О чём задумался жук на ленте Мёбиуса?

Критическая статья на книгу Натальи Менщиковой  "Тайна Мёбиуса". (Наталья Менщикова. Тайна Мёбиуса - М.: Издательство "Азбука", 2000 - 264 с. ISBN 5-8012-0003-7; М50; (С) Наталья Менщикова).
Жанр: виртуально-психологическая фантасмагория (изобретен автором).
 Роман начинается и заканчивается одинаково. Человек падает с моста. Другой человек, некий  безымянный персонаж неопределенного возраста, пола, герой непонятной исторической эпохи, проходя по Каменному мосту в Москве, становится очевидцем этого происшествия. Он находит загадочный предмет: не то книгу, не то дверь, не то  какой-то гаджет, вероятно, оброненный утопающим.
Но не всё так просто! Ощущения наблюдателя события и утопающего магическим образом перетекают от одного к другому и обратно: то ли тут всё происходит, то ли там, то ли с этим персонажем, то ли с другим, то ли в эту эпоху, то ли в иную - сразу не разберёшь (эффект  Шрёдингера)... Когда безымянный герой рассматривает найденный магический предмет - перед ним разворачивается трансформация ИМЕНИ (читайте: его образ Я) с его личностными и историческими аспектами. Процесс обретения имени мучителен - это и составляет лейтмотив романа.
ИМЯ в фантасмагории выступает как своеобразный главный герой всей книги. Река здесь - символ текущей жизни, в которую герой и погружен, и одновременно наблюдает за происходящим с ним и другими людьми со стороны.
Пространство романа - лента Мёбиуса, на которую события нанизаны как клипы, отдельные, законченные(!) рассказы, но это ни в коей мере не поток сознания. События-клипы укладываются именно в логику ленты Мёбиуса, с некими совпадениями, переплетениями времен, повторяющимися символами. Представьте себе, жук начинает ползти по одной стороне изогнутой поверхности и вдруг оказывается на другой стороне этой поверхности. Как это произошло? - Он не поймёт! Так и мы, люди, не всегда понимаем, как пересекаем границу и оказываемся по другую сторону действительности. Автор воссоздает этот эффект повествованием книги. Оттого произведение глубоко психологично и связано с поисками себя, своего Я. Именно поэтому роман пишется от первого лица, от лица Натальи (сначала имитировалась трансформация образа; это художественный приём для создания виртуально-психологической атмосферы).
Имя Наталия переводится как "природная, родная, рождество", а потому природное начало вступает в противоборство с миром виртуальным, наступающим на изломе тысячелетий. Единство и борьба противоположностей рассматривается на ленте Мёбиуса через жизнь героев, реальную и виртуальную. Женское и мужское, реальное и виртуальное, природа и цивилизация, любовь и ненависть - вот полюсы единства и борьбы противоположностей в "Тайне Мёбиуса".
Не всё прямолинейно, иначе зачем нужна эта хитрая лента Мёбиуса?! Взять любой символ в романе: мягкий знак в имени Наталья, например. Это не просто русифицированное написание имени. Факт имеет свою историю. Свою философию. Свою психологию. Написание имени подобным образом объяснено автором как важная, символическая деталь.
Развешенные ружья в романе выстреливают в чётко намеченных местах. Автор - физик-теоретик, ещё и профессиональный редактор, психолог, поэтому знает, чтО делает.
Любители документальных материалов найдут интересные сведения: о писателе Гейме, например, из первых, что называется, уст (гл. "Ди мъедовуха");  об учебе в Поливановской гимназии (гл. "Продолжение костюмного фильма"); об истории Бутырок из воспоминаний, зафиксированных в семейном дневнике очевидцем, родившемся в XIX веке, родственником Н. Менщиковой (глава "Всевидящее око" и др.);   о событиях 1990-х годов, когда рушился СССР - это всё из реальной жизни прототипов героев романа!
 Например, в главе "Продолжение костюмного фильма" читаем дневниковый текст: <<Настроение учеников Поливановской гимназии моего времени характеризуется эпизодом с так называемым «шпионом» - учеником нашего класса Тиховым, племянником нашего главного надзирателя. Когда я учился в седьмом классе, в расписании у нас был свободный час, или как он назывался, «пустой час». За ним следовал последний, шестой урок латинского языка. Пользуясь отсутствием форменных пальто, группа учеников начала еженедельно уходить на пустой час из здания гимназии в ближайшую пивную, где мы выпивали по стакану-два пива и возвращались в гимназию на последний урок, проходивший оживленнее других. Тихов в этих вылазках не участвовал, и однажды, встретив нашу компанию, заявил: «А я об этом скажу администрации»>>.
Первый муж героини намного старше неё, они люди разных поколений. В романе это подчёркивается особо, чтобы увязать разные исторические времена и их переплетения на ленте Мёбиуса.
Героиня Наталья осваивает новые профессии в поисках своего Я. На какое-то время она становится даже... ведьмой, рассматривая это занятие просто как театрализованную психологию. Неслучайно, когда героиня находит работу в это сложное переломное время, она консультирует как психолог. К этому героиню подталкивает и желание исцелить от алкоголизма её первого мужа.
 Приведены многие факты из реальной практики автора Натальи Менщиковой, которая занимается психологией имени человека как образом его Я. Некоторые эти случаи, но в другом жанре, описаны в научно-популярной книге Натальи Менщиковой "Живое имя" [М.: Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1999. - 240 с. ISBN 5-8153-0036-5; ББK88.5; М50. Тираж 30 000 экз.], а также в её более ранних многотиражных работах: авторском календаре "Что в имени тебе моём?" (50 000 экземпляров), в статьях газетных и журнальных изданий.
Героиня фантасмагории занимается с клиентом  Августом как психолог и открывает, что он человек другой эпохи, а может быть даже... не человек... Тогда кто? Начиная с главы "Компьютерный оргазм с Ббацем" эта тема выступает всё интенсивнее. Это прямо-таки криминалистское, с одной стороны, и текстологическое, с другой стороны, расследование, включающее сравнительный поэлементный анализ признаков того или иного времени.
 Фантасмагория называется "Тайна Мёбиуса" (самого Мёбиуса!) не случайно, что опять-таки связано с именем. Роман имеет лихо закрученный сюжет, который заметно обнажается во второй его части "В круге втором (виртуальном?)". Мёбиуса звали Август. Тут всплывают и августовские события 1990-х годов, например. В Мёбиуса, который придумал столь сложную поверхность, оказывается, вселялся вампир, который затем обнаруживает себя как виртуальный, с которым работает героиня Наталья как психолог. Этот вампир аллегоричен, это не страшилка, как подаются вампиры в большинстве фантазийных произведений.
Приведу отрывки из диалога (гл. "Последний фейерверк") главных героев - Натальи и Адриана, её первого мужа.  Адриан после его смерти периодически является к Наталье как посланник виртуального мира.
<< - Предмет твоих исследований само имя, живое, Я-образ человека, поэтому ты не могла изменить реальные имена в своей книге [вспоминаем, что Наталья пишет книги - прим. рецензента], заменить их другими. Исчез бы сам предмет обсуждения. Этим ты и стала уязвима для виртуального вампира. Он хочет поглотить вообще весь реальный мир, обратив его в виртуальный. Кратчайший путь для этого - действовать через имя, через человеческое Я...
...  - Откуда же этот вампир вообще появился в природе?

- Для этого я тебе расскажу все с самого начала. Рядом с планетой, которую тебе подарили, существовала планета под номером 666. Там жили разумные существа неопределенного пола. Их цивилизация развивалась гораздо быстрее нашей. Они давно перешли на компьютеры. Еще до зарождения на Земле человека. Однако виртуальный мир  стремительно опустошал их души. Витальная энергия их иссякла. У вас предполагают в скором времени проблему - 2000. Но это все ерунда. Проблема, безусловно, есть,  но суть ее совсем в другом. И ей гораздо больше лет, чем две тысячи. А у них была проблема - 666. Им грозило полное вымирание. Тут на Земле появилось человечество. Тогда-то их ученые и разработали вампирскую программу, позволяющую существам с планеты 666 подзаряжаться жизненной энергией. Программа предусматривала работу с земными объектами с ярко выраженным «Я», то есть, попросту говоря, с сильными личностями нашего человеческого мира.
- Должно быть, одной из жертв был Октавиан Август?

- Да. После смерти Августа Октавиана кое-кто из его сподвижников убеждал перенести название «август»  и на сентябрь, потому что в августе правитель умер, а родился он в сентябре.
- Какого числа не помнишь?

- Как же не помнить? 23 сентября, в день, когда ко мне пришла смерть. Другие сподвижники Октавиана Августа предлагали весь период времени от его рождения до его кончины именовать Веком Августа. Находились и такие, которые хотели, чтобы век Августа длился вечно и брал начало со дня его смерти. Это и были инопланетяне. Они сделали Октавиана Августа своим наместником виртуального мира на Земле. Время от времени ему нужна подпитка. Да и потом, ты же знаешь, что каждый, кто стал жертвой вампира, - делается вампиром и сам. Так виртуальный мир стал пополняться с прогрессирующей скоростью. Возможно, все давно уже произошло, весь мир уже виртуализировался. Только мы об этом еще не знаем. Причина могла поменяться местами со следствием. Сама же изучала проблему причинности в мире тахионов!
- А программой это когда было предусмотрено?

- Это держат в секрете. Мало живых осталось в реальном мире, хотя есть иллюзия, что они еще живы... >>
<<... - Тогда он и решил опробовать новую инопланетную компьютерную программу, имитирующую мышление известных личностей. Сейчас на сайте можно задать вопрос виртуальному  Эйнштейну, Мёбиусу, Биллу Гейтсу и другим известным деятелям. При этом дается очень даже осмысленный ответ. Теперь не надо большой компьютерной сети, чтобы пообщаться с ними. Достаточно одного персонального компьютера. А скоро сделают квантовые компьютеры, и тетя Ася покажется человечеству безобидным младенцем!

- Эксперимент проводился в рамках «Кукурузиады»?

- Ты догадлива. С одной стороны, было похоже, что стишки тебе посылаю я. Специально было использовано хрущёвское время, когда ты была маленькой, а я вполне взрослым. Ббац подметил мою тягу к стихоплетству. Использован был и момент: нужен был мой «гастрономический» ответ на твою кукумарию. С другой стороны, это давало возможность для широкого использования   имитации разных поэтов. Иногда программа сбивалась, и тогда на помощь приходили реальные души поэтов.
Тебе, конечно, любопытно изучить психологию вечно живущего существа, я понимаю. Но учти, что пока Августу не удаются глобальные действия, он способен на мелкие пакости. Как это коснется тебя? Трудно предположить. Например, вы обменивались с ним своими фотографиями по e-mail. Он может сделать фотоколлаж, тебя компрометирующий, скажем, обнажить твое тело, приделать к нему мужской член и продавать это как порнографию. Он может написать гадкую рецензию на твою новую книгу и пустить её по Интернету, ведь в твоём новом романе содержится некое закодированное послание человечеству. Может поступить более серьезно: в твое тело он может поместить душу дядюшки Матвея, например, или еще какого-нибудь неудачника, слабака, самоубийцы. У тебя начнется душевный разлад, твое тело начнет болеть, хиреть, стареть, потому что случится полное несоответствие между душой и телом. Тело будет чужим той душе, которая вступит в единоборство с твоей душой, перестанет тебя слушаться. Это хлеще, чем просто продать душу дьяволу. Ты будешь сама себе инопланетянка, со своим множественным «Я». Потеряв цельность, оно разрушит и твою телесную оболочку, и твою суть...>>
Что же предлагает автор в противовес этому наступающему незнакомому виртуальному вампиризму? - Природу (символично имя Наталья, весь её образ, как уже отмечалось), исторические традиции, женскую нежность и силу, Любовь! Даже время года - сиреньсень, изобретённые автором! И Натальину планету в противовес планете без имени под номером 666.
Основные события романа разворачиваются до времени широкого распространения Интернета, в 1990-х годах. Это ценно, потому что это время мало кто описывал. Об экскурсах в более ранние периоды уже упоминалось.
Автор предрекла некоторые события. Например, в главе "Шутки дядюшки Миллениумова" описано появление странного таракана Соломона Филимоновича, в которого, как выясняется в последующих главах, был вмонтирован чип с целью разведки: "Соломон  Филимонович не только масть, но и поведение имел странное. Он вдруг  взлетел, как на крылышках, и локализовался на потолке. Кошки  заволновались и стали за ним охотиться. Соломон Филимонович прыгал с  места на место, кошки - за ним. Так и не дождавшись прогноза, я уселась  за стол, пока вся честная компания не смахнула его своей резвой игрой". Сейчас в качестве живых дронов используются живые насекомые, например, пчёлы, к тельцу которых прикрепляют микрочип. Так собирают данные об окружающей среде, отправляемые заказчику. В улье эти устройства заряжаются.
В романе использовано так называемое УУАУ (начиная с главы "Шутки дядюшки Миллениумова") - универсальное устройство аутентификации для распознавания участников вампирской программы. Подобные реальные устройства распознавания теперь внедрены в  нашу жизнь!
Если в тексте упоминаются какие-либо литературные источники (они непременно указываются тут же!) - это мотивированный приём, потому что автором показан внутренний мир героини. Например, в главе "Явление американцев. Имя в третьем тысячелетии" встречаем:
<<Сон по мотивам сказки Урсулы Ле Гуин «Правило имен». Один колдун с лицом не то Августа, не то Адриана решил прославиться тем, что намеревался убить дракона. Он направился к пещере чудища и стал его вызывать. На шум дракон вышел. Колдун спросил его:
- Тебя зовут так-то? - и назвал предполагаемое драконье имя. - Я пришел убить тебя, ведь я знаю твое имя! - теперь его лицо напоминало лицо блондинистой маньячки из Завидово, которая сжигала дома, и лицо Альбиночки.
- Ну так убивай! - дерзко молвил Дракон.
Колдун напрягся.
- Абра-кадабра - тампакс - комет - виагро - аквафреш без тети Аси! - и ничего не получилось.
- Да хоть леванте с чапи в прикуску с ку-ку-рукой! - хохочет Дракон. - То имя, которым ты обозвал меня - не мое! На, сникерсни! Так моего прапрадедушку звали. Он и новым русским-то не был. Поэтому закончим эти разборки, ты уж извини, парень! Дирол - моя любимая жевательная резинка! - и проглотил колдуна.
 Произведения Урсулы, хоть я и не смогла принять, вернули меня к размышлениям о проблеме имени. Должно быть, и Август был послан мне судьбой с этой же целью. Не напрасно я все же с ним работала, кое-чему научилась, кое-что для себя открыла. Я задумалась о том, каким будет имя в следующем, третьем, тысячелетии>>.
В этом отрывке обозначена ненавязчивая позиция автора на проблему имени (проблему Я человека) в будущем.
Конец романа, хоть и перетекает в его начало, являясь амбивалентным, всё таки вселяет надежду, по представлениям автора, на оптимистическое будущее человечества.
Изложение "Тайны Мёбиуса" очень образное. Обилие метафор, аллегорий, каламбуров, символов буквально составляют ткань произведения. Утонченный юмор. Язык основного повествования достаточно лёгкий. Места, где встречаются научные термины для создания характеров героев, неподготовленный по определённой специальности читатель легко может пропустить или прочитать, улавливая лишь образную канву повествования. Книга написана рассказами-клипами на этой бесконечной поверхности, листе Мёбиуса, поэтому допускает прочтение выборочных глав.
Роман кинематографичен.
Книге исполняется 20 лет в начале 2020 года, роман адресован читателям будущего, которого нет без истории. И если ты не жук - задумайся о будущем сейчас. Именно мы творим историю! - И роман "Тайна Мёбиуса" тебе в помощь!
(С) Наталья Менщикова. Да вот!


Рецензии
Читала роман, а теперь с удовольствием ознакомилась и с критической статьей. Во многом она подтвердила мои собственные выводы и впечатления от прочтения книги, но и новые грани "Ленты Мебиуса" удалось нащупать! Поняла, что хочу перечитать некоторые главы, анализируя их уже под призмой новой информации. Поздравляю с грядущим юбилеем книги и надеюсь, что в качестве подарка выйдет переиздание! Уж очень актуальна она сейчас.

Корнелия Таллай   14.01.2019 09:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Корнелия, за интерес к моему роману. Вероятно, я его подвергну сокращению, учитывая возросшую динамичность времени.
Посмотрю, что сделать к юбилею :)))))))))

Наталья Менщикова   14.01.2019 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.