Кроткая

“Ну, гордая! Я, дескать, сам люблю горденьких. Гордые особенно хороши, когда… ну, когда уж не сомневаешься в своем над ними могуществе, а? О, низкий, неловкий человек! О, как я был доволен! Знаете, ведь у ней, когда она тогда у ворот стояла задумавшись, чтоб сказать мне «да», а я удивлялся, знаете ли, что у ней могла быть даже такая мысль: «Если уж несчастье и там и тут, так не лучше ли прямо самое худшее выбрать, то есть толстого лавочника, пусть поскорей убьет пьяный до смерти!» А? Как вы думаете, могла быть такая мысль?”

(Ф. М. Достоевский. «Кроткая»)

***

Независимый театральный проект  «Комната 4» представляет спектакль по мотивам рассказа Ф.М. Достоевского "Кроткая", получивший в 2017 году приз за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль на Международном фестивале камерных спектаклей в Великом Новгороде.

Сюжет фантастического рассказа (именно к такому жанру отнёс свою историю Фёдор Михайлович) и прост, и сложен одновременно. Не могу не упомянуть просто-таки необходимую оговорку от автора: «Я озаглавил его «фантастическим», тогда как считаю его сам в высшей степени реальным».

Да, с первых же минут после начала спектакля  мы узнаем, что на самом деле все произошедшее - нисколько даже не фантастика, а грустная реальность.
Ростовщик, ставший таковым исключительно в силу необходимости расстаться с неприятным прошлым,берет в жены загнанную, нищую молодую девушку. И где уж тут не возгордиться, не ощутить себя благодетелем? «Неужели же это торжество над ней стоит двух рублей?» - задается вопросом ростовщик. И, смеясь, разрешает его про себя в утвердительном смысле.

Но увы, прошлое продолжает воздействовать на главного героя спектакля, накладывая отпечаток на всю его сегодняшнюю жизнь. Совершенную в прошлом ошибку он превращает в «подвиг великодушия» якобы «несправедливо оклеветанного» человека. И требует от кроткой и покорной девушки непременного к себе уважение за придуманные им же самим «страдания».

Вместо того, чтобы с восторгом распахнуть своё сердце всему тому  светлому и чистому, что вносит Кроткая в его мир, ростовщик превращает ее жизнь в сплошные страдания. Стремление не просто обрести подругу жизни, а «приготовить ее, доделать, победить» не могло не привести к краху даже самые благородные намерения. И превратить такую кроткую девичью улыбку в «нехорошую».

Минималистичность декораций в этой постановке даже радует: ничто не отвлекает от истории, рассказываемой ростовщиком. Стул, пара табуреток, кувшин с водой, таз, бритвенный прибор... что ещё? Ах да, если кому-то  этого покажется мало, остальное заменят рисунки Кроткой. В них - все недостающее: автопортрет; нелицеприятный образ неудавшегося героя-любовника; решетка, клеточки коей заполнены названиями дней недель, проведённых главной героиней в беспамятстве.

Артисты играли... у меня нет слов, как  великолепно. Многогранность чувств ростовщика - от наглой самоуверенности до пугающего гнева и потери рассудка просто гениально показана Александром Сибирцевым. Лукерья в исполнении Татьяны Сомовой и наивна, и услужлива, и очень умна - все видит, замечает, и обо всем своё суждение имеет. А если надо - так и с грубоватым простонародным юморком поведает зрителям, почему это главный герой ушёл в отставку?

Сама Кроткая (Татьяна Беккер) недаром получила приз за лучшую женскую роль. В этом спектакле она говорит значильно меньше ростовщика; вся глубина ее чувств выражается движениями, рисунками на стене, пением, выражением лица.

Почему мы так невнимательны, так патологически жестоки друг к другу? Почему, только потеряв любимого человека, мы даём клятвы «насадить вокруг него рай» - пусть он только вздохнёт и откроет глаза?
Я верю, что этот очень «хрупкий», нежный, и в то же время, необычайно сильный спектакль подвигнет многих зрителей стать более терпимыми, душевными и внимательными к своим родным и близким. Во всяком случае, артисты  НТП «Комната 4» и режиссёр Даниил Романов сделали для этого все необходимое.


Рецензии