Запись 7

- Теперь называй меня Головастиком!- такими словами вместо приветствия встретил меня компьютер.
- Почему именно Головастиком?- от неожиданности я на мгновение забыла об исчезновении «Ариадны».
- Потому, что я знаю, что произошло со вторым кораблем,- произнес Головастик,- и знаю, почему его сложно будет найти. Я умный – головастый…
Его высказывание словно  приковало меня к месту. Я ошарашено огляделась вокруг.
- Не крутись,- в скрипучем металлическом голосе явно послышалось некоторое раздражение.- лучше включи. А то мне плохо видно тебя.
Я растерянно надавила клавишу пуска. Радостно осветился экран. Мне показалось, что мой собеседник облегченно перевел дух. Хотя, это, в принципе, невозможно. Разве может машина, даже невероятно продвинутая, испытывать хоть какие-то  чувства и эмоции.
Компьютеры уже давно и прочно вошли в нашу жизнь. А уже в первой четверти двадцать первого века широкое распространение получили роботы, способные исполнять всевозможные функции. Но создать самостоятельно мыслящий искусственный мозг никак в полном объеме не получалось. Лишь отдельные, в общем-то прогрессивные, зачатки интеллекта удалось создать, да и то в довольно ограниченном количестве. А тут, вот смотри-ка, что получилось. Как можно было ожидать  такое?
- Теперь, смотри,- снова заговорил компьютер.
Голос его разительно и музыкально изменился. Нет, я в дальнейшем все-таки буду называть его Головастиком, как, впрочем, он и просил.
На экране крутилась странная конструкция, составленная из силовых линий, словно из многочисленных проволочек. Объемная решетка имела отдаленное сходство с обычной гравитационной воронкой. Раструб воронки, направленный в сторону оставленной позади Земли, захватывал все околомарсианское пространство. Острый конец гигантского сооружения опирался прямо в предполагаемую линию орбиты Марса.
- Именно в эту воронку и попал корабль «Ариадна»,- торжественно проговорил Головастик.
На экране, возле силовых линий конструкции, появилась небольшой яркий кружок космического корабля.  Повинуясь воле Головастика, он скользнул в раструб воронки. Очертания корабля, постепенно размывались, пересекая их. Корабль становился все бледней и бледней и…
Оп!
На выходе, около узкого конца воронки, кружок  корабля так и не появился.
Пальцы мои лихорадочно забегали по клавишам.
- Не мешай!- мелодично проговорил компьютер,- лучше уж я сам…
Я резко отдернула руки от клавиатуры.
Сами собой по экрану побежали длинные прерывистые строчки цифр. Цифры переплетались, перескакивали с места на место, складываясь в замысловатые сочетания, выстраиваясь в бесконечные колонки. Подстегиваемые цифрами, мерцающие линии постепенно приблизились, все больше и больше увеличиваясь. Они распадались на мельчайшие составляющие. Отдельные песчинки начали разворачиваться в замысловатые незнакомые формулы…
Я внимательно вглядывалась в экран. Формулы понятней не стали. Может, все-таки пригласить для консультации Джорджа? Все-таки математик, в какой-то мере. Или Андрэ? В принципе, и Агарок вполне смог бы с этим справиться. Но, захочет ли Головастик беседовать с кем-то другим, кроме меня? Во всяком случае, за все предыдущее время полета этого еще не было.
- Не надо никого звать,- поспешил вставить Головастик,- давай сначала попробуем сами разобраться.
Скорость мелькания цифр многократно увеличилась. Если еще несколько минут назад я могла разглядеть отдельные знаки, то теперь все они слились в единую светящуюся полосу.
- Вот она!- в звенящем голосе компьютера послышалось удовлетворение.
На экране остановилась одна, чрезвычайно разветвленная формула.
- Что это?

- Мы вряд ли одни во Вселенной.
  Пусть звезды в глаза нам пылят.
  И где-то в долинах безбрежных
  На Землю с надеждой глядят,- продекламировал в ответ Головастик.

Вот этого-то я никак не ожидала. Чтобы компьютер сочинял стихи? Путь довольно примитивненькие, но сочинил же.
- И все-таки, что означает эта полученная формула?
Мне показалось, что экран мне заговорщически подмигнул. Может, пора перестать настолько одушевлять, хоть и мыслящую с определенной самостоятельностью, но все-таки машину? Только бы мою мысль Головастик не уловил. Вдруг да обидится?
Опять… Что ты будешь со мной делать?
- Это?- компьютер словно бы на мгновение запнулся,- Это развернутая формула пространственного преобразования. Или, так называемой «червоточины» - тоннеля перехода между параллельными Вселенными.
Что-то тут явно не то. Помнится, о «червоточинах» нам рассказывала все та же Оксана Осипова. Но, что-то мне подсказывало, что она нам демонстрировала далеко не такую формулу. Какой-то дополнительный элемент отличал выведенную на экран формулу от общепринятых данных.
- Не похоже,- выразила я сомнение, усаживаясь в кресло перед монитором.
Рука привычно набрала код «червоточины» на пульте цилиндра библиотеки.
Вот точно…
Совсем не то, что светилось на экране.
Видимо, лицо мое выразило нечто особенное, что заставило Головастика пристать ко мне с вопросами.
-  Ты удивлена? Почему?- он молниеносно сравнил записи,- У тебя  несколько другое математическое описание  «червоточины»? Формула, рассчитанная на поверхности Земли, не соответствует действительности.
- Почему ты считаешь себя умнее земных ученых?- мне стало обидно за людей.
На этот раз Головастик не отвечал довольно долго. Он словно бы, что называется, завис.
- При чем тут я?- мне показалось, что будь у Головастика тело, то он непременно бы пожал плечами.- Ведь никто и не говорит, что воронка создана этими самыми учеными, на вычисления которых ты пытаешься ссылаться.

Опять инопланетяне? Это понятие, набившее уже оскомину, занимает мысли людей не один десяток лет. И что же в первую очередь приходит на ум, когда о них упоминается?
Чего ж только мы в связи с ними не узнаём. Наиболее часто слышится, что эти самые инопланетяне настолько превзошли нас в развитии, что мы, по сравнению с ними, не больше чем букашки… Дескать, мы для них не представляем ни малейшего интереса. Или интересуем лишь в качестве подопытных муравьев.
Но почему, если инопланетяне, то – это обязательно сверхцивилизация? Такая, что на нас может смотреть только свысока, как на детей неразумных. 

Вайс как-то, в порядке, так называемого, научного бреда, заявлял, что во Вселенной можно найти огромное количество всевозможных цивилизаций разного уровня развития. Есть среди них и такие, которые значительно опередили нас развитии. Вполне допустимо. Не меньше и таких цивилизаций, с которыми мы находимся почти на одном уровне. Но, одновременно с ними, существует и бесчисленное множество инопланетных цивилизаций находятся и на более низкой, по  сравнению с нами, ступени развития. Т.е. бесконечное разнообразие различных цивилизаций.

В то же время, достаточно забавно слышать умные заверения ученых о поисках инопланетных цивилизаций при помощи каких-то сигналов.  Еще в ХХ веке послан луч куда-то в сторону созвездия Геркулеса с информацией,  как о самой Земле,  так и  о ее жителях. Закодировали информацию с помощью двоичного кода, принятого на нашей планете. Интересно, какое оборудование сможет принять наши сигналы. Или инопланетяне заранее заготовили земную аппаратуру? А если они действительно во много раз превосходят нас по развитию, и далеко ушли от таких, по их мнению, примитивных форм связи? Или вообще не использовали ничего подобного. Как быть в такой ситуации?
Ученые отправили даже диск с какими-то записями о Земле и ее обитателях. Там и музыка, и видео, спорт и отдых, внешний вид и достижения науки…
Но, в таком случае, представление  наших ученых о том, что высокоцивилизованные инопланетяне смогут не только принять, но и понять наши сигналы равносильно тому, что мы во всеуслышанье заявляем о том, что Земля – центр мироздания. Посылая земные сигналы предполагается, что инопланетяне имеют точно такую же аппаратуру. Эти, если  можно так сказать, ученые, наивно считают, что все инопланетные цивилизации просто должны пользоваться нашими средствами связи. Точно то же можно сказать и об отправленном диске. А если у них нет возможности просмотреть его? Как тогда?
Вот даже мы сами никак не можем разобраться с многими древними письменами. Взять, например, фестский диск или пластины с письменностью жителей острова Пасхи, о которых нам рассказывала Дарья Ивановских. Она где-то там, на «Ариадне». А ведь и диск, и пластины находятся у нас на Земле. А что в таком случае говорить о представителях инопланетян? Они лазерный диск на пальце прокручивать будут? Или у нас позаимствуют компьютер? вот, Головастика, например.
А такие науки как химия, физика или, например, математика. Головастик, конечно, расшифровал структуру воронки, но насколько правильно?
А откуда у наших ученых появилась уверенность, что инопланетяне пользуются периодической таблицей Менделеева или законами Ньютона? Что они записывают химические и физические законы хотя бы приблизительно похожими символами. Законы природы, может, и такие же, но где гарантии, что вся Вселенная, вернее обитатели других планет, пользуются земными обозначениями и формулами? Могут ведь у них существовать и свои символы, и свой способ их записи. Другими словами, ни мы не сможем распознать их теоретические выкладки, ни они наши. В чем мы сможем найти с ними точки соприкосновения?

- Что-то ты задумалась,- вмешался в рассуждения Головастик.
- Думаю об инопланетянах, создавших эту воронку...


Рецензии