Особенности цивилизованного общества

1. Первобытное общество или первобытно-общинное, кому как нравится называть.
Все равны. Все кормильцы, все пахари, все воины, все руководители, все есть универсальные цельные личности. Есть полная заменяемость одного другим. Знания одного становятся знанием всех.
2. Появление государства. Происходит разделение условно на два уровня. Базис - пахари, крестьяне, ремесленники, охотники. Надстройка - руководство, воины, чиновники, прислуга, артисты. Есть ещё заменяемость, но она если так можно выразиться уже не полная, частичная, но замена одного человека другим ещё возможна. Всё ещё все есть универсальные цельные личности. Как бы сказать есть ещё «связь с землёй», «с корнями, с родом». Отличия от первого случая - появился прибавочный продукт, который накапливался и позволил сформироваться верхушке общества, как собираются сливки в молоке. По сути прибавочный продукт и формирует цивилизацию. Знания одного становятся знанием для всех.
3. По мере дальнейшего развития происходит развитие цивилизации, прибавочный продукт накапливается, цивилизация развивается, а люди теряют универсальность, приобретая специализацию, со временем всё более узкую.
Проблема здесь в том, что заменяемости или универсальности здесь между людьми, членами общества как правило уже нет, системный администратор не сможет заменить бетонщика или пекаря.
Если кризиса и катастрофы для общества не происходит, то за счёт отказа от универсальности, за счёт специализации накапливается прибавочный продукт, благодаря которому и благодаря поддержанию закона и порядка в общества появляются и могут работать учёные и гении, которые в иных условиях не смогут выжить, они не смогут обеспечить своё выживание без заботы о них.
Их знания способны многое изменить и принести пользу всему обществу и всем людям, но, если о них общество не будет заботиться и охранять, они не выживут.
4. Современное общество - западная модель - руководители, которые тоже потеряли универсальность, они стали руководителями частей, частей целого, зачастую не осознавая целое.
Базис - узкие специалисты в практических во всех сферах и отраслях, части технологической цепочки, за пределами своей сферы знаний практически безграмотны.
В качестве отдельного уровня можно выделить сферу услуг - обслуживания.
В случае кризиса, глобальной катастрофы данный тип общества не выживет по определению, это общество сможет только деградировать или в 1 или 2 уровень.
5. Аксиома  - каждое следующее поколение всё более отдаляется «от своих корней», становится всё более искусственным, «цивилизованным».
В зависимости от точки зрения это можно считать прогрессом или зачесть как дальнейшую деградацию.
Если общество не вернётся к универсальности, то в такой схеме, если у общества будет новая и следующая стадия, то её можно предположительно описать как какая-нибудь утопия типа тоталитарного общества.
Человек станет винтиком системы, смысла которой ему будет не понять.
 
В рассмотренных схемах можно также предложить следующее деление общества.
1 уровень - первобытно-общинное общество - лентяем и социальных паразитов выгоняли.
2 уровень - появление государства - лентяев и паразитов стали терпеть.
3 уровень - сегодня - лентяев и социальных паразитов кормят и содержат, они уважаемые члены общества, они имеют право на помощь от государства.
В данном случае в первом случае было единое общество, которое во втором случае раздвоилось на базис и надстройку. Из этих двух уровней постепенно ы третьем случае выделились паразитирующие слои.
Единица превратилась в двойку, которая стала тройкой.
 
Современное общество также характеризуется в том числе смешением различных социальных слоёв и разных культур в одном обществе. Однако при этом из общения внутри общества исчезли мораль традиционного общества и уважение.
При встрече представителей различных слоёв и культур не вспоминают о морали. Закон же не заурегулировал все сферы жизни, традиционно важную роль общественного регулятора играла мораль. Смешение привело к тому, что мораль перестала применяться. Внутри социального круга или этнической общины правила морали действуют и работают, но в обществе в целом мораль как правовой регулятор не применяется. Однако правила поведения и мораль сформировались не зря, это был некий общепризнанный регулятор, чтобы члены общества из-за одного сказанного слова, брошенного взгляда, оставленной не там машины не перебили друг друга. Это было очень разумно.
Критерием в конечном итоге является сила - или закон или понятия - для работы всё равно какая сила, поэтому кто сильнее, тот и прав. В современном мультикультурном обществе здесь правовой вакуум, который по необходимости заполняет закон, зачастую коряво и грубо, а там, где закон встают «в раскоряку», начинает действовать закон хама, закон силы. Его применение приводит к более тяжелым последствиям, после чего зачастую уже необходимо вмешательство правоохранительных органов и государства как силы принуждения.
Цивилизация съела мораль и традиции.


Рецензии