День во внимании

«Блажен воистину, кто так прилепился мыслию к молитве Иисусовой, вопия к Нему непрестанно в сердце, как воздух прилежит телам нашим или пламя к свечке. Солнце, проходя над землею, производит день; а святое и достопоклоняемое имя Господа Иисуса, непрестанно сияя в уме, порождает безчисленное множество солнцевидных помышлений».
Преподобный Исихий Иерусалимский

***
«Хотя я ещё не способен проводить время в строжайшем внимании, но когда-то надо же начинать»,- подумал я и начал с утра направлять и ум, и сердце: и первый, и второй «этажи» своего «я» в русло сосредоточенности.
Первый этаж я отношу к рассудку, то есть – к рассудочному, мозговому вниманию, а второй к сердечному – разуму души. Моя задача оба эти «этажа» свести к одной тщательности – молитвенной.
Не скажу, что я новичок в этом деле, но не скажу также, что я искушённый подвижник в этом делании. Бывало уже, наверное, не одно тысячный раз в день, когда проявляешь усердие и тщание, но на каком-то этапе внимательности вдруг съезжаешь куда-то и спохватываешься где-нибудь в луже очередной суеты.
Оказывается, ты уже несколько минут, а может быть и более,  хрюкал от удовольствия мечтательности или напускной заботливости и мысленно решал одну проблему за другой, в рассудке, хотя никакой проблемы перед тобой не стояло. Тогда опять возвращаешься в себя на то же самое место, с какого начал, сводить оба «этажа» во внимание и всё начинается сначала.

Это похоже на то, как я когда-то учил таблицу умножения: вначале шли лёгкие числа, и учение превращалось чуть ли не в удовольствие:
-Пятью пять – двадцать пять; пятью шесть – тридцать…
Бодро декламировал я: да, это, пожалуй, самое складное место в таблице – здесь не требовалось никакого внимания к результатам числового сложения, а так и хотелось пуститься в пляс под собственную декламацию!
Но вскоре ум испытывал некоторые затруднения, а потом и вовсе сосредоточенности, напряжённости внимания, потому что легко можно было сбиться, а тогда – начинай всё сначала! А в это время мальчишки во дворе затевали строить снежную баррикаду и каждая минута была дорога, ведь там без тебя начнут игру в снежки; каждая ошибочная сумма цифр была подобна зубной боли и ты с досадой произносил в очередной раз:
-Ай, у-у-ух! Ну, ты смотри, что такое! – опять в том же месте!..
А мать сквозь узелки вязки говорила:
-Давай сначала.

Так и здесь в умственном занятии на внимание ты раз за разом возвращаешься на то же место, с какого начинал до очередного восклицания:
«Ну, ты смотри! – опять!..» и направляешь свои оба «этажа» во внимание где-то в области груди или кадыка, или в самой верхней части макушки – это уже зависит от решимости держать молитву в себе…

Ну, вот – я опять разболтался, отвлёкся, а совесть говорит:
«Начинай сначала».
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»…

Декабрь, 2018 г.


Рецензии