Кофейное зёрнышко


           Эта история произошла давным-давно в далёкой стране Эфиопия.

           Молодой пастух Калдим любил свою работу. Каждый день он пас стадо коз в горах и предгорьях. Живописная африканская природа волновала юношу до глубины души. Каждый раз он находил новые и новые места, а резвые козы были ему благодарны. Он играл им на сопилке душевные мелодии, которые сам сочинял. У Калдима не было ни семьи, ни друзей, но его это не тяготило. Козы и природа были его богатством, его миром.

          Однажды одинокий пастух забрался на высокую, величественную гору, где никогда раньше не бывал. Козам очень понравилось это место. В ущельях горы росли неизвестные пастуху деревья с маленькими красными плодами и огромными листьями. Полакомившись ими, козы начали скакать и резвиться. Калдим не мог понять, что происходит. Ему очень понравилось это место и на следующий день, он вернулся туда. И всё повторилось. Козы были в приподнятом настроении и резвились. Тоже самое произошло на третий день. Тогда Калдим задумался. Он присмотрелся к загадочным деревьям и собрал горсть их плодов. Вернувшись в свою хижину, он попытался приготовить из них еду. Растолок их, смешал с животным жиром, скатал в шарики и попробовал. Это не было вкусно, но пастух испытал тонизирующее действие плодов. Его настроение улучшилось и он почувствовал прилив сил, и с тех пор, уже не расставался с волшебными шариками. Это оказалось прекрасное средство от усталости, а так же сонливости. Калдим никому не рассказывал о своём открытии и размышлял над тем, как ещё  можно приготовить ягоды, чтобы это было вкусно. 

         Как-то пастух с козами задержались на горе дольше обычного, и по дороге домой встретил уставшую, перепуганную девушку. Увидев Калдима, она обрадовалась и позвала на помощь. Глядя на незнакомку вблизи, юноша смутился от её красоты. Дело в том, что её платок спал, открывая длинные, чёрные, вьющиеся, шелковистые волосы и лицо с утончёнными чертами. Смуглая, бархатистая кожа и миндалевидные карие глаза покорили Калдима. Было видно, что эта девушка из богатой семьи и не привыкла к тяжелому труду, как большинство местных женщин. Её холёные руки были унизаны перстнями с драгоценными камнями, шею украшали золотые ожерелья. На ней была изорванная и испачканная одежда из сиреневого шелка, а на ногах чёрные бархатные туфельки, расшитые золотом. Быстрым движением она поправила косынку и прикрыла ноги.
- Что с Вами случилось?
- Мы с отцом и братьями ехали с караваном на праздник в селение Алида,  по дороге на нас напали разбойники. Завязался бой, а я едва спаслась бегством и заблудилась.

          Горько заплакав, девушка призналась, что ей страшно и она переживает за судьбу отца и братьев.
- Мой отец – богатый купец из Египта, он вёз товары на ярмарку. Я впервые уговорила своих близких взять меня с собой. Мне так хотелось побывать в сказочной Эфиопии.
- Не бойтесь, я помогу Вам. Как Вас зовут?
- Менелика.
- А я Калдим. Вы должно быть проголодались.
- Да, и пить очень хочется.

         Пастух напоил её козьим молоком и угостил лепёшкой из бананового дерева.
- Скажите, прекрасная Менелика, где останавливается Ваша семья обычно?
Девушка произнесла название селения и её новый знакомый радостно сказал:
- Я знаю где это. Но нам предстоит далёкий путь, а Вы выбились из сил. Моя хижина недалеко. Я предлагаю там остановиться, передохнуть и с первыми лучами солнца отправиться в путь.

         Менелика устало кивнула ему в ответ.

         Утром спутники навьючили осла запасами воды и еды, и отправились в дорогу. Калдим убедил девушку снять украшения, и надеть крестьянскую накидку, скрыв лицо и дорогое  платье, чтобы не привлекать внимание.

         Путь в Гондер оказался долгим и трудным. По дороге путники много слышали о том, что в этих краях свирепствует шайка разбойников. Ничего о семье Менелики никто не мог сказать, отвечали лишь, что ограблений за последнее время было очень много. Девушка приходила в уныние, но Калдим её утешал.

         Довольно быстро Менелика уставала, так как не привыкла ходить пешком на длительные расстояния. Но не жаловалась и шла вперёд из последних сил. Изредка путники делали остановки, чтобы немного передохнуть и подкрепиться. У Калдима не было с собой любимых шариков, но были плоды волшебного дерева. И он угостил зёрнышком Менелику, оно ей понравилось, и она спросила:
- Что это?
- Пока что это секрет. Но однажды я раскрою Вам его.
И в голове юноши возникла идея.

        А путь тем временем продолжался.  Бархатные туфельки девушки давно стёрлись, её ноги были в ранах. И когда она хотела сказать, что больше не может идти, Калдим воскликнул:
- Вот он, Гондер!
Вскоре путники нашли постоялый двор, где остановилась семья девушки. Когда пожилая служанка увидела свою госпожу, она заплакала от радости и воскликнула:
- Менелика нашлась!
Услышав эти слова, отец выбежал ко входу, упал на колени и возблагодарил Бога.
- Какое счастье! Дочка!

         Рука мужчины была перевязана, и Менелика спросила:
- Отец, что с тобой? Где мои братья?
- Ерунда, небольшое ранение. С братьями всё в порядке, они разыскивают тебя всё это время. У нас было длительное сражение с разбойниками, но мы победили и отстояли наше имущество.  Когда закончилось сражение мы обнаружили, что ты исчезла.
- Я испугалась и убежала в горы, где заблудилась. Не знаю, что бы со мной было, если бы не этот юноша. Калдим спас мне жизнь и помог найти тебя, отец.
- Благодарю тебя достойный человек! Проси, что хочешь!
- Мне ничего не нужно. Я – пастух и у меня есть всё. Я рад был помочь Менелике найти свою семью.
 Купец обнял юношу и вложил ему в ладонь золотой.

         Тем временем вернулись братья, семья была счастлива, все благодарили Бога за такую удачу, а про Калдима уже забыли. Служанка выкупала уставшую госпожу и уложила её спать. Однако, пастух не ушел, он дождался утра и найдя служанку, просил её организовать встречу с Менеликой.
- Я не имею права, - отвечала женщина, - если кто-то узнает, меня уволят.
- Никто не узнает. Вот, возьмите золотой, - это всё, что у меня есть.
Служанка задумалась и ответила:
- Ждите её завтра в саду соседнего дома после полудня.
- Я – Ваш вечный должник!

         Менелика проснулась поздно утром.
- Как Вы себя чувствуете, моя госпожа?
- Хорошо.
- Калдим назначил Вам встречу в саду соседнего дома. Он ждёт Вас там. Вы пойдёте?
- Конечно! Он спас мне жизнь. Сделай мне причёску и помоги одеться.

        Девушка с нетерпением ждала этой встречи. На ней было желтое платье, расшитое золотыми нитками и такой же платок на голове.
- Здравствуйте, мой спаситель!
- О! Какое счастье, что Вы пришли!
- Я не могла не прийти, Вы так много для меня сделали.
- Если б я мог, я бы сделал всё что в моих силах, чтобы доказать свои чувства. Знайте, что отныне моё сердце принадлежит Вам. Я знаю, что я – бедный пастух и не смею надеяться на Вашу руку и сердце. Но я всегда буду думать о Вас и мечтать о встрече с Вами.
- О! Калдим! Через три месяца мне исполнится шестнадцать лет, и отец меня выдаст замуж за сына его друга. Это решилось ещё когда мне было семь лет. И я не смею противиться, но я тоже буду думать о Вас.
- Для меня это высшая награда.

         Менелика сняла с шеи золотой медальон и протянула пастуху.
- Пусть это напоминает Вам обо мне.
- Я не буду снимать его и уверен, что он принесёт мне счастье. Я бы тоже хотел сделать Вам подарок.
Но опустив руку в карман, он нашел там лишь зёрнышко волшебного дерева, сжал его в кулак и вспомнил о своём намерении.
- Вы спасли мне жизнь.
- Этого мало. Скажите, я смею надеяться на ещё одну встречу с Вами?
- Через год отец с братьями снова повезут товары на ярмарку в честь праздника. Я постараюсь приехать с ними. После случившегося это будет непросто, но у меня настойчивый характер.
- Я буду ждать и считать дни до этой встречи. Я найду Вас на ярмарке. Ах, как же не хочется расставаться!

         После этих слов Менелика подошла ближе к юноше, закрыла глаза и приоткрыла красивые, сочные, алые губы. Через секунду они с Калдимом слились в долгом, страстном поцелуе. А потом она убежала.

         Пастух возвращался домой окрылённый, в его сердце на веки поселилась любовь. Судьба подарила ему счастье, о котором он не смел и мечтать.
Его охватило страстное желание сделать необыкновенный подарок Менелике. Калдим решил изобрести напиток из волшебных ягод и приподнести его своей возлюбленной.

         С этого дня пастух каждый день проводил эксперименты с плодами и листьями кофейного дерева. Такое название Калдим дал ему в честь родины этого растения – Каффы, региона Эфиопии. Он делал отвар из высушенной оболочки кофейных зёрен. Также пробовал настаивать вино из забродивших кофейных ягод. Заваривал чай из листьев. Каждый новый способ приготовления оказывался лучше предыдущего, но это было ещё не то, чего он добивался. Пастух хотел, чтобы Менелика насладилась не только действием напитка, а и его вкусом. Он настолько много об этом думал, что однажды ему приснился сон. В этом сне Калдим высушивал кофейные зёрна, потом обжаривал их, растирал в порошок, насыпал в глиняный кувшин, ставил на огонь и доводил до кипения. Проснувшись, счастливый пастух сделал всё как во сне и оказался в восторге. Это был настоящий напиток его любви! Тягучий, ароматный, с лёгкой горчинкой, дарящий бодрость тела и радость душе. Победа!

         Тем временем в доме Менелики шли приготовления к свадьбе. Отец не хотел ничего слушать о том, что его дочь не любит богатого жениха и не будет с ним счастлива.
- Ты ещё слишком молода, чтобы знать что-то о любви и счастье, - отвечал отец.
Как же ей хотелось возразить, но она понимала, что должна хранить в тайне их с Калдимом чувства, иначе не видеть ей его никогда. С большим трудом Менелика пыталась скрыть свою печаль и горечь на свадьбе. И только старая служанка знала её тайну.

        Год подходил к концу и приближалось время праздника в Эфиопии. Отец с братьями Менелики собирались в долгий путь на ярмарку. Хитрая девушка заранее убедила мужа поехать с ними. Она рассказывала, какая там величественная природа, интересные люди и выгодная торговля. Муж согласился. Когда караван с усиленной охраной отправился в путь, девушка была на седьмом небе от счастья.
Калдим тоже подготовился к заветной встрече. У него было два больших мешка с высушенными, обжаренными кофейными зёрнами. А также рецепт приготовления напитка его любви – кофе. В день праздника, он поставил палатку в центральной части ярмарки. Заваривал кофе и угощал желающих. На божественный аромат подходили люди, пробовали напиток и оставались в восторге. Многие платили Калдиму деньги за угощение и он понял, что при желании мог бы разбогатеть.

         Слух о кофейном напитке разлетелся по всей ярмарке. Дошел он и до Менелики. Её сердце почувствовало, что это как-то связано с Калдимом. И она уговорила мужа отпустить её со служанкой попробовать напиток.

         Пастух всматривался в лица, в поисках возлюбленной. А она, уловив неповторимый кофейный аромат, подошла к лотку Калдима. Её лицо было прикрыто, он увидел лишь глаза, которые никогда бы не спутал с другими. Мгновение они с замиранием сердца смотрели друг на друга. Как же им хотелось обняться, но это было невозможно, кругом любопытные. Но влюблённые не замечали в этот миг никого, словно здесь были только он и она.
- Как же я ждал этой встречи! – признался Калдим.
Девушка молчала в ответ, но в её глазах засверкали слёзы, и пастух понял, что она его не забыла.
- Позвольте преподнести Вам в подарок этот напиток.
И Калдим начал  заваривать кофе. Божественный аромат окутал их.
В её руках была чашка кофе, она закрыла глаза, вдохнула поглубже и сделала первый маленький глоток:
- Это превосходно!
Когда же чашка была пуста, все её чувства стали острее, ей хотелось улыбаться и радоваться жизни и конечно встрече.
- Я посвящаю этот напиток моей любви к Вам.
- О! Благодарю Вас!
- Вы вышли замуж?
- Да.
- Тогда я дарю Вам этот мешок кофейных зёрен и рецепт приготовления напитка. Мы будем держать его в тайне и наслаждаться им, думая друг о друге. Пусть он будет Вас согревать и приносить отраду там вдали от меня. А я буду пить его в своей хижине и мечтать о Вас.
- Но Вы могли бы заработать много денег.
- Вы замужем за другим, а значит мне ничего не нужно.
- Хорошо, я сохраню в тайне историю и рецепт приготовления этого напитка.

         Закончился праздник и Менелика уехала в Египет, где каждое утро она пила кофе, вспоминая Калдима и его любовь. А он вкушал кофе, думая о своей возлюбленной.

         Спустя века кофе начали пить в южных странах, а потом он попал в Европу. Этот напиток любви завоевал мир.


Рецензии
Привет, Кристина! История любви взаимной и чистой, как жаль, что Менелику выдали замуж за нелюбимого! Всё самое лучшее в жизни создаётся в любви, вот и кофе создал наш Калдим, вспоминая о любимой женщине. Прекрасный, романтичный рассказ!

Маргарита Репаловская   20.07.2021 19:14     Заявить о нарушении
Привет, Марго! Спасибо тебе за такой тёплый, интересный отзыв! Побаловала ты меня.

Кристина Заяц   21.07.2021 12:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.