Глава 7 - Безумие это враг

Я – СЛОН

Опыт личного погружения в индийские Веды

Глава 7

7.1. Пятый внутренний враг – безумие

Следующий враг – это безумие. Это такое состояние опьянённости, когда человек вредит сам себе. Все люди хотели бы быть счастливыми, они хотели бы, чтобы у них всё было хорошо, но если они находятся в гневе или жадности - им гарантированно и безумие. Казалось бы, что они хотят счастья себе и людям, но, находясь в невежестве, они совершают такие действия, которые вредят им в перспективе. Когда человек вредит сам себе – это и называется безумием.
Например, разрушение окружающей среды во имя сомнительных благ, которые дает технический прогресс - это и есть безумие. При этом человек вредит сам себе.
Здесь слово «безумие» отражает несколько другой смысл, нежели как оно понимается по-русски. У нас безумие означает отсутствие мышления и  понимания сути вещей. Но в санскрите, например, безумие означает отсутствие разума. В русском языке нет слова «безразумие», но именно эта несуразица больше подходит к рассматриваемому понятию.
Следует знать, что разум имеет тонкую природу, как мы уже говорили, и, фактически, ведет нас за собой в жизни. Он является силой, с помощью которой вершится наша судьба. Мы обычно не можем противостоять своему собственному разуму. Это ключевой момент нашего  сознания. Так, например, человек не может легко вылечить свои вредные привычки. А они – это вид безумия.

Это становится возможным только в одном случае, если разум приобретает определенный вкус действовать в этом направлении. Этот вкус в индийских Ведах называют вкусом к счастью. На санскрите это звучит одним словом – раса.  Выходит, что это знание нам нужно и для цели – получить счастье или вкус к счастью.
Некоторые люди понимают под счастьем любовь к Богу. Они не считают, что комфортная жизнь, например, это и есть счастье. Такие люди считают, что счастья не будет, если у тебя нет этого чувства, нет расы. Это люди благости.
Большинство же людей на Земле считают, что счастье - это когда все хорошо дома, когда есть деньги, есть здоровье, есть нормальные отношения со всеми, комфорт, уют и т.д. Все остальное – не важно. Это люди страсти.
Люди же, которые находятся под влиянием невежества, считают, что счастье – это состояние, когда беспокоят ум только личные желания, когда голос совести не тревожит. Это состояние затуманивания мозгов пьянством, наркотиками, телесными излишествами. Такое извращенное понимание счастья,  к тому же, имеет бесконечное устремление. То есть им никогда не удовлетворишься, как и любым другим пониманием земного наслаждения. Поэтому  извращения таких людей все время прогрессируют до тех пор, пока они не будут граничить с самоубийством, например. Это и есть безумие.
Фактически, все люди на земле имеют какую-то степень безумия. Из этого исходит большинство страданий, которые только существуют.
Итак, счастья всегда мало. Это утверждение означает, что личность человека имеет вечную природу, она – душа. Она бесконечно желает как можно больше счастья (ананда). Наше счастье всегда должно возрастать. Но в действительности, это возможно только в духовном мире, или, по крайней мере, когда человек имеет взаимоотношения с духовной энергией.
Что же касается материальной энергии, то чем больше она нам дает радости, тем больше мы погружаемся в страдания. Это удивительный феномен, который, практически, никто не понимает.

Например, вкусная  пища - это радость. И мы привязываемся к вкусной пище, в результате, нас ждет два вида страдания. Первый вид – мы будем испытывать неприязнь к не всегда вкусной, но здоровой пище - нам просто не захочется ее.
Второй вид – человек при вкусной пище начинает страдать перееданием. Он ест больше, чем положено. В результате появляется излишний вес. Однако многие люди искренне считают, что именно это увлечение приносит много счастья. Но они неизбежно будут испытывать к концу жизни разочарование от излишеств в пище, потому что они не приносят счастья. Человек, сильно привязанный к еде, согласно Ведам, болеет в конце жизни множеством болезней. Это вид безумия.

То же самое происходит и с комфортом. Ведь, по идее, достаточно просто тепла, чтобы жить нормально. Но современному человеку этого мало, он стремится к расслабляющему комфорту - к мягким диванам, европейскому ремонту и т.д. Начинается гонка за роскошью.  Это требует затрат энергии. Чтобы иметь что-то необычное, для этого нужны хорошие деньги. А деньги надо зарабатывать. И человек работает как безумный только для того, чтобы ему что-то купить, а затем забыть об этой  покупке через неделю-две.
Невежество равно безумию. Оно приводит к полному уничтожению здравомыслия.
Таким образом, следует знать, что неправильное понимание счастья является причиной безумия и причиной страданий. Нам же кажется, что безумие – это когда человек ничего не соображает. Так оно и есть, поступая неразумно, человек действительно мало соображает. Он не соображает, что от большинства его поступков впереди одни страдания. Он же думает, что ими он приближает счастье. Это не значит, что не надо вкусно есть, не надо оформлять свою квартиру, но это значит, что не надо все это ставить самой главной целью своей жизни. Счастье – это вечно возрастающий процесс. Человек по сути своей не может быть удовлетворен тем, что он сейчас имеет.

Согласно ведическому знанию, человек получает столько материального счастья, сколько он заслужил его в своей жизни, а также в прошлых своих жизнях, соразмерно тому, сколько он сделал благочестивых поступков. Из этого своеобразного сейфа он берет  и деньги, и комфорт в объеме того, сколько ему положено взять, и не больше.
Второй сейф человека - духовное счастье. Он полнится силой абсолютного бескорыстия, желанием отдавать эту силу людям. Для обыденного сознания сама эта идея кажется недоступной. Все равно чего-то и себе хочется, невозможно все желать бескорыстно другим. Оказывается, возможно. Как только человек оказывается способным хотя бы один раз что-то сделать людям бескорыстно, он сразу начинает ощущать духовное счастье, которое, на самом деле, по своей силе превосходит любое материальное счастье. Обычно человек этого феномена даже не понимает. Человек же, который занимается духовной практикой, испытывает его всю жизнь.
Существует пять стадий развития силы разума, его способности управлять чувствами в жизни человека. Первая стадия – способность удерживаться от ненужного действия, побуждаемого чувствами. Веды говорят, что всегда, когда чувства спонтанны, в большинстве случаев, это приводит человека к страданиям.
Согласно ведическому знанию, человек должен совершать насилие над своим умом как над совокупным материальным чувством. Если человек решил, что ему нужно настоящее счастье, он должен изучать и нематериальные варианты счастья. Они – это духовное знание, духовное самосознание и т.д.
Разум, как известно, требует практического подтверждения теоретическим положениям. Поэтому духовные практики постепенно преломляют восприятие мира ищущего человека. Со временем он начинает видеть, что духовное счастье есть. И только после того, как человек начинает чувствовать духовный вкус, он будет способен отказаться от какого-то материального наслаждения. Потому что более высокий вкус привязывает к себе его разум, и тот стремится к познанию уже в этом направлении.
Это единственный способ избавиться от дурных привычек и искушений, других или не существует, или они малоэффективны.

Развитие разума – это воспитание чувства вкуса духовного счастья. Это возможно осуществить помимо духовных практик, выполняя бескорыстные действия по отношению к окружающим людям. Так тоже можно почувствовать духовный вкус.
Итак, первая  стадия развития силы разума - человек удерживается от ненужных действий. Крепость разума ведет его к новым возможностям быть счастливым. Его уже не заносит в ту или иную сторону - безумия стало меньше.
Вторая стадия – удерживаться от ненужных желаний, побуждаемых чувствами. Этот удивительный феномен возникает именно в разуме. Бывает, что человек чего-то очень сильно желает, но, при этом, он знает, что если он себя сдержит, то ему станет намного лучше. Вот представьте, вы сильно хотите кушать, и вы знаете, что если вы сейчас начнете молиться, то у вас этот голод пройдет. И аппетит пройдет, и появится ощущение удовлетворения.
Третья стадия развития силы разума -  контроль ума. Это означает, прежде всего, контроль мыслей. Мысль часто возникает исподтишка, она затем начинает развиваться в какую-то идею, и человека уже заносит на его чувственных устремлениях. Потому и нужен самоконтроль ума. Это возможно, например, если иметь более высокую цель в жизни.
Четвертая стадия – это полный контроль ума и чувств. Эта стадия вызывает умиротворением. Человек, который испытывает полное умиротворение, способен чувствовать счастье. В наше же время, люди и отсутствие страданий считают уже счастьем.
Умиротворение – когда у человека нет суетных желаний. У него все хорошо в любом случае. Человек кушает, когда надо, спит, когда надо, но он не привязан ко всему этому. Он умиротворен внутри себя. Он испытывает счастье всегда. Это и есть умиротворение.
Есть такие люди, которых ничего не беспокоит, ни радости, ни печали. Они испытывают счастье внутри себя. Он постоянно настроен бескорыстно по отношению к людям. У него нет тени корысти в жизни, он ничего не хочет для себя. И он, тем не менее, постоянно испытывает счастье. Когда хочется чего-то для себя, счастье ускользает, потому что ты этого еще не имеешь.
Последняя, пятая стадия контроля разума - абсолютная святость, отсутствие грехов. Это уже - свобода от материальных желаний. Человеку ничего не нужно контролировать. Он думает только о духовном развитии, у него нет никаких материальных желаний. Он кушает, спит, занимается всеми материальными делами просто из чувства долга, в целом, ему это не интересно. Это - уровень святости.

Подобным же способом  Веды в «Бхагвадгите» описывают то, как человек погружается в безумие. Первая стадия – привязанность к объекту чувств. Чем больше мы привязываемся к чему-то, это означает, что мы хотим получать счастье от этого объекта.
Согласно ведическому знанию, по отношению к объектам, естественным для нашей привязанности, надо вести себя так, будто мы в своей жизни еще не выполнили перед ними свой долг.
Веды говорят, если человек бескорыстно трудиться по отношению к кому-то, выполняя свой долг, к своему ребенку, например, то в этом случае, он будет испытывать счастье. Выполняя свои обязанности, он становится бескорыстным человеком, в результате, - все идет хорошо.
Но если, к примеру, мать сильно привязана к своему ребенку, с целью получить счастье от него, это может вызвать и безумие. Согласно ведическому знанию, такая мать готова ради ребенка сделать все, что угодно. Этот маленький человек со временем может стать либо абсолютным эгоистом, либо его естественное сопротивление излишней опеке рано или поздно приведет к разрыву их отношений. И дальше начинаются страдания потому, что любовь-то закончилась.
Любовь – это абсолютно бескорыстное чувство. Мы просто забываем, что такое любовь, в этом и проблема. Любовь означает, сделать кого-то счастливым. Свое счастье, при этом, возникает попутно.
Следует понять и такую вещь, что любовь – это всегда взаимное чувство. Невозможно не любить того, кто тебя любит по-настоящему. Согласно ведическому знанию, если вам хотя бы раз в жизни встретится человек, который вас любит, вы не сможете его не любить. Любовь проявится к нему, как естественное чувство.

Итак, первая стадия развития безумия – привязанность к объектам своего наслаждения.
Вторая стадия – сильное желание наслаждаться этим объектом. Заметим, не желание служить и уже не привязанность, а желание наслаждаться.
Дальше идет третья стадия. Если человек не может наслаждаться тем, чем или кем он хочет наслаждаться, то это состояние превращается в гнев. Гнев - третья стадия безумия.
Дальше, гнев вызывает жадность – четвертую стадию безумия. И если он не удовлетворит свое желание, даже с помощью гнева и жадности, то наступает пятая стадия погружения в безумие - иллюзия.
Человек впадает в иллюзию. Она заключается, главным образом в том, что человек перестает помнить все хорошее, что для него сделал  объект его безумного внимания. А все начинается с привязанности. Вместе с памятью снижается сила и чистота разума безумца. Он начинает сплетничать об этом человеке, говорить о нем плохие слова. А самая большая заноза в судьбе человека – это его оскорбительное настроение.
И дальше, последний этап развития безумия, когда человек не справился с ситуацией, она его подкашивает. Он теряет свое понимание счастья. Враг – это сила, которая разрушает твое счастье полностью. Таким образом, сильная привязанность рождает страдания.
Фактически каждый человек проходит эти стадии безумия, если он не меняет концепцию материального счастья на счастье духовное.
В конце жизни такого человека, который жил только для себя, его ждет страх. Он начинает чувствовать, что дальше только старение и болезни, родные и близкие от него отвернулись. Впереди счастья уже не будет - одни страдания.
Далее – деградация. Это тоже состояние безумия, оно может возникнуть не обязательно, как старческий маразм, в пожилом возрасте. Оно может возникнуть у такого человека в любой момент.
Это будет выражаться в полном отказе от выполнения своих обязанностей – разрыв в семье, разрыв отношений с друзьями, потеря работы, пристрастие к наркотикам, пьянству и т.д. Безумие означает, что человек лишается всего. Он добровольно лишается всего, что имел в жизни.
Разум человека покрывается безумием, человек лишается понимания своей духовной природы. Он уже не понимает, что он – душа, ему хочется жить для тела. Немедленно, как только человек теряет понимание истинного знания о том, что он имеет духовную природу, – он становится безответственным.
Таким образом, корыстная деятельность не приносит успеха. Это и означает безответственность, еще одна из стадий развития безумия. Тальше, у человека появляется сильное желание жить невежественной жизнью. Склонность быть нечистоплотным, склонность к плохим привычкам, склонность к пошлости, склонность к половым извращениям - все эти склонности тоже означают определенную стадию безумия. Эта стадия вызывает усиление влияния силы невежества на его сознание.
Дальше, следующий этап усиления силы безумия – человек перестает понимать, что он умрет. Это уже означает, ощущение присутствия близкой смерти. Смерть может прийти в любой момент. Это и есть истинное безумие.
Ведическое знание говорит, что это и будет самым несчастным моментом в жизни человека. Это - психический паралич. Человек теряет восприятие окружающего мира. Сначала его привлекают окружающие объекты, а потом у него постепенно сознание начинает «утекать» из головы.
Дальше наступает психическое истощение, человек начинает худеть, чахнуть на глазах. Безумие, в данном случае, означает, что человек может повеситься, отравиться, пойти на серьезное преступление. Вот последний итог развития безумия.


Рецензии