Мир начинается с меня, или, Почему Stabat Mater

   
(к исполнению Stabat Mater композитора Луиджи Боккерини)


Меня поразило то, что много частей этого произведения Боккерини написано в мажорных тональностях. Удивительно: слова про смерть, лютую и жуткую, а музыка — словно празднование. И, если признаться, это — психологически непросто и странно — петь о тяжких страданиях в непроходимом мажоре.
Образ матери, оплакивающей своё погибающее дитя, бесконечно символичен и многогранен. Он проходит через эпохи, и упоминается во множестве религий и культур. И поэтому может быть близок всем людям, (а не только женщинам).
Образ матери — это символ души, символ творения - как акта.
Образ ребёнка — плод чрева — это разумеется, наши потребности, и их реализация.
Образ креста — ордината и абсцисса — связь с Бгом и с людьми, в точке пересечения — человеческая жизнь в отдельно взятый момент здесь и сейчас.
Душа рождает потребности, одевая их в желания, бесконечно: «хочу это, хочу то!» — и они сбываются, реализуются. Многие из них, иногда все, иногда — ни одно. А иногда мы получаем то, что желалось — совсем нежелательным путём. Или, по крайней мере, неожиданным. Не тем, каким представлялось, каким казалось правильным и единственно верным. Это наше ложное эго частенько пытается диктовать нам, как жить, сопротивляясь истинному, естественному течению жизни.
На кресте жизни будет мучаться  и умирать ложное эго — ожидания, высвобождая истинное намерение, истинные потребности души. Очищая их от скверны штампов и привычек, от навязанных правил чужих игр, чужого мировосприятия, от страхов, иллюзий и фантомной боли старых ран.
Это болезненный процесс — смотреть на то, как разрушается то, что казалось, было бесконечно дорогим и единственным. Что было смыслом.., да что там — что казалось самой жизнью. Крушение самых сладких надежд и самых заветных желаний — казалось бы — что может быть больнее? Мучительнее?...
Сопротивление живой, невыдуманной жизни — и есть мучения.
Ибо, жизнь — не умирает, а продолжается. Жизнь, (а не мысли о ней, не ожидания от неё!) — мудрая и милосердная, щедрая и благословенная — обязательно расставит всё по своим местам. Жизнь покажет, что является истинным, а что — приходящим, проходящим.
Как и все истинные адепты искусства, Боккерини знал, что пишет не о смерти, но о продолжающейся, бесконечной Жизни. И да будет так. Аминь.


Рецензии