Систематическая ошибка выживших

     В годы Второй Мировой войны британские летчики несли огромные потери от немецкой авиации и систем ПВО. Потери в каждом воздушном бою достигали 50%, что было очень и очень много. Проблема была в том, что усилить бронирование всего самолета не представлялось возможным - его масса бы увеличилась, и он тут же бы ухудшил свои характеристики. А характеристики понятные: скорость, высотность, маневренность, дальность, бомбовая нагрузка. Но делать что-то было надо. Машины пропадали, летчики погибали или попадали в плен.
     Командование Союзников проанализировало картину повреждений вернувшихся с боевых вылетов самолетов и пришли к неправильному выводу, что наибольшие повреждения получают крылья, центральная часть фюзеляжа и хвост. Командующие решили добавить броню там где увидели наибольший ущерб, где было больше всего дыр от пуль и снарядов.
     Выглядело это на вернувшихся машинах примерно так, как показано на рисунке.
Именно эти участки и было решено прикрыть дополнительной броней. Все бы хорошо, но этому плану резко воспротивился один единственный человек - математик Абрахам Вальд, который утверждал, что бронировать необходимо как раз таки те участки самолета, которые получали наименьшие повреждения.
     Ошибка, которую Вальт заметил моментально, заключалась в том, что дыры от пуль показывали сильные места бомбардировщика, они показывали, куда можно попасть так, что при этом самолет останется достаточно целым, чтобы вернутся домой. В этих местах не нужна дополнительная броня, раз хватает и стандартной, а вот места, где нет следов от пуль, следует защитить получше, Вальт сказал: ищите места, где уцелевшие бомбардировщики не повреждены - это самые уязвимые места. Они вернулись только потому что туда не попали. Феномен, который обнаружил Вальт, имеет логическую и математическую основу, и он называется систематической ошибкой выживших.
     Если внимательно подойти к вопросу, то нельзя не признать, что с математической и практической точек зрения выборка по представленной картинке не является представительной. И это Вальд, как грамотный ученый, сразу понял. Для суждения надо было бы рассмотреть и сбитые, и вернувшиеся самолеты. Вот тогда-то картина была бы полная, и обнаружились бы продырявленные моторы, кабины и фюзеляж. Это и были бы самые уязвимые места, а дырки на вернувшихся машинах показывали только то, что эти отверстия не были угрожающими для целостности самолетов. Честь и слава Абрахаму Вальду, что он всё это первым осознал и предотвратил серьезную ошибку. А всему виной инерция  мышления и нежелание думать, причем это относится не только к простым людям, а также и к тем, кому хорошо соображать по должности положено, то есть к командирам высокого ранга.
     По правильной логике Абрахама, если самолет с имеющимися повреждениями сумел успешно добраться до своих, то усиливать места их наличия и не требуется. Те же машины, которые получали урон в других местах попросту не возвращались и именно их и необходимо сильнее бронировать в этих местах.
     В нескольких словах: если принес пробоину и по дороге не упал, значит, эта пробоина не опасна. Опаснее совсем другие пробоины, из-за которых недолетели.
     Расчеты оказались верными. В итоге дополнительное бронирование было добавлено именно носовой и задней части фюзеляжа, двигателям и кабине пилота.
Эффект превзошел все ожидания - количество потерь с 50% сразу сократилось до 20%.
     Впоследствии этот феномен назвали систематической ошибкой выживших - когда мы пытаемся делать выводы, имея недостаточно информации или же видим картину только с одной стороны.
     Не знаю, был ли награжден Вальде, но если даже и нет, наградой ему множество спасенных летчиков и дополнительный урон врагу.
     Источники.
 
https://pikabu.ru/story/fenomen_oshibki_vyizhivshego_4957255 https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://zen.yandex.ru


Рецензии
Очень интересная статья. Спасибо, Александр.Великая награда - жизнь человека.

Валентина Рочева   31.12.2018 14:26     Заявить о нарушении