «Неизвестные факты из биографии Элвиса Пресли».

_________________________________________

* - «Я девочка, мы девочки», фр. - выдержки из уроков французского языка в закрытом пансионате мисс Марты Фарнсворт.

** - «Обманутый», англ.


Рецензии