Моя история города Владивостока

Прежде чем рассказать свою историю посещений и даже жизни в этом городе, небольшая справка. Владивосто;к — город и порт на Дальнем Востоке России; политический, культурный и экономический центр региона; административный центр Дальневосточного федерального округа, Приморского края и Владивостокского городского округа . Расположен на полуострове Муравьёва-Амурского и островах в заливе Петра Великого Японского моря.

Конечный пункт Транссибирской магистрали. Один из крупнейших морских портов Дальневосточного бассейна.  Главная база Тихоокеанского флота.  Крупнейший научно-образовательный центр дальневосточного региона, включающий Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточное отделение РАН.

Основан как военный пост «Владивосток» в 1860 году,  в 1880 году получил статус города. С 1888 года — административный центр Приморской области, с 1938 года — Приморского края.

С 12 октября 2015 года — свободный порт (портовая зона, пользующаяся особыми режимами таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирования).
С 13 декабря 2018 года — центр Дальневосточного федерального округа.
Население — 604 901 чел. (2018).

Я впервые увидел этот город 1 августа 1971 года. Почему я запомнил эту дату? Дело в том, что мы с моим другом и коллегой Борисом Шевцовым именно в этот день предстали пред светлые очи штабиста Краснознаменного Тихоокеанского флота – КТОФ.  По распределению после окончания Хабаровского медицинского института мы попали служить на этот флот, как еще многие наши выпускники. Нам был предоставлен месячный отпуск, и 1 августа мы должны были прибыть в штаб флота для получения  направления в части.  Сговорились вместе ехать, ни я, ни он, никогда не были во Владивостоке, а вдвоем легче и веселей. Проснулись мы с Борисом в этот день рано, как только поезд отошел от города Уссурийска. Стояли у окна, любовались летними пейзажами. Видели невысокие деревца на вершинах сопок, которые были отклонены в одну сторону – от моря, к которому мы ехали. Поняли, что это так подействовал на деревья ветер. Потом среди сопок показалась  водная гладь. Но мы люди эрудированные, почитали географический атлас, и знали, что это Амурский залив часть  большого залива Петра Великого, омывающего полуостров, на котором расположен сам Владивосток.  Знали и то, что поезд будет примерно час идти вдоль берега этого залива, прежде чем подойдет к железнодорожному вокзалу.  Там и случилось. Мы увидели берег залива, песчаные пляжи на берегу, какой-то ресторан на сваях вжали от берега, читали названия здравниц и санаториев, которые располагались недалеко от воды.  Потом поезд углубился внутрь полуострова, замедлил ход, и мы, проехав сквозь  небольшой туннель, остановились у вокзала. Высокое здание, где платформы были на уровне цокольного этажа, тогда как основные помещения вокзала располагались выше, на первом этаже. Напротив железнодорожного вокзала старинной постройки у берега бухты Золотой Рог высилась громада современного Морского вокзала, о чем свидетельствовали огромные буквы на здании.

Но любоваться городом у нас времени не было. Узнав у местного жителя, как нам доехать до нужного адреса, написанного в предписании Хабаровского военкомата, мы сели в трамвай и двинулись  по улице Ленинской. Когда-то она называлась Светлановской, в прочем, как и сейчас, в России. Ехали мимо старинных домов с лепниной, но чем дальше уезжали от центра, тем дома на этой улице, которая шла параллельно берегу бухты Золотой Рог, становились скромнее и скромнее. От берега нас отделяли не только жилые дома, но и здания каких-то заводов. Лишь в одном месте мы увидели вывеску «Дальзавод».

Минут через 15-20 мы вышли на нужной нам остановке «Стадион Авангард», прошли мимо него и вошли внутрь небольшого комплекса пятиэтажных зданий, где располагались подразделения штаба флота. Там нашли нужный нам отдел, поговорили с начальником, получили предписания в воинские части. Я остался служить во Владивостоке на подводной лодке, причем часть находилась совсем рядом со зданием штаба, мы проходили мимо КПП 4-й  бригады подводных лодок. А вот Боря получил направление на Камчатку, на сторожевой корабль. Так уж получилось, что мы меняли в должностях начальников медицинских служб выпускников нашего же института, которые закончили его на три года раньше.  Потом  заселились во флотскую гостиницу,  ездили на вещевой склад флота, где получили обмундирование, брюки которого пришлось ушивать, благо я умел это делать, а у Бори жила в городе тетя, у которой оказалась швейная машинка.

Теплоход на Камчатку уходил через несколько дней, и я решил не расставаться с другом, пока он не уедет, и не пошел в свою часть. Мы гуляли по городу, впервые окунулись в прозрачные воды Амурского залива, позагорали.  Бродили вечерами по историческому центру Владивостока, который видели в фильме про Бонивура, героя Гражданской войны на Дальнем Востоке. Расположенный на сопках вдоль бухты, город смотрелся, как многоэтажный массив, особенно вечером. Тогда уже хватало девятиэтажных домов, которые стояли уступом, поднимаясь все выше и выше. Типичные панельные 5-ти и 9-ти этажные дома были везде, в том числе на проспекте «Столетия Владивостока» и на улице «Русской», где мы успели побывать с Борисом, пока он не отплыл на Камчатку.  И только тогда я пошел в 4-ю бригаду подводных лодок, куда у меня было направление. Но о военной службе я не буду рассказывать, есть целая глава в моих «Воспоминаниях дальневосточника». http://www.proza.ru/2017/03/14/759.

За три года службы я неплохо узнал город. Он мне понравился, хотя был не такой, как привычный моему глазу спокойный Хабаровск с его тенистыми улицами в центре города. Да, часто в городе бывали туманы, морось, зимой ветра и гололед. Но все же таких постоянных ветров зимой, как в Хабаровске, здесь не было. Но вообще-то гулять и знакомиться с городом  мне было некогда. Служба, многочисленные выходы в море на чужих подводных лодках (в 6-й эскадре подводных лодок, куда входила 4-я бригада, был большой недокомплект врачей), дежурства в медсанчасти береговой базы.  А в холодное время года какие прогулки?

Я жил в офицерском общежитии на базе подводных лодок. Пока мы ремонтировались, и лодка относилась к 4-й бригаде, это было удобно, но через полгода моей службы ремонт был закончен, и лодка вошла в состав 19-й бригады, которая базировалась в бухте Малый Улисс. Был еще и Большой Улисс, но там базировались ракетные катера и аварийно-спасательные суда Тихоокеанского флота. Сейчас мимо  бухты Улисс идет автострада к мосту на остров Русский. С другой стороны вытянутого в сторону острова участка земли бухта Патрокл. Все это названия древнегреческих богов. Еще одна бухта носила название Диомид, в советское время там был филиал судоремонтного завода, мне однажды довелось побывать на акватории этой бухты, куда зашла после заводских испытаний подводная лодка, к которой я был прикомандирован на кое-то время.

Я отвлекся. Когда нашу лодку перевели в бухту Улисс, ездить к 8 часам на построение из общежития стало далековато. Надо было успеть к 8 часам на построение, ехать на двух автобусах с пересадкой, так что я старался брать больше дежурств в медсанчасти, чтобы не толкаться в транспорте. Тем более у меня была отдельная комната дежурного врача, а в общежитии койка в комнате на 6 человек.

Я  не буду описывать в хронологическом порядке, как я знакомился с городом. Да и не вспомню, если честно сказать. В этом отношении мне немного помогали владивостокцы. Еще когда я пришел служить, военно-морскую практику проходили парни из местного мединститута. Год назад на такой практике был я, только в городе Советская Гавань. Парочка из этих парней увлекалась волейболом, как и я, и на этой почве мы сблизились. И потом они приглашали к себе в гости, у одного я был даже на свадьбе. С ними я и ездил в пригороды города на пикники, узнавая все новые красивые места на побережье залива Петра Великого.

Много позже, уже в начале 2000-х годов, когда я был директором ООО «Дальхимстекло», во Владивостоке был филиал нашей компании. И директор филиала на своем настоящем «проходимце», джипе «Ниссан Патрол Сафари» с лебедкой на переднем бампере, покатал меня по городу. Мы забрались на вершину сопки, где стоит телевизионная антенна, откуда открывается потрясающий вид на город и бухту Золотой Рог. Эта бухта по своей форме действительно напоминает рог, и вход в бухту сторожат два образования – мыс Чуркин слева и Эгершельд справа.  На выходящей далеко в залив в виде языка оконечности последнего я тоже побывал на этом джипе.

Как известно, Владивосток был в советское время закрытый город, там же был штаб флота, стояли военные корабли прямо в центре города. И подробных карт города и окрестностей в свободной продаже не существовало. И я даже не знал, что внутри острова Русский существует очень длинный и извилистый залив Новик, но однажды я сопровождал жену моего командира во время посещения пионерского лагеря на этом острове. Он как раз и был на берегу этого залива Новик. А вот еще в одном заливе Парис я был во время прохождения сборов молодых офицеров флота. Там стояли корабли бригады охраны водного района и были казармы, всевозможные помещения. Сейчас здесь выстроили современные корпуса к Тихоокеанскому конгрессу, которые после завершения его отдали местному университету. Недалеко от этого места появился и местный Океанариум, что очень нужно для  приморского города.  Тем более что добраться до всего этого комплекса сооружений очень просто по мосту через пролив Босфор Восточный, который отделяет остров Русский от материка. Раньше на остров можно  было добраться только на катере.

Чтобы завершить свой рассказ об острове Русский, скажу, что мне довелось как-то побывать в бухте Воевода, где мы набрали очень много морепродуктов, в частности гребешка, местного деликатеса. Об этом есть рассказ, как мы с женой плавали на яхте. http://www.proza.ru/2017/02/26/1041.  А мой сын два года назад на острове побывал на знаменитой ворошиловской батарее дальнобойных орудий большого калибра, которые отпугивали корабли противника от Владивостока. В советское время попасть на остров даже жителям города было непросто. Оборонный объект был остров Русский.

Я уже писал, что во время службы на подводной лодке от приходившего военную переподготовку врача-дерматолога узнал современную схему лечения гонореи.  Владивосток – город портовый, в нем много разнообразных моряков, и военных, и гражданских, которые навещают жриц любви. С презервативами была напряженка, да и не всегда контакты с дамами были в трезвом состоянии. Так что некоторые из офицеров заражались венерическими заболеваниями. Обращение в кожвендиспансер могло поставить крест на карьере офицера, поэтому старались лечиться подпольно. Я не брался за лечение сифилиса, а вот гонорею лечил. И благодарный пациент по завершению лечения водил меня в ресторан. Так что многие рестораны города мне хорошо известны. Самым любимым был ресторан «Зеркальный» на площади Луговой. Он был недалеко от офицерского общежития, было проще добираться после посещения ресторана. Сейчас, как мне написали земляки, этого ресторана нет. А жаль, мне он нравился. Там часто бывали офицеры-подводники. А 13 числа каждого месяца только они, ибо все остальные офицеры флота получали денежное довольствие на день позже.  Хоть какое-то преимущество у нас было.

Бывал и в других ресторанах в исторической части города. Сейчас за давностью лет уже забыл названия многих. Разве что название «Золотой Рог» осталось в памяти. Запомнились и названия кинотеатров. Один, рядом с Универмагом, назывался «Уссури», но самым популярным был кинотеатр «Океан» на берегу Амурского залива, над Спортивной гаванью. Это было место прогулок многих влюбленных жителей города.

В сентябре 1979 года я  оказался в ресторане на Морвокзале. В это время я отдыхал на турбазе «Лазурный берег» в бухте Шамора в составе группы отдыхающих из Хабаровска. Руководитель группы узнал, что в ресторане Морского вокзала танцует девушек, исполняющая  единственная на Дальнем Востоке канкан. Оповестил всех членов группы, и мы решили посетить ресторан и увидеть экзотический в те годы танец. Был заказан автобус, мы съездили в ресторан, поужинали, потанцевали, посмотрели на канкан. Конечно, он в ресторане смотрится несколько иначе, чем на сцене театра оперетты.

Много позже я снова был в ресторанах города, но уже или во время отпуска, когда наша семья в полном составе жили в гостинице и обедали комплексным обедом в ресторане гостиницы, или во время командировок во Владивосток. Хорошие рестораны, не отличающиеся от ресторанов в Хабаровске, разве что там можно было покушать морские деликатесы – гребешки, мидии и т.п.

Ленинская улица было очень популярна у жителей и гостей города. На ней располагались Универмаг, Гастроном, центральный книжный магазин, парочка кинотеатров, цирк, Матросский клуб и Дом офицеров флота, чуть в глубине за сквером драматический театр.  Я часто ходил по этой улице, посещая многое из того, что я перечислил. На этой улице было и две площади. На одной из них был большой памятник в честь победы в гражданской войне на Дальнем Востоке, а на второй площади были перечислены все гражданские суда, приписанные к порту Владивостока, потопленные во время Второй мировой войны, горел Вечный огонь.  Владивосток был не только базой военно-морского флота, но и портом, где стояли многочисленные гражданские суда, по большей части рыболовного флота.  В бухту Золотой Рог заходили пассажирские теплоходы, а в настоящее время и огромные круизные суда.
Во Владивостоке часто бывают туманы. Настолько густые, что,  кажется - в воздухе висит вода.  В долине бухты Золотой Рог, где стоит много судов, туман пропитывается мазутом, на стеклах очков видные полоски, какие бывают, если протереть стекла маслянистой тряпочкой.  Выстиранная вечером кремовая рубашка не высыхала в такие туманные ночи, приходилось одевать влажную.  Туманы заволакивали ту часть города, которая обращена к острову Русский и к Уссурийскому заливу, а вот в районе многочисленных здравниц и санаториев на берегу Амурского залива такой туман бывал реже. Поэтому можно было на электричке выехать в район Седанки, Санаторной и спокойно загорать.

А когда была хорошая солнечная погода, я предпочитал купаться и загорать на пляже КТОФ, а не в Спортивной гавани, где был песок,  и отдыхало много людей с детьми. Там было не очень глубоко, поэтому там и купались детишки. Но вода там была не такая прозрачная, как на пляже КТОФ, где каменистое дно.  Мне, любителю понырять, это больше всего нравилось. Да и деревянные причалы, трибуны и лежаки можно было накрыть покрывалом и не пачкаться песком.  Одно было плохо – подниматься с пляжа к гостинице, где я предпочитал останавливаться, было трудно, туда вела высокая лестница по склону обрыва.

Из местных достопримечательностей хочу вспомнить фуникулер, на котором можно было подняться на сопку, и оттуда открывался шикарный вид на город, бухту Золотой Рог, был виден и остров Русский, акватория Амурского залива.  И еще я увидел на стадионе «Авангард», рядом с которым были казармы нашей базы подводных лодок, гонки по спидвею. До этого я видел спидвей по льду, который в свое время был популярен в Хабаровске. А тут гонялись мотоциклисты по гаревой дорожке стадиона, поднимая из-под колес шлейфы покрытия.  Владивостокская команда входила в число сильнейших в стране, и на стадионе проходили не только тренировки, но и официальные соревнования. В такие дни матросы в казармах облепливали окна, и могли наблюдать соперничество без билетов. Тем более что купить билеты была большая проблема. Спидвей пользовался большой популярностью у жителей города. Шум моторов в такие дни раздавался очень далеко, и привлекал на трибуны тысячи зрителей.

Еще в советское время на набережной Владивостока недалеко от нового здания Главного штаба КТОФ  построили мемориал, составной частью которого стала подводная лодка С-56, которая совершила кругосветное плавание, чтобы усилить Северный флот в период Великой Отечественной войны, а потом вернулась обратно на КТОФ. В ней, стоящей на пьедестале, был открыт музей не только этой субмарины, но вообще подводного флота. Но носовая часть лодки, включая три первых отсека вместе с центральным постом, осталась нетронутой. Посетители могли посмотреть в перископ на бухту и город. В этой лодке моя жена и дети увидели, в каких условиях служил их отец, ибо моя лодка Б-63 мало чем отличалась от С-56, только  чуть увеличенным водоизмещением. В  комплекс входил и Вечный огонь, а так же первое боевое судно «красного» флота во Владивостоке паровой буксир, пришвартованный к берегу. Возможно, сейчас там что-то изменилось, но именно такой мне запомнилась эта набережная в 80-е годы.

Еще одной достопримечательностью города является «Зеленый угол». О нем нет упоминания ни в одном справочнике, но о «Зеленом угле» спрашивают очень часто гости города, особенно мужчины. Потому что это огромный авторынок, на котором можно выбрать подержанный японский автомобиль на любой вкус.  Я побывал там однажды, сопровождая гостя из Москвы, который хотел выбрать себя автомобиль. Два дня мы ходили по рынку, сидели в доброй сотне машин, прежде чем он смог выбрать автомобиль по душе.  Это случилось в середине 90-х годов, когда в Москве еще не было столько автосалонов мировых брендов автопромышленности.

В 90-е годы прошлого века я часто стал ездить во Владивосток, и в командировки, и просто отдохнуть на море. Особенно когда  у меня появился свой автомобиль. Хотя до тех пор, пока не освоил уверенно вождение, я не рисковал заезжать на улицы города. Там творилось что-то ужасное. Неработающие светофоры из-за частых отключений электричества в городе приводили к многочисленным авариям, огромным пробкам на перекрестках. Проще было оставить автомобиль на платной стоянке на въезде в город, потом на электричке добраться до центра, и далее перемещаться или на общественном транспорте, или пешком.

Останавливались мы или у друзей, и в гостиницах. Запомнилась одна ночь на квартире знакомых. Они жили в доме на четвертом этаже на улице Луговая, которая вела на Баляева. Всю ночь большегрузные автомобили поднимались по дороге, создавая невыносимый шум, тем более что балконная дверь была открыта из-за летней жары. А потом начали стучать на рельсах вагоны трамваев. Хозяевам хоть бы что, привыкли, а я встал с тяжелой головой. Хорошо, что вечером мы уже уехали, не знаю, как бы я выдержал вторую ночь в таком шуме. А вот хозяева квартиры привыкли к этому постоянному шуму,  и он им не мешал, они практически его не замечали. Тогда я понял, что жизнь в городе, расположенном на сопках, имеет свои преимущества и недостатки.

В городе огромное количество автомобилей, в первую очередь легковых. Это связано с тем, что в портовые города Приморья завозится огромное количество подержанных японских автомобилей. Учитывая, что рельеф города очень сложный, много подъемов и спусков, многие стараются покупать полноприводные автомобили. Но и они не спасают в гололед, который постоянно есть в зимнее время. Мне пару раз довелось бывать в городе в эти месяцы, и я видел огромные пробки на дорогах,  вереницы столкнувшихся  автомобилей.

Из развлекательных мест мне запомнились парк Матросского клуба и парк вокруг Дома офицеров флота.  На танцплощадке первого в вечерние часы была масса матросов и старшин с девушками. А вот во втором парке тоже была танцплощадка, но там танцевали все подряд - и военные, и гражданские. И еще было в этом парке колесо обозрения. Но все же мне больше всего запомнились волейбольные площадки рядом с Домом офицеров. Обычно на них в августе-сентябре разыгрывались всевозможные кубки, с участием не только флотских, но и армейских и профсоюзных команд. Помню, в первый год моей службы очень мощную команду выставила Камчатская флотилия, в составе которой было даже два олимпийских чемпиона, которые по контрактам получали очень большие деньги на Камчатке, где были двойные оклады. Я часто после службы ходил смотреть на эти соревнования по своему любимому виду спорта.

Последний раз я был во Владивостоке около 20 лет назад.  До этого больше 10 лет подряд ездил в Приморье в отпуске к морю, но чаще отдыхал в районе Находки, где меньше народа и к началу сентября уезжают отпускники с детьми. И во Владивосток заезжал лишь временами. Мне нравился этот город, особенно в конце лета - начале осени, когда там устанавливалась очень хорошая погода. А вот мой старший сын считал Владивосток своим любимым городом, хотя был уроженец Хабаровска. И год назад он совершил туда путешествие после 10 летнего перерыва. Приехал полный впечатлений, сбросил мне массу фотографий из Владивостока. На этих фото город выглядит помолодевшим, подросшим за счет множества многоэтажных жилых домов, расположенных на горах.

Я вспоминанию, как однажды меня поразил вид на город после месячного отсутствия. Наша субмарина вернулась в бухту Золотой Рог, а там нет многих частных домиков, которые ютились на склонах города. Их снесли, когда ожидался приезд американского президента на встречу с Брежневым. Людям дали квартиры, но я точно не знаю, все ли они получили. И потом на месте этих лачуг стали возводить многоэтажки. Но это только там, где их можно увидеть с бухты Золотой Рог, в других местах эти полуразвалившиеся домики еще долго оставались.

Еще одна особенность удивляла меня во Владивостоке. Из-за обилия туманов там растительность распускалась позднее, чем в пригородах, где туманов было не так много. Поэтому дачные участки были у очень многих жителей города, в конце трудовой недели все электрички были забиты дачниками. Обратно переполненными они шли в конце воскресенья.  Так что ничего удивительного не было в том, что в город хлынул поток подержанных японских автомобилей, когда разрешили морякам привозить машины с правым расположением руля. Тогда стало проблемой заехать в город со стороны пригородов из-за огромных пробок.

Как я сейчас увидел на карте, наконец-то появилась автострада по берегу Уссурийского залива, которая во многом разгрузила ту трассу, что шла из Уссурийска по берегу Амурского залива - улица Маковского – проспект 100-летия Владивостока. По новой трассе  стало быстрее и проще добраться до бухт, которые являются любимыми местами отдыха жителей города – Лазурная (Шамора), Горностай, Сухопутная.  В последней есть небольшой участок, который в свое время называли бухта Тихая, в ней даже в ветреную погоду тихо, и можно спокойно купаться.

Да и попасть на трассу во Владивосток стало проще после строительства автострады и моста Седанка-Де-Фриз, который не так известен, как мосты через Золотой Рог и пролив Босфор Восточный. Он очень невысокий, но этого достаточно для мелководного Амурского залива в его узкой, самой далекой от моря части. Этот мост тоже был построен к Тихоокеанскому конгрессу.  За последние годы Владивосток очень изменился из-за большого строительства к приезду зарубежных гостей. Он снова превысил шестисоттысячную отметку численности жителей, которой уже достигал в 80-е года прошлого века.  Потом во времена «ельцинских реформ» был существенный отток жителей не только из Владивостока, но и вообще с Дальнего Востока.  Сейчас притока не наблюдается, просто жители из других мест Приморья стараются перебраться в город, где проще прожить в условиях очень высоких цент на все товары и услуги, которые буйствуют на Дальнем Востоке. Поэтому меня не удивило, что Владивосток стал недавно столицей Дальневосточного федерального округа.

Думаю, что мечту Никиты Хрущева сделать из Владивостока «второй Сан-Франциско» исполнил Владимир Путин, по инициативе которого был построен вантовый мост через бухту Золотой Рог.  Второй мост на остров Русский тоже хорош, на очень большой высоте, не мешает проходу океанский лайнеров, но мост через бухту внес особыйколорит городу, и к тому же очень сократил срок проезда с одной стороны бухты на другую. Раньше приходились ездить вокруг и терять много времени, особенно во владивостокских пробках. И хотя Владивосток уступает по числу жителей американскому городу, но он столичный город огромного Федерального округа, да и не претендует на титул «первого Сан-Франциско».

Вот такая получилась у меня история, связанная с прекрасным городом на Дальнем Востоке, который расположен на одной широте с Сочи. И если бы не отдаленность Дальнего Востока от центральных районов России с большим количеством жителей, он мог бы превратиться в настоящий второй Сочи с обилием всевозможных здравниц и бумом отдыхающих в летний сезон.  Правда, город переживает временами тайфуны, но они наносят лишь кратковременные неудобства и не причиняют разрушений. Тайфуны ослабевают над Японией и Японским морем, и по сути дела, до Владивостока доходят остаточные явления настоящих морских катастроф. Остается пожелать городу и его жителям процветания в нынешнее непростое время.


Рецензии