О бедном жандарме замолвите слово...

 Когда то, много лет назад, мне попалась в руки книга одного не очень известно литератора. Литератор этот отсидел много лет в годы Сталинского террора, потом перебивался критикой и переводами и лишь в годы перестройки его воспоминания о жизни до лагерей попали в печать. В одном из его рассказов он вспомнил историю о летнем путешествии по Крыму в середине 30-х годов. 
Итак, группа молодых москвичей летом гуляла по Крыму. Где то в горах в окрестностях Алушты или Симеиза они встретили старика, разговорились. Старик был явно из “бывших”, был весьма красив и благообразен. В ходе разговора будущий лагерник Лева спросил фамилию старика, тот назвал ее- Джунковский. Лева, желая блеснуть эрудицией перед своими спутниками, в первую очередь перед своей девушкой Оксаной, спросил-” а вы не родственник командира корпуса жандармов Джунковского?”, и  получил ответ- ” Это я и есть! ”.
Вернувшись в  Москву, при случае Лева рассказал эту историю отцу Оксаны. Тот не показал никакого удивления  и рассказал Леве о том, что в свое время этот человек “заказал” ( пользуясь терминологией 90-х) своего начальника, великого князя Сергея Александровича, дядю царя и мужа сестры царицы, эсеровским боевикам.Основанием для “заказа” была долгая безответная любовь Джунковского к великой княгине и желанием освободить ее от мужа.  Дело было в том, что великий князь был гомиком, жил со своми адъютантами, не брезговал и солдатами дворцовой охраны, на красавицу жену внимания не обращал, что делало ее глубоко несчастной, а развестись она не могла...Чтобы освободить любимую женщину от этого  неприятного положения, Джунковский приказал Азефу “убрать“ великого князя, что и было исполнено Иваном Каляевым. Каляев был приговорен к повешению, вдова великого князя просила царя- мужа своей сестры- сохранить ему жизнь, но безуспешно. Джунковский сделал карьеру и стал в дальнейшем командиром корпуса жандармов…Известно, что никогда не был официально женат и не имел законных детей( хотя считался самым красивым генералом свиты царя).
А теперь посмотрим на эту историю с другой стороны. Отцом девушки Оксаны и будущим тестем Левы, в дальнейшем писателя Льва Разгона, был чекист  Глеб Бокий…
Тот самый,именем которого был назван пароход в песне соловецких узников- ”в трюмах тесных и глубоких нас везли на “Глебе Бокий “ как баранов…”.
То есть в середине 30-х, когда уже вовсю идет террор, бывший командир корпуса жандармов  спокойно живет на Южном берегу Крыма, высшие чины НКВД  про это знают и … дальше ничего…
 Что же такого сделал  Владимир Федорович Джунковский, генерал свиты царя, бывший Московский губернатор, командир корпуса жандармов и заместитель министра внутренних дел, а также,  по неподтвержденным данным, любовник сестры царицы ( ходили слухи , что он таки добился  благосклонности любимой женщины), для Советского государства вообще и НКВД  в частности?
Кстати, его простое человеческое счастье, если оно и было, то продолжалось недолго. Уже в 1909 году великая княгиня Елизавета открыла в Москве женский монастырь и сама стала там жить на положении монахини... Она погибла в 1918 году в шахте возле Екатеринбурга вместе с другими родственниками царя.
Наш герой уцелел во время революции, когда рядовых жандармов расстреливали без суда и следствия, просто по факту того,кем они были.
 А бывший генерал Джунковский в 20-е годы   работал в НКВД  внештатным консультантом и , согласно упорным слухам, именно он разработал пресловутую систему прописки …
Это не все о его заслугах.
Именно он приказал прекратить слежку за инакомыслящими в армии, что дало Военной организации РКПб возможность развернуть антивоенную агитацию в воюющей армии и привело, в конце концов, к Февралю 1917 года…
Именно он приказал закрыть охранные отделения по всей стране кроме Москвы и Петербурга и запретил вербовать осведомителей в среде студентов...
Именно Джунковский, будучи шефом жандармов, приказал рассекретить Романа Малиновского, лидера Думской фракции большевиков и личного друга Ленина, как агента охранки, что привело к тяжелому скандалу в руководстве партии большевиков...
Мы , наверно, никогда не будем знать, почему он все это делал… Или это были морально-этические соображения русского офицера,или кто то за кадром его заставлял это делать…Если его шантажировали, то кто и чем? И кто в 20-е и 30-е годы  мог приказать НКВД его не трогать?
Тем более что в 37-м его все таки арестовали и быстро расстреляли… Этот кто то заметал следы?Или этот кто то сам попал под нож Сталинской мясорубки?
Так или иначе, ответы на эти вопросы мы не знаем и вряд ли узнаем. Осталась только эта  история о влюбленном жандарме. Может быть, ее одной достаточно, чтобы его имя помнилось?


Рецензии