Психология свободы

Среда влияет на сознание,сознание на среду. Но главное в реальности человека или в человеческой реальности - степень свободы индивидов и общество в целом. Но степень свободы и степень рабства одно и то же. Свобода и противоположное ей состояние - зависимость или рабство (в разных смыслах его) одна грань, вечное двуединство;недостаток одного равен восполнению в другом. Степень свободы потому и степень,что это не абсолютная свобода,что свобода всегда дана на фоне более целостной несвободы и что можно отвоёвывать свободу свою от стихии необходимости, законов природы и реальности, лишь частично и относительно. Интересно,что можно ощущать себя абсолютно свободным,сознавая в то же время и свою несвободу, зависимость от реальности с её необходимостью. Поэтому важно само сознание свободы, вне требований истинности. Свобода начинается с идеала свободы,т.е. с её абстракции. Разумеется,практика формирует и корректирует сознание, практические завоевания исторического и социального бытия определяют и сознание свободы,его границы. Вместе с тем ведь и необходимо сознание свободы,чтобы это как-то проявилось на практике. А сознательность здесь есть осмысление данного,как внешнего мира,так и внутреннего и связи этих миров друг с другом. Более того, сознание свободы без нравственности есть то, что Н.Бердяев называл "пустой свободой". Индивидуальность важна,но это только начала оформления личности - духовного Я в Я душевном. Индивидуальность может стать оплотом разнузданного эго, мещанской зависимостью от внешнего благополучия,вещей,чинов и денег. В своей статье "Новое средневековье" Н. Бердяев совершенно правильно указывает недостаточность индивидуального освобождения. "От чего освобождение? - спрашивает он. - и для чего?" ( Н. Бердяев.Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Том 1. М. "Искусство". ИЧП "ЛИГА", 1994. Серия Русские философы 20 века - С. 416.) "И кого" - добавим мы. Ведь от уровня сознания зависит наше понимание свободы - в мире и в нас самих. Индивид должен развиться до личности, чтобы его сознание свободы исключало её примитивное понимание, которое ведёт и к извращениям свободы на практике. Сперва дано чувство свободы, потом абстракция и идеал её, а конкретизируется это понятие по мере развития сознания, души, знаний и опыта человека, по мере развития его нравственности и системы ценностей, пригодной для жизни в современном обществе. Вот почему так важна и психология свободы и те знания, тот опыт, который мог быть бы полезен для души, осмысляющий это важнейшее явление человеческой реальности. В сущности, все знания науки, философии, искусства, социума ищут пути к максимально полной и качественно лучшей свободы человека от пут безразличной к его чаяниям Необходимости. Необходимость может быть целесообразной,полезной,разумной, существующей везде и всегда, но это всегда зависимость человека от внешнего,до конца не понимаемого,навязанного средой. Победа над такой необходимостью понимается как подлаживание под неё, согласование наших желаний,понимание наших возможностей,степени нашей свободы. И именно диктат внешней необходимости развивает нас осознание значительности и ценности нашей внутренней свободы. Но не является ли внутренняя свобода следствием развитого ума и чувства,психологических особенностей личности? От развитости мышления зависит наше понимание явлений, а понимание и есть степень нашей свободы от объекта,умение оперировать им и использовать его без особого урона для нашей свободы. Философия, занимаясь главными и общими проблемами бытия, создавая свои системы мира, вольно или невольно ставит понятие свободы в центр осознания человеческой реальности. Кант отождествил нравственность со свободой, у Фихте само Я осуществляет в мире прогресс своей свободы, Гегель выводит свободу из самой необходимости, так как развитие Бога-Идеи есть последовательное и необходимое продвижение её к абсолютному самоосознанию и абсолютной свободы. Для Фейербаха олицетворение высшей свободы - это любовь,определяющая взаимоотношения людей в социуме, для Шопенгауэра свобода это осознание своей несвободы от Злой Воли, способность относительно ей противостоять,т.е. развитие мыслящей личности. Ницше даёт целое учение о "свободных умах" и вся его философия посвящена освобождению от ложных кумиров. Немецкие идеалисты не исключение из правил. Какого бы философа мы не взяли, идеалиста или материалиста, верующего или атеиста, ту или иную школу - везде свобода оказывается самым главным звеном всех переживаний и раздумий философа. Для Маркса это была проблема Отчуждения человека от человека,от общества, от своего же орудия - законов экономики. И освобождение человека от экономической и иной зависимости является ядром его философии. Мифология и догматика религии не колеблет её концепции Свободы. Зависимость  от Бога ощущается как освобождение от суеты сует и зла греховного мира, как просветление души и сознания верой, как свобода  не грешить и не искушаться, как добровольное принятие принципов и обязанностей веры. Абстракция Свободы в её конкретных формах приобретает тысячи душ и лиц, множество степеней и проявлений. Но всякое познавание уже психологический процесс, психологические особенности сознания познающего. Только психологически можно прогрессировать или регрессировать в отношении какого либо знания, в понимании явления. Гуманистическая этика или психологический гуманизм может выработать, в содружестве с другими сторонами культуры и знания, наиболее плодотворное представление о свободе и наметить пути к ней. Социального и материального,даже политического прогресса здесь недостаточно. В сфере практики жизни побеждает эго. Наука и философия в этом отношении слишком оторваны от жизни, духовная элита чужеродна массе, ей труднее, чем психологии оказывать своё влияние на массы. Этика сама по себе сейчас в загоне, тем более,что существуют ряд этик,логичных,но противоречащих друг другу. Под девизом "добра" ложная этика может привести на практике к большому злу, желая Свободы, прийти к худшему чем до того рабству. Следовательно, нужен союз всех этих сфер практического и теоретического знания - под эгидой Психологии, ибо всё начинается с сознания и степени его развития, а как раз это исследования сознания,его особенностей, способностей и возможностей, входит в компетенцию психологии. Она равно может исследовать психологию индивида и общества. Так должно быть. Но так ли это в реальности? Реально такой психологии нет, нет даже полного осознания ею важности, центральности категории "свободы" для жизни, воспитания развитой и моральной личности. Психология сама деградировала. Она делает бизнес на своём знании и отделена от философии, а порой и от этики. Она учит не становиться всё более свободными, а половчее адаптироваться к действительности, снимать стрессы, медитировать и внущать себе,что "всё хорошо". В лучшем случае она обслуживает государство и политику. А мораль для неё  равна исполнению законов государства и общества. Как преодолеть деградацию общества? Такой вопрос ставит более философия, чем психология. А деградация духа и есть его рабство у внешнего и чуждого, примитивная психология неразвитой личности, не лишённой аморальности и при соблюдении законов. Даже искусство нынче мнит свои вершины в модернизме, в этом абсолютном пессимизме относительно человека и возможности понимания его и его жизни. Здесь человек окончательно превращается в тварь,утверждается культ нечеловеческого, манипулирование сознанием масс становится привычным делом, а свобода мыслится лишь как произвол индивидуальности в искусстве, а значит и в жизни.
Что касается самой свободы, то есть огромная трудность в самом её понимании. Теория в целом ведёт к пониманию невозможности свободного выбора. Ясно также что в мире явлений свобода может быть лишь относительной, тогда как Необходимость бывает и абсолютной.И сама свобода требует для своего расширения своего ограничения: свобода одного человека должна иметь границы и ограничиваться свободой других людей. По Фихте тот несвободен,кто ущемляет свободу других. Даже внешнее рабство можно мыслить как форму свободы в мире субъективном.Рабы начинают мечтать о свободе и она становится идеалом их израненного сердца. Но с другой стороны, сам свобода не абсолютна, лишь степень свободы, которая включает в себя и допустимые для неё разного рода зависимости. Свобода мышления не избавляет нас от соблюдения законов мышления и логики. Таким образом, нужна разработка теории свободы общими усилиями. Именно здесь теория связуется с практикой и жизнью.


Рецензии