C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Снежень, тихая вода. Кузьма

Глава десятая. Кузьма.



Через, пять дней. В, стан. Приехали, двое всадников. Богул, встретил, их. И, сказал, людям  «Вот, люди. Это, Кузьма. И, он, плотник. Ему нужны, толковые, помощники. Он, нам, сложит, баню». Они, радостно,  зашумели. Кузьма, сказал «Мне, скорее нужны, подмастерья. Умеющие, работать, с, топором. Есть, такие, среди, вас?»


Вышли, трое. Давлет, сказал «Я, строил навесы. И, рубил, деревья». С, ним, подошел, Махмет, и, старый Тигран. Он, сказал «Мне, говорил вождь. Про, твою просьбу. Ладно, пойдем. Выберем тебе, лошадь». Кузьма, ему «Ты, знаешь. Нам, нужны будут, повозки. Для, подвозки бревен. Поможешь, нам?»



Тигран, ему «Ради племени. Выберу, самых, сильных лошадей. Вон, смотри. Это, Бугай, и, его сын, Ворчун. Ты, не смотри. Что он, молодой. Он, потянет повозку, в, тысячу фунтов.  А, Бугай, ещё, не, стар. Он один, повозки, из, грязи, вытаскивал. Когда, другие, выдыхались. Я, не могу. Тебе их, потом, отдать. Самим, нужны. Другие же, бери. Но, только. После, окончания работ. Согласен. Ну а, пока. Забирай их, для, работы. И, отправляетесь, за, бревнами».


На, следующий день. Кузьма, приехал, на, двух лошадях. С, необычными подводами. Они были, длиннее, других. Он, объяснил «На, простых подводах. Невозможно, привести, брёвна. Они, длинные.  А, потому. Мы, впряжем, по, две лошади, на, подводу. Придется, сделать, несколько, ходок. Я, думаю, за, десять дней. Мы, вывезем, весь, сруб. Потом, еще их, обрабатывать. И, чистить, от коры, и, сучков.


Сам же, я, с, помощником. Буду, вырубать, пазы.  Вы же, потом. Поможете, их, кантовать. Вы, парни, сильные. И, поможете, брёвна. Вытаскивать, из, леса. Поехали. Найдем, строевой, лес. Но, сначала. Нужно, найти, особое дерево –лиственницу. Из, этого дерева. Мы, уложим, нижний венец. Древесина, этого дерева. Не, гниет. И, прослужит, долго».


На, трёх, подводах. Они, с, топорами. Поехали, в, лес. По дороге. Кузьма, рассказывал. Про, свою жизнь. Он, сказал «Мы, приехали сюда. Десять лет, назад. Увидели, в, лесу. Брошенные, обвалившиеся, землянки. Там, на, поляне. Мы, заметили следы, вспашки. Те, люди. Что, здесь жили. Покинули, это место.



Место нам, понравилось. Оно, на, холме. И, внизу, река. Недалеко, родник. Мы его, перегородили. И, оставили, небольшой проток. Получился, небольшой прудик. Он, не, зарастал. Потому, что. Там всегда, вода, была, проточной. Три года. Я, с, другими, работниками. Строили, избы. Потом, возили камни, из, реки.  Из, небольшого оползня. Там, мы, забирали. Большие камни, для, каминов, и, бань.


Было, трудно, не, спорю. Не, хватало. Разных, инструментов. Иногда люди, голодали, зимой. Но, постепенно, жизнь, наладилась. Там, за горой. Верстах, в, пяти. Есть, селение. Там, базар. И мы, свозили туда, рыбу. И, свежее мясо, для, обмена. Нам, много, было нужно. Зерно, для, посева, и, одежду. Да, что там, одежда. Котлы, для еды. Мы, меняли. На, целую тушу, лося.


Зоряна, нам, помогла. Она знала, многие травы. И, лечила, нас.  Вот, когда, погиб Михал. Она, ничего, не, могла сделать. Да. Встреча, с, медведем, опасна. Но вы, не, бойтесь. Они, сейчас, заняты, другим. Вы, видели. Как они, ловят, рыбу. Сейчас, самое время, для них.



Булат, его спросил «А, как, у вас.  Жизнь, была потом. Когда вы, устроились, здесь?»Кузьма, им «Да, что, я. У меня, было, четверо, детей. Двое детей, умерли, в, младенчестве. Остались, две, дочери. Обе уже, живут, отдельно. Старшая дочь, Глаша. Вышла замуж.  За, сына Тихона, Андрея. Младшая дочь, Варя, уехала. И, живет, в, соседнем селе. Муж, у, неё, плотник, как ,и, я. Он там, строит дома, и, бани. Вот, недавно. Ему заказали, построить, конюшню .


В общем. Они, пристроены. По, крайней мере. Они, не, сидят. На, моей шее. Нормально, живу. Слава богам. Моя, Марфа, не, болеет. Да, и, скоро. Привезут внуков. Да, вот, Тихон. Может вам, подтвердить. Что, доволен, невесткой. Ладно, хватит, обо мне. Скажи, ка, мой друг, Тихон. Уак ты, уважил, лесовика?»


Махмет, его, спросил «Что это, за, зверь?» Кузьма, ему «Это, не, зверь. Понимаешь, в, чем дело. В,  лесу. Должен быть, хозяин. Этакий полубог. Он, следит, за, порядком, в, лесу. Так, вот. Он, увидел. Как, Тихон, рубил деревья. Он, нагнал, на него, страху. Это так, Тихон?»


Тихон, ему «Все, так. Я, понял, что он, сердит. И я, сказал, своим, помощникам «Вы, пока, посидите, на, повозках. Ничего, не, бойтесь. И, не, делайте, резких движений». Я, поклонился лесу. И, сказал «Прости, меня, царь лесной. Что, потревожил, твой, покой. Дозволь, нам. Набрать, у тебя. Деревьев, для, бани. Прими, от, меня, подарок». Я, ему. Поставил, на, пенек. Горшок, с, молоком.


Появился, рядом. Небольшой человек. С, грязной бородой, до, пояса. Он, грозно посмотрел, на, меня. Потом он. Взял, горшок. И, выпил, молоко. Он, его пил. Большими глотками. Не, обращая, внимание. На, то. Что. Молоко текло, по, его бороде. Потом он. Поставил, горшок, на пень. И, он, крякнул, от, удовольствия. И, сказал «Ладно, забирайте бревна. Но, потом ты. Пригласишь меня, в, свою баню. Ты, понял меня».

И, вдруг он, исчез. А, лошади сами. Поехали, куда, то. Они, привели, нас. В, необыкновенное место. Там, росли, лиственницы. А, дальше, росли сосны. Высокие сосны. Стройные, как трава. Мы, построили, тогда. пол деревни. И, три, бани. Потом, когда. Моя баня, была, готова. Она стояла. На, краю деревни.


Однажды я. С, женой, помылся.  Уже, наступал вечер. Я, сказал, ей «Сегодня, придет мыться. Необыкновенный гость. Ты, оставь, в, предбаннике. Полотенце, и, горшок молока. И не, спрашивай, кто это. Поняла меня».


Она, удивленно, сказала « Что это, за, гость. К, нам, придет?» Я, ей «Ты, молчи, и, смотри. А, что, за гость, будет. Я, тебе скажу. Благодаря, ему. Мы имеем, эту, баню». Потом он, пришел. И, это, она поняла. По, шуму. Что она, услышала, из, бани. Баня, словно, ходила ходуном. И, из, нее. Слышался грозный голос. И, радостные возгласы.


Лесовику, понравилось, в, бане. И, он, ушел. К, себе, в лес. Да, сейчас мы. Подъедем, к, одному месту. А, вы, не, шумите. Я сам, с, ним, поговорю. И, принесу ему, угощение. Он, не, страшный. С, виду, грозный. А, сам, великий шутник. Не, понравиться ему. Человек, в, лесу. Он его. Будет водить, по, кругу».

 

Они, подъехали, к, молодому леску. Там видны, были, истлевшие пни. Тихон, встал, с, повозки. И, взял, с ,собой, горшок, с, молоком. Он, поставил горшок, на пень. И, поклонился лесу. Он, сказал, обращаясь, к, кому то. Он, лесу  «Прими,  от нас, угощение, лесной царь. Позволь, нам. Взять леса, для, бани».


Он, стоял, и, ждал. Послышался, шум деревьев. И на, пеньке, появился он. Небольшой старичок. В, лохмотьях, из, листьев. Или, из, травы. Он, посмотрел, на, людей. И, грозно сказал «А, это, ты. Хорошо, что, меня, уважил. Я, дозволяю тебе. Набрать, у меня, леса». Он, выпил молоко. И, грубо, крякнул, в, ответ. Потом он, поставил горшок. И, пропал, из, виду.


Тихон, им «Ну вот, теперь. Поехали, за, брёвнами. Махмет, только. И, сказал «Да, у вас, здесь, волшебное место. Мне, говорили. Что, здесь, живут боги. Я, этому, не, верил. Но, то. Что я, увидел.  Я, не знаю, что, сказать. Сказка, да, и, только».


Кузьма ему, улыбнулся. И, ответил «Ты здесь. Ещё, не это, увидишь. Главное. Что, живи здесь, с, природой. И ты, не нарушай. Её, законы. Тогда. И, придет, к, тебе, счастье. Понял, меня».



Тихон, привез их. В, место. Где они, нашли лиственницу. Им, пришлось. Нелегко рубить, это, дерево. Древесина, тяжело давалась. Да и, брёвна, тяжелые. Им, пришлось. Всем, тащить, эти брёвна. За день. Они, привезли, бревна. На, одну, сторону бани. Еще нужно. Их, ошкурить, от, коры.


Так они, несколько дней. Возили, брёвна. И, пока. Их раскладывали, на, земле. Кузьма, спросил, у, Богула «Ты, определил место. Куда, поставить баню?»


Богул, показал. На, край. Возле, реки. Кузьма, ему «Нужно, поставить, там. Где, баню. Не будет, заносить, снегом. И, желательно. Рядом. Не, должно быть, деревьев. Иначе, будет, пожар».


Кузьма, с, Тихоном. Начали, размечать углем, на, бревнах. Места. Для, вырубания пазов. Кузьма, говорил «Здесь, спешить, не, нужно. Лучше. Семь раз, отмерь. И, только один, раз, отрежь. Ну, ка, помощники. Давайте, ка, разложим, первый ряд.  А, потом, снимем размеры. И, по ним. Остальные, разметим».


Они, разложили бревна. На, землю. Сверху они, положили. Поперечные брёвна. И, перемычку. Между, парилкой, и, предбанником. Кузьма, сказал «Вот, примерно так. Будет, выглядеть, баня. Теперь, нужно, начать, размечать. И, вырубать, пазы. Мы, вырубим пазы. И, станем, укладывать брёвна. Так, ряд, за, рядом. Будем, стыковать. Баня, должна быть, цельной.  Она же, простоит. Лет, пятьдесят, не, меньше».   


Ещё, пять дней. Кузьма, с, помощником, вырубали пазы. Чтобы, складывать, сруб. Помощники, складывали сруб. Постепенно. И, вот, сруб был, готов. Кузьма, сказал «Сруб, сложен. Но он, не, годен, пока. Нужно, чтобы он. Отлежался, до, весны. Мы, срубили, сырую, древесину. И она, должна, высохнуть. Иначе, сруб поведет. Ну, а мы. Займемся лавками, и, полом. Ещё нужно. Привести камни, для, очага. И, набрать, на болоте, мох. Он, нужен. Для, заделки щелей . Его тоже, нужно, высушить. Ну а, потом, весной. Мы, соберем сруб. Выкладывая, на, каждый ряд. Сухой мох. Ну, и. Законопатим, щели, этим мхом. Так. Вы, поедете, с, Гордеем. За, мхом. А, мы, с, Тихоном. Займёмся полками, и, дверьми».


Богул, спросил «Неужели, баня. В, этом году. Не, будет, готова?». Кузьма, ему «Все, не так, просто. Если, собрать её, сейчас. То, весной. Баню, перекорежит. А, я, не, делал так. Никогда. И, мой отец. Учил меня, этому. Подождите. Древесина, подсохнет. А, весной мы. Соберем, баню. Ты же, сам. Выделывал, шкуры, и, кожи. А, они. Тоже, сырыми были. Ты их, выделывал. Растягивал, и, сушил. В, растянутом состоянии. Так, вот. Дерево, тоже было, сырое. И теперь, оно, должно, подсохнуть. Ну а, мы. Пока, займемся, другими делами. Нужно, сделать лавки, и, двери. Нужен котел, для, воды. И, нужны, жерди. Для, потолка. Дел, много. Вождь. В, этом деле. Не, нужно спешить. Да. Нужно, подготовить площадку. Для, укладки бревен. Я, сам. Покажу размер, площадки».

Сруб, стоял. И, внутри его. Разложили мох, для, просушки. Там же, стояли. Ополовиненные бревна, на, полки. И, готовые двери, на, парилку. Вечером, в, шатре, у, Богула. Сидели, Кузьма, и, Тихон. Хозяин, их угощал, мясом. И, напитком, «Айран».


Кузьма, спросил Богула «Как поживает, ваш, шаман. Мне, Зоряна говорила. Что, сам Будда, ему, помотает. Это, правда. Он же, чужой, веры». Богул, ему «Да, это правда. Он, странствовал. По, воле богов. Чтобы, набраться мудрости. Он, посетил, монастырь Будды. В, горах Индии. И, был, учеником, у, монахов. Там его. И, заметил, Будда. Он его, признал. Своим, учеником. Он, и, потом. Ему, помогал.


Он, явился ему. И, показал, один цветок. И, этот цветок. Спас, многие жизни. Вот, такой он. Наш, шаман Додра. Я, теперь, понял. Вы, правы. Нам, не нужно, спешить. С, баней. Вы меня, убедили. Что, баня, должна подсохнуть. Вы, мастер, в, этом деле. А я, думал. Что, в, этом году. Мои люди. Уже будут, мыться. в бане. И, я, подумал. Что, раз вы, опытные. В, этом деле. То, я, пожалуй. Не раз, вас, приглашу. Вы, согласны, нам, помочь?»



Кузьма, ему, улыбнулся. И, сказал «Я пока. Ничего, не, могу сказать. Я уже, не, молод. А вы. Не, могли бы. Мне, направить, помощников. Я бы, их, обучал. А, они, бы. Стали вам, строить. И, дома, и, бани».


Богул, ему «Хорошая идея. Я, поговорю. Со, своими людьми. Конечно. Лучше вас. Никто, не, сделает. Ни, баню, ни. дом. Но, все равно. Помощников, я вам, пошлю. Пусть, учатся, вашему мастерству. Договорились. Весной. Они. Вместе, с вами, соберут баню. И, они. Будут вам, помогать».



Почти, все лето. Кузьма, с, помощниками. Заготавливали брёвна. На, следующую баню. Они их, пока. Складывали, в, горку. Как, только, снег растаял. Кузьма, с, другими плотниками. Разобрали сруб. Потом они, постепенно. Выкладывали, ряд, за, рядом.  При этом. Они, укладывали, в, пазы. Сухой мох.  Так они, собрали, сруб. Почти, у, крыши, в, углу. Кузьма, вырубил окошко. И, в стене. На, уровне глаз. Он, оставил окно. Вложил туда, кусок слюды. Он, сказал «Это, для, освещения бани».


Через, тридцать дней. Баня, была готова. Внутри, на, камнях. Стоял, чугунный котел. Кузьма, сказал «Ну, что же. Нужно, испробовать баню. Уважаемый Богул, скажи людям. Чтобы, привезли воду, и, дров.


Давлет, спросил «Научи меня. Как, растапливать. И, вообще. Что, нужно делать?» Кузьма, ему «Пойдем, посмотрим сначала. В, бане. Так. Котел мы, поставим, рядом. Мы же. Не, уху варим. Жара хватит. Чтобы, вода, согрелась. Так. Укладываем дрова, в камине. Зажигаем. И, держим огонь, невысокий. Иначе, спалим, баню. Надо будет, заходить иногда. И, подкладывать, поленья. Примерно, три часа, топим, баню. За, это время. Камни, наберут жар. А, вода, в котле. Согреется, до, кипения. Дрова сгорят, до, мелких углей. И, тогда, затыкаем дыру, в, углу.



Раньше нельзя. Иначе. Можем, задохнуться угаром. Ну а, потом. Заносим туда, шайки, из, дерева. И, черпак.  У, вас, же. Нет, веников, из, березовых листьев. Ничего. Я, принесу, две пары. Вам, хватит. Ну, что же. Подождем. Когда, прогорят дрова».


В, этот день. Люди степей. Заимели, свою баню, русскую баню.               


Рецензии