Убегающее время

  Время стало настолько спрессованным, что, кажется, скоро его можно будет осязать как некое физическое тело.
  И в самом деле:кажется, только вчера встречали нынешний год, первые встречи его все еще живы в памяти, а вот уже и он улетает, и так стремительно, что оглянуться не успели.
  Ускорение времени ощутимо стало заметным особенно в последние несколько лет, хотя те, кто занимается его исследованием, уверяют, что оно ускорилось еще в конце прошлого - начале нынешнего века. И, дескать, то же самое явление было на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий.
  Может, и было, мы на собственном опыте проверить это не могли, так как не жили тогда. Что касается рубежа двадцатого-двадцать первого веков, то и здесь не всё так однозначно. Кто-то, быть может, и замечал ускорение времени уже тогда, а кто-то и нет.
  А вот не заметить его ускорение последние два-три года, кажется, просто невозможно:только год начинается, смотришь, он уже заканчивается.
  Как-то даже не по себе становится.
  И что интересно:замечено, что даже дети школьного возраста стали жаловаться, что время слишком быстро мчится, - а уж в пору детства прошлых поколений кто на это жаловался? Никто. Наоборот, оно шло медленно и часто даже нудно, и многие мечтали:быстрей бы вырасти!
  Что же случилось со временем? Покойный белорусский ученый Вейник  предлагал на этот счет следующую теорию:существует временное поле планеты - хроносферы, управляющей переходом прошлого в будущее. Когда Земля была только создана, интенсивность(хронал) всех процессов была высокой.
  Теперь Земля стареет, и постепенно хронал убывает, как температура выключенного утюга.
  Попробуем подойти к этой проблеме более по-житейски. Например, один и тот же участок дороги можно пройти меленным шагом, а можно -быстрым.
  Идя медленно, вы затратите, к примеру, пол-часа и удивитесь:ого, сколько времени прошло. А если быстро пройдете,- вдвое меньше.
  Стареющая Земля "идет" все медленнее, а время - мчится. И никуда от этого не уйдешь.
  Когда-нибудь, когда она выработает весь свой ресурс, когда пройдут все фазы ее подъема и нисхождения вниз(читайте "Письма Махатм", никто лучше Кут Хуми не объяснил эти процессы), она вернется в то состояние, с которого когда-то начиналась, и лишь после долгого покоя начнет  вновь возрождаться.
  Все это будет длится миллионы или миллиарды лет, и, казалось бы, уж нас это никак не задевает, всё это произойдет в такой неимоверной дали, что даже тысячи будущих поколений не увидят ее.
  Всё это так, однако, судя по ускорению времени, уже и нас начинает постепенно цеплять, вплетать в общий, неизменный процесс "будней" мироздания. И поневоле начинаешь задумываться:как с этим быть, как научиться жить в этом ускоряющемся мире?
  Ученые, занимающиеся проблемой времени, даже утверждают, что нынешние 24 часа в сутки - это уже не те, что были некогда, а только формально. На самом деле сутки фактически составляют всего 18 часов.
  Как-то жутковато звучит, не правда ли?
  Мы-то привыкли, что у нас, если не "вагон времени", то вполне достаточно, чтобы не очень торопясь выполнять то, что наметили.
  Теперь же день так быстро проходит, что на раскачку времени нет.
  "На раскачку" - Бог с ним, куда печальнее другое:не хватает времени на то, что мы называем осмыслением жизни.
  Это осмысление важно, и уж, конечно, желательно для любого разумного человека, а тем более для творческого.
  Начинаешь завидовать какому-нибудь старорусскому помещику, сидевшему в глуши в своей усадьбе, и пописывавшего свои "заметки". Их сегодня даже интереснее читать, чем иные современные книги. Потому что в них виден человек наизнанку, видно время, в котором он жил, и бедные его подданные.
  И даже некая, пусть и примитивная, философия.
  Где ныне философы, куда они подевались? Как "доморощенные", так и "настоящие?
  Похоже, они давно перестали существовать как "класс",- нынешнее время явно не способствует их появлению.
  Очень трудно осмыслить время, которое постоянно стремительно меняется, и не дает возможности обнаружить какие-то закономерные явления, чтобы на их основе выявить характерные и "долгоиграющие" тенденции.
  Вообще, ощущение такое, что люди не умнеют, а глупеют, и это не бросается в глаза лишь потому, что они вооружены разными техническими новинками.
  Но вот пример для сравнения из  белорусской действительности. В конце восьмидесятых годов прошлого столетия родилась мощная оппозиция - Белорусский Народный Фронт. Не только его руководитель и заместитель  были интеллектуалами  - кандидат искусствоведения и доктор физико-математических наук, он же создатель музея народного творчества, но и целая плеяда рядовых членов - историки, журналисты, писатели, ученый-лингвист и полиглот.
  Они были и деятельными депутатами Верховного Совета, один из них стал первым послом республики Беларусь в Германии.
  А что нынешняя оппозиция? Недавно один из них, который заявил, что готов выставить свою кандидатуру на будущих президентских выборах, дал совет Лукашенко накануне его переговоров с Путиным:пригласить белорусов-добровольцев из Украины, поручить им возглавить белорусскую армию, чтобы защитить от "соседа".
  В свободное время этот оппозиционер пишет книги на "христианские" темы, осуждает геев, считая их больными, и время от времени дает и "политические" советы.
   Первый руководитель БНФ уже больше двадцати лет живет за границей, пишет книги, издает и поэтические сборники.
  С его политическими взглядами (он противник Москвы) трудно согласиться, но его уважают как творческую личность.
  Он тоже в свое время баллотировался в президенты, но проиграл Лукашенко.
  Однако сравнить потенциал этого оппозиционера и нынешнего - это небо и земля.
  А ведь нынешний в Беларуси считается самым известным и достойным среди остальных.
  Выходит, перемены во времени не всегда к лучшему?
  Увы.
  Люди, встречая Новый год, не склонны думать об этом. И правильно:зачем портить себе праздник?
  Но после него задуматься стоит,- чтобы понять и решить, а что же от тебя самого зависит, чтобы будущее было таким, каким ты хочешь его видеть?
  Разумеется, с поправкой на ускоряющееся время.
  Удержать его за хвост вряд ли удастся. Придется лететь вместе с ним.








   













 



















 
 









 









 








































 
 
























 


Рецензии