Снова об арии Дона Базилио

Заметка дилетанта о постановке оперной сцены.

Прослушал я немало этих арий в разном исполнении и постановках.
Но одна постановка привлекла моё особенное внимание.

Голос певца мне не очень понравился. Но сама режиссура интересная.
https://www.youtube.com/watch?v=I22Eg-9FFC0

Дон Базилио становится на некий постамент, покрытый белым покрывалом и начинает петь. По мере его пения покрывало, вначале облегавшее возвышение, на котором стоит Дон Базилио, постепенно «клубясь» расползается по сцене, и в конце покрывает даже доктора Бартолло, старого опекуна Розины, жаждущего на ней жениться. Дон Базилио, учитель музыки Розины,  в своей арии даёт совет Бартолло: Оклеветать конкурента, графа Альмавиву, и тогда Розина охотно выйдет за него.
Итак, белое покрывало расплывается «волнуясь» по всей сцене.

Эта идея мне понравилась, но показалась недодуманной до разумного, более художественно выразительного,  выполнения.
Будь я постановщиком, сделал бы несколько иначе.

Вначале Дон Базилио стоит действительно на белом постаменте. Но, по мере развития его описания клеветы, которая вначале как лёгкий ветерок проникает в сознание людей, а затем всё усиливается и, наконец, разрывается бомбой, (Сцена при этом освещается красными вспышками) в это время с самим Доном Базилио и расплывающимся по сцене полотном происходит метаморфоза – из белого они сначала сереют, а под конец становятся ЧЁРНЫМИ, вся сцена «залита» колышащимся чёрным полотном!
Символ клеветы, которая из белого делает чёрное и превращает нечто совершенно невинное в ужасающее злодейство!
 
Вопрос, как эту «постановку» реально осуществить?
Ответ: Вначале костюм Дона Базилио и материал, который лежит на постаменте освещаются не обычным, видимым светом, а в полной темноте только длиноволновым «близким» ультрафиолетовым, а ткани покрыты прозрачным слоем крахмала, который под действием ультрафиолетовых лучей СВЕТИТСЯ белым с голубоватым отливом светом! Так всё, на чём есть крахмал, видится публике как светящееся белое!
По мере развития арии, к ультрафиолетовому начинает подмешиваться слабый видимый белый свет, который окрашивает одежду и полотно в его «реальный» в видимом свете цвет – ЧЁРНЫЙ. И, под конец, обычный свет полностью освещает сцену, покрытую чёрным полотном и такую же одежду Дона Базилио.

Это, мне кажется, даёт лучшую визуализацию процесса разрастания клеветы.
Постановщики «Севильского цирюльника» – вам карты, то бишь, крахмал,  в руки!
29 XII 2018


Рецензии