Венский трамвай. Bratislava

     Никто не достанет меня в Братиславе. Фраза из фильма «Евротур» 2004 года. Полгода я думал, как называть третью часть повести о нашем путешествии по Европе в мае 2018го. Эта фраза появлялась  у меня на уме всё время, когда я вспоминал, что завершать наш тур будет город с названием Братислава. В фильме «Eurotrip» на самом деле улицы Братиславы снимали в Чехии. Но со сложившимся за 14 лет стереотипом ничего не поделаешь. Впрочем, волшебного курса валют, как было показано в фильме, мы не ожидали. С 2009 года Словакия ввела в обращение общеевропейскую валюту. Есть мнение, что это всегда поднимает общий уровень цен в стране.

     27 мая 2018 автобус компании RegioJet привёз нас на автовокзал столицы Словакии - Братиславы. Млинские Нивы. От названия, мне кажется, так и веет чем-то родным, нашим. Нивы! Автовокзал совсем скромный. Впрочем, автовокзалы большинства небольших городов похожи. Население Братиславы невелико, около 430 тысяч человек. После миллионных Праги и Будапешта нам казалось здесь тихо и пустынно.

    Наш хостел был на расстоянии 2,5 километров от автовокзала. Мы хотели сесть на автобус, чтобы не идти это расстояние пешком. И тут все стало непонятно. Непонятно где автобус, непонятно где покупать билет на него. Через полчаса с трудом мы нашли остановку. На остановке стояло что-то похожее на бывший автомат по продаже билетиков. Нынче же эта жёлтая тумба больше походила на мусорную корзину. Чтобы узнать, где купить билеты мы зашли в ближайший магазин. На наши вопросы на английском у девушки на кассе вытянулось лицо. Она говорила только на «slovenska rec». В помощь она позвала старшую по возрасту коллегу. Та тоже не понимала ни слова по-английски, зато владела кое-каким русским. По её словам билеты мы можем купить на автовокзале, который тут рядом. Мы поблагодарили её и поскорее вышли из магазина. Таким образом, первые повстречавшиеся словачки помочь нам не смогли. Я сверился с навигатором, перетряхнул за спиной рюкзак, и решился идти до хостела пешком. Дорога была немного в гору. По пути мы разглядывали город и читали надписи. Судя по надписям вокруг, словацкий язык очень сильно похож на чешский. Это не могло нас не радовать. В Братиславе нет метро. Есть только трамваи, троллейбусы и автобусы. Но в тех полудворах, по которым мы шли, не было почти ничего из этого. В середине пути нам встретился одинокий трамвай. По большей же части нам не встречались ни транспорт, ни люди. Путь наш проходил мимо многоквартирных домов высотой около пяти этажей. Может все постоянно спят в том районе? Было совсем пустынно.

     Наконец мы дошли до нашего хостела «Bratislava By Freddie» находящегося на улице Holekova в доме номер три. Он похоже был переделан из бывшего общежития какого-то министерства. На ресепшене сидел паренек с кожей очень темного цвета. Тут уже не о каком русском  разговоре не было и речи, только английский. Кое-как объяснившись, мы заселились в этот хостел. Ночевали тут всего 2 ночи. Две ночи в двух разных номерах. Но об этом чуть позже.

     Сейчас только около 16-00 часов, на улице 25 градусов тепла, и у нас есть оставшиеся полдня, чтобы немного успеть  посмотреть Братиславу. Очень сложно описать словами особенности расположения Братиславы и загадочное расположение транспортных маршрутов. Скажу только, что совсем прямого сообщения с нашим хостелом и историческим центром я не нашёл. Несмотря на то, что в целом транспортных маршрутов очень много. Но все они не очень подходили нам. Выходя из хостела, мы спросили у чернокожего парня на ресепшене, где можно купить билет на автобус. Он почему-то сразу решил, что мы хотим купить билет в Вену. Видимо Братислава действительно некоторый перевалочный пункт, для путешественников по Европе, как и предполагала наши подруга Мария, которая очень помогла нам с планированием поездки. На наш вопрос об обычных билетах на городской автобус администратор выдал нам уже знакомую историю о желтых автоматах стоящих прямо на остановках. Таким образом, в сторону центра и Братиславского града мы двинулись пешком. По пути мы зашли в магазин и были очень обрадованы ценниками и ассортиментом. Уровень цен чешский, несмотря на цены в евро. В холодильнике стоят все известные чешские марки пива, но местного производства. Я с нетерпением взял себе баночку словацкого Kozel. И был вполне вознаграждён за пивную любознательность. Словацкое пиво очень близко к чешскому, и естественно очень выигрывает у венгерской пивной витрины. Кстати, после этого мы нашли желтый автомат на остановке, и купили себе по билету на общественный транспорт на вечер.

    Подходя к горе, рядом с Братиславским градом, мы увидели уже подходящий к концу фестиваль еды. Не знаю, что там было в программе, но называлось это именно так. Фестиваль еды. Все сворачивалось, люди убирали музыкальные колонки и пустые пивные кеги. В одной из продуктовых палаток нам предложили по стакану пива из почти пустой кеги. Мы спросили о цене, и с удивлением услышали, что нам предлагают его бесплатно. Из заканчивающейся кеги ребята смогли наполнить нам ещё один стакан, и мы вдвоем с тремя стаканами пошли на окраину парка, смотреть с горы на величавый Дунай и мосты Братиславы. Подробного рассказа о мостах, как в случае с Петербургом и Будапештом не будет, потому что это и есть единственный раз, когда мы разглядывали эти мосты.

     В Будапеште воды Дуная казались мне темно-синими. Здесь Дунай был каким-то зелёным. Возможно, из-за множества зеленых деревьев, отражавшихся в воде. В этот момент Братислава показалась мне очень спокойной. После шумного Будапешта здесь я некоторым образом почувствовал расслабление и отдых. Завершать тур Братиславой довольно приятно, когда ты уже довольно устал.

     Вдоволь налюбовавшись Дунаем, мы пошли осматривать крепость под названием «Братиславский град». Однако был вечер выходного дня, поэтому после пары снимков во внутреннем дворе, охранник попросил нас удалиться с территории. Время закрывать доступ к культурной достопримечательности. Могу сказать, что Братиславский град представляет собой огромную крепость на горе. Больше я ничего разглядеть не смог. Недалеко от крепости мы обнаружили здание с фонтаном у входа и не особо приметной надписью «Narodna Rada Slovenskej Republiky». Такое вот скромное здание словацкой власти.

     После Братиславского града мы добрались до самого тусовочного центра. Тут  начался какой-то шум, и обилие народу. Вся шумиха, как я понял, происходит в паре кварталов, недалеко от необычного памятника «Мужчина на работе». Где-то в районе фонтана «Ганимеда» мы выпили ещё по пиву, и съели по местной шаверме, которая была довольно неплоха.

     Немного посидев на набережной Дуная, мы решили двигаться в сторону дома. Нам удалось найти подходящий трамвай и доехать почти до нашего хостела. Продуктовые магазины были уже закрыты, но павильон на остановке все ещё любезно торговал пивом. В хостеле мы быстро легли спать, ведь на завтра были серьёзные планы.

     28 мая. Утро. Этим утром я проснулся на полу. Ввиду того, что элементы кровати «икеевского» типа просто рассыпались ночью подо мной. На наши долгие объяснения на ресепшене чернокожий парень просто спросил «Вы хотите другой номер». И выдал нам ключи от другого номера. Кровать в другом номере тоже не была пределом мечтаний, но всё же была немного в лучшем состоянии. На этой махинации с номерами я потерял венгерскую шоколадку. Мне конечно, чтобы я успокоился, купили такую же словацкую шоколадку, но венгерскую я так и не попробовал.

     Австрия. В 10-30 мы выехали с автовокзала Братиславы в Вену. Расстояние между столицами около 60 километров. Автобус компании RegioJet едет до Вены 1,5 часа. Стоимость акционного билета на автобус один евро. И вот в полдень мы уже пытаемся купить в Вене проездные билеты на день для проезда в метро. Пытаемся, но всё проходит не совсем гладко. В первый раз при попытке купить 2 билета по 8 евро, австрийский автомат пишет что-то непонятное на немецком языке, списывает с карты 1500 тысячи рублей, и не выдаёт билетов. Я опечален. Находим говорящую по-английски сотрудницу метро. Она нам объясняет, что при оплате картой такая ситуация не редкость. Деньги должны вернуться в течение суток. Если до завтра они не вернутся, я могу прийти для дальнейших разбирательств. Учитывая, что завтра у нас самолёт, я опечалился ещё сильнее. В первые же десять минут в Австрии вражеский билетный автомат обманул меня. Однако делать было нечего. Мы отстояли новую очередь к автомату и купили проездные теперь уже за наличные.

     На часах было  около полудня, и до обратного автобуса в Братиславу у нас было 8 часов, чтобы обозреть красоты австрийской столицы. После маленькой Братиславы, Вена кажется поистине огромной. Население Вены всего лишь немного превышает население Будапешта, но глядя на схему метро, кажется, что ты попал в громадный мегаполис. Сбивают с толку повсюду находящиеся надписи на немецком языке, которые мне почти ничего не говорят. Ввиду малого количества времени мы решили не экспериментировать, и почти полностью последовать предложенному Машей плану посещения достопримечательностей.

     Почти всю дорогу мы перемещались по одной фиолетовой ветке метро. От станции Stadion мы доехали до станции Museumsquartier. Тут мне на телефон пришло сообщение, что австрийская транспортная система любезно вернула 1500 рублей на мою банковскую карту. Я вновь улыбался. Минуя музеи и площадь со статуей Марии-Терезии, мы подошли к архитектурному ансамблю «Хофбург». У одной из частей этого огромного строения мы увидели множество флагов разных стран и три огромных флага с непонятной мне надписью «OSCE». Как мне потом подтвердил гугл, моя догадка была верна, и мы наблюдали штаб-квартиру Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Тут же рядом на плохом русском австрийский гид рассказывал группе какую-то странную историю про национализацию квартиры Гитлера. Удивительное рядом. Но здесь меня больше всего поразила архитектура. А именно тонкости проработки мелочей. Скульптуры и фонтаны в этой части Вены поразят каждого. Для себя я открыл город, который может соперничать по помпезности архитектуры с горячо любимым мной Санкт-Петербургом. И скорее всего, имеет все шансы выиграть это соревнование. Сложно описать все это архитектурное разнообразие словами. Просто настоятельно рекомендую один раз увидеть.

     Оставляя Хофбург за спиной, мы вышли на площадь, где была обычная венская уличная сосисочная. А за ней сразу же открывался вид на Венскую оперу. Цены в сосисочной по нашим меркам были не очень бюджетными. Несмотря на это очередь к ней растянулась через половину площади. Вокруг оперы работали подозрительные ребята продававшие билеты на представления. Являются ли они представителями оперы или местными мошенниками я не выяснил, но старался держаться немного подальше. Кстати на сосисочной и рядом с оперой были расположены странные цветные скульптуры, изображающие кроликов. Что они означают я так и не удосужился выяснить. В исторической части города очень много конных повозок, для развлечения туристов.

     У здания оперы мы спустились в метро на станции «Karlsplatz» и проехались пару станций до остановки «Rathaus». Здесь мы хотели посмотреть Ратушу (в честь которой видимо и прозвана станция метро) и перекусить. Со стороны станции Ратуша не так эффектна и сначала мы пошли перекусить в заведение в 3 минутах ходьбы от метро. По совету опять же Марии мы посетили заведение под название «Centimeter I beim Rathaus». По-русски проще сказать -  кафе «Сантиметр». Одной из основных фишек этой пивной была возможность заказать себе венскую колбаску длиной в определённое количество сантиметров. Мы заказали себе суп в хлебе, метр колбасок и два пива «Stiegl». Пиво обошлось примерно в 5 евро за бокал, что безумно дорого по чешским ценам, и чуть дешевле среднего ценника в заведениях Финляндии. Всё относительно.

     После заведения мы совершили поход до Церкви Обета и вернулись к Ратуше. Только со стороны площади «Ратхаусплац». Отсюда вид на ратушу намного помпезнее, чем со стороны станции метро. На площади мы застали окончание какого-то большого городского концерта. Фонограмма что-то пела нам женским голосом по-немецки.

     Но время бежало, а я хотел реализовать ещё один пункт. Посмотреть Дунай в третьем европейском городе за эту поездку. Искать выхода к большому Дунаю я не стал, и решил поехать на станцию «Schottenring» чтобы посмотреть Дунайский канал.

     Выходя из станции метро, я первым делом увидел трамвай с двумя флагами. Австрийским и семицветным. Да-да. Семицветный обозначает то самое, что ты, мой искушенный читатель и подумал. Европа. Толерантность. Кончита Вурст. После этого инцидента мы прогулялись по округе, и взяли в сетевом магазине «Billa» немного пива загадочных местных марок. Из названий помню «Ottakringer» и темный «Gosser». С набранным мы вернулись ближе к станции метро и уселись на ступеньках лестницы прямо у вод Дунайского канала. Вода в канале было светло-зеленая, мимо проплывали длинные заниженные туристические кораблики по венгерскому типу. Пиво было замечательным. Вокруг сидела разношёрстная толпа. Начиная от полумаргинальных студентов и заканчивая мужчинами среднего возраста. Последние в своих не самых дешевых костюмах также беззаботно сидели в них на ступенях каменной лестницы.

     Австрийское пиво. Теперь собственно о главном. Разливное пиво, которое мы пили в заведении «Centimeter», было очень недурно и своеобразно. Бутылочные напитки на берегу Дунайского канала также вызвали живейший интерес, и требуют дальнейшего изучения. Если вспомнить Чешский Kozel, то он представляет нам образец классического пшеничного светлого пива. В Вене же нам попадались экспериментальные сорта. Тёмные  и местами переохмелённые. Таким образом, австрийское пивоварение на мой взгляд заслуживает пристальнейшего внимания, и теперь занимает почётное второе место в моём скромном собственном рейтинге.

     Но страх остаться в незнакомом городе и нужда сходить в туалет после пива погнала нас с набережной. В туалет я сходил в какой-то ближайшей закусочной, но недовольная австрийка всё же попросила с нас плату за посещение отхожего заведения. На автобусную станцию мы прибыли несколько заранее и имели счастье снова посетить австрийский продуктовый магазин. И вновь удивиться. Цены здесь были не в пример выше словацких.

     Билет на автобус обратно в Братиславу был уже не акционным и стоил 5 евро с человека. И это было заметно. Все полтора часа  с нами в салоне были только ещё пара пассажиров и стюард. А по дороге в Вену была полная посадка. В основном из наших соотечественников. Около 10 вечера автобус привёз нас на автовокзал Братиславы. В этот вечер мы решили особо не гулять, ведь завтра самолёт.

     29 мая. День отлёта. Часть завершающего дня в Братиславе мы решили потратить на шопинг. В огромном торговом центре «Tesko» мы пробыли около 2 часов. Почти ничего не купили, но ценами были приятно удивлены. У нас была мысль купить на обратный путь чемодан. Нам казался  самым выгодным местом для этого Будапешт. Но торговых центров подобных этому мы не успели найти в Будапеште. Здесь же цены на чемоданы по скидкам были дешевле, чем в наших сетевых «Лентах». По итогу у нас оказалось не так много вещей, и мы отказались от затеи с чемоданом. Приобрели всего лишь маленький рюкзачок за 2 евро. Все это время за окном поливал дождь, поэтому мы не спешили выходить из ТЦ. Под дождиком мы сбегали в словацкий вариант немецкого магазина «Lidl».Там удивились тому, что набор продуктов  сильно отличается от финских филиалов.

     После окончания дождя, мы пошли прогуляться. В итоге дошли вновь почти до автовокзала, и какого-то модного здания в форме корабля. Здесь решили двигаться обратно в сторону дома, потому что скоро самолёт.

     Приехали на троллейбусе домой и все же решились поесть. Мы зашли в заведение «Beer Arena», которое было буквально в трех шагах от нашего хостела, и поэтому было обделено вниманием в предыдущие дни. И зря. Нам принесли два интереснейших мясных блюда и по кружке превосходного словацкого пива Kozel «z tanku». Только здесь я, вглядываясь в надпись «Tankove pivo», глубоко задумался, что же это за «танковое пиво». Гугл пояснил мне, что это отличная от стандартного розлива технология, самый главный нюанс которой в том, что пиво из танка не пастеризуется прямо с завода.

     И вот время ехать в аэропорт. От станции «Namestie Franza Liszta» до станции «Letisko» нас должен был везти 16 станций автобус. В Братиславе движение общественного транспорта отображается на табло у остановки, подобно тому, как я видел у нас в Москве и Казани. Мы спокойно ждали на остановке и следили по табло за тем как наш автобус медленно, но верно движется к нам. И тут уже за минуту до предполагаемого появления он исчезает с табло. Я начинаю немного паниковать, ведь  это автобус в аэропорт. Однако через 5 минут наш автобус выруливает из-за поворота. При этом на табло его по-прежнему нет. Вот так странная техническая заминка добавила мне на пять минут переживаний.

     Далее мы спокойно ехали на автобусе свои 16 остановок до аэропорта. Билетик мы заранее брали продлённого действия, на случай каких-то заминок в дороге. Но их на наше счастье не случилось. Благо вещей у нас было по-прежнему немного, и рюкзаки уместились на коленках. По мере следования автобус всё больше набивался нашими соотечественниками. На конечной станции автобус практически заезжает в аэропорт. Идти до входа остаётся 2 минуты.

     Полёт прошёл без заминок и ожиданий. 2,5 часа, 5000 рублей, и в десять вечера мы садимся в столичном аэропорту Внуково. Так как отпуск подходил к концу, а на малой родине был ворох не разобранных дел, мы хотели провернуть спектакль с мгновенной доставкой нас на Ленинградский вокзал и посадкой в поезд. Однако очередь на получение багажа, и сложности с вечерними пробками в Москве остудили наш пыл. К тому же когда мы стали смотреть на РЖД билеты, наш фирменный поезд «Карелия» уже уходил, а ценник на Мурманскую «Арктику» был невероятно высок.

     Планы переигрались. В районе метро «Текстильщики» наша подруга Юля пересадила нас из своей машины в машину к моему брату Леониду, к которому в гости мы поехали в Лосиноостровский  район. Здесь мы купили билеты на завтра на вечерний поезд «Карелия», и пошли отмечать встречу в «Пельменную» на Ярославском шоссе. В пельменной мы тут же заказали местного пива, и вполне ожидаемо назвали его «пивной водой». Вторая колба была с темным пивом. Вкус примерно одинаковый. Только эта вода немного подкрашена. Чтобы полностью погрузиться в реальность я выпил литров 5-6 этого странного напитка, и изрядно захмелел.

     На следующий день мы успели только прогуляться до Парка Культуры, и то закрытого в этот день. Перекусили в торговом центре рядом и отправились на Ленинградский вокзал. В восемь вечера  фирменный поезд понёс нас в сторону Петрозаводска. В плацкартном вагоне мы встретили компанию московских байдарочников, планировавших спуск по какой-то реке протекающей из Карелии в Ленинградскую область. В беседе с ними время пролетело незаметно. Их отпуск только начинался…

     Путешествуйте больше, друзья!!!

     29.12.2018


Рецензии