Конец дороги - роман Лилианы Коробка

До того как написать рецензию или отзыв на роман Лилианы Коробка, мне подумалось, что если я напишу другой роман, на эту же тему, то, сделаю еще лучше чем Лилиана Коробка, хотя она, является один из самых читаемых молодых писателей Румынии и Молдовы и её произведения переведены на немецком и других языках Европы. Желание хорошее и даже смелое...

И так,  когда советские войска вошли в Молдавию и румынскую  Буковину, превращая в жизнь постановления договора между министрами иностранных дел гитлеровской Германии и сталинского СССР, тысячи румын из северной части  государства Молдовы средних веков были депортированы в Сибирь. Ни за что! В 2018 году писатель, рожденный в Республики Молдова, Лилиана Коробка написала о судьбе некоторых людей из числа депортированных. И написала неплохо, а даже очень хорошо!

«Конец жизни - это конец истории, но каждый конец подобен концу пути, всего лишь эпизоду, и он следует за новым началом». «История изгоняет смерть и призывает к любви. Я иду к вам со своей историей, я открыла память живыми воспоминаниями ...»

Зачитал всего лишь некоторые воспоминания  Анны Блажински, женщине достигшее возраста  90 лет, которую семья уже хотела отправить в дом для престарелых,  (учреждение для престарелых) , но прабабушка, убеждала их не принять такое решение, и рассказывала им ее историю, которую она знала, воспоминания о ее далекой юности, когда она была депортирована из Буковины (северной, добавим мы)  в бескрайних степях Казахстана.
Рассказ о всех бедах мира в то военное время (1941 года),  и о переселение сотен людей в течение нескольких недель в грузовой поезд, предназначенный   для вывоза скота, а не людей, в котором  погибли  от голода, от жажды, и от жары, болезней, которых сейчас не перечесть, многие люди как старшего возраста, да и дети дошкольного возраста и даже грудного не дожив до конца железной дороги, которая, для многих не была простым концом дороги а концом терпения; это рассказ степи, где они были вынуждены строить новую жизнь. На протяжение 11 лет она много работала в сельском хозяйстве, в рыболовстве, обучилась пошиву одежды. Она, да и не только, плакали над  никому не известные гробницами  по возвращении домой через десятилетия, когда они поняли, что потеряли всё что имели, ибо произошла большая смена времен, когда всё перемешалось не как следует быть...
Иными словами хочется сказать, что это очень трогательный роман, к содержание которому придется мне еще раз вернуться. Ибо, он охватывает три периоды: с первых дней оккупации новых территорий и до окончания Второй мировой войны, потом: послевоенное время, время страданий на чужбине, и время в селе Троица, но уже во времена советской Молдавии, как известно.

Во первых - конец пути - это книга о многочисленных ловушках о раскрытие причин предательства - как на национальном уровне, так и (прежде всего) на личностном, это - анализ метаморфоз и распада человека, целого амальгама фактов, картин, криков, разбитых жизней - все из изначальной тишины потерянного пространства, всё приписывается здесь Анне Блажински. Она главный герой романа. Эта, ныне уже бабушка, говоря о своем собственном выживании, оказалось для меня живым путеводителем по жизни в казахстанских степях, существом с трагической судьбой, которое заканчивает свой конец в той же степени, в какой она хочет закончить пережитый опыт, который жестоко размалывает и изгоняет человека из невинности детства, заставляя ее засвидетельствовать собственную депортацию и выживание в далеко не самое хорошее историческое время.

С очень юного возраста Анна чувствует, что организм человека отделяет ее жизнь как автономный механизм, а на других границах, параллельных ей, первому, - чрезвычайное осознание необходимости выживания в советской Сибири. Действительно, кровавая Сибирь середины двадцатого века кажется не чем иным, как окончательным бессмертием во времени, постоянным исчезновением индивидуальности, превращением в жестокую иллюзию необходимого спасения, единственного неба, на котором вздохи осмеливаются возвышаться  под угрозой смерти. Сибирь будет их единственным «домом», домом, настолько унизительным и чужим, что, как это ни парадоксально, они узнают, что такое настоящая любовь к другим в тех местах и в те времена, когда ее полностью не хватает.

"Заполнена Сибирь мертвыми. Голод, жажда, усталость,  жестокость, несправедливость, равнодушие к тем, кто ничем не виноваты, но их выставили как за врагов народа. Какого народа?"
Хотя рассказ идет от первого лица, от лица, вначале от 12 летней девушки, потом от женщины  в своей ранней юности, чувствуется перо автора, знакомый мне и по более ранним произведениям: например по "Киндерланду" и др.
Когда людям настоятельно и бесповоротно отказывают, румыны становятся в глазах властвующих людьми в виде варваров, преступников, похожих на мешках с мясом без следа жизненной силы, забитых в вагонах для вывоза скота. Зная, насколько необоснованна история тех, кто ей служит, я пытался подготовиться к худшему. А ведь писатель Л. Коробка пишет с радикальным пылом, с ответственностью, объективностью и в то же время, с волнующим чувством о превращении человека в овощ как в плену. Смотря на одиннадцатилетнюю Анну (в одиннадцать я автоматически думала о наивности своей деятельности и восприятии человеческого характера, и мне было стыдно за настоящую, но наглую), и я увидела, как эта одиннадцатилетняя Анна становится, как и все остальные, добычей  у невидимого дракона и то, как она  застрянет между голосом инстинкта и божественным голосом, среди тех немногих, кто сохраняет свою доброту, кто остается людьми до конца. Этот «конец», по сути, является относительным, потому что реальный путь начинается, фактически, там, где он должен был закончиться. Каждый персонаж находится лицом к лицу со своим собственным персонажем, со своей природой, как в гигантской игре в домино, в которой разрушительный элемент может быть настолько маленьким и настолько незначительным, но он  разрушает всю построенную веру. Я имею в виду не только вездесущую веру в Бога, но и гораздо более сильную веру, в которую я «обратился», как только закончу роман со слезами на глазах: то есть вера в жизнь.

Мы, молодые, вообще не думали о смерти. Мы даже не думали о жизни. эти слова из книги Лилианы Коробка.

 Пока её мать была жива, Анна смогла адаптироваться к любой жестокости, она сможет столкнуться с неизвестным между землей и небом; у нее все еще будет Родина в ее воспоминаниях,  её дорогая Буковина, но как недоступной потом окажется эта земля, цена, которую она должна заплатить.  Сила жертвоприношения женщины является титанической (как голод не превратил ее в жалкое животное, как многие другие) в мире, где голод был настолько чудовищным, что дети охотились и ели крыс пойманных с полей для того чтобы выжить. Невосприимчивость девочки к самоуверенной реальности находится во взаимозависимости с жертвой матери, которая каждый день умирала в поезде, и которая не хотела ничего другого в последние несколько дней её жизни, кроме кусочка сахара, чтобы смягчить горечь жизни среди незнакомцев. Образ моей матери перекрыл мой разум непобедимой силой, которая никогда не подведет. В романе Лилианы Коробки нет ничего непобедимого, все пропитано уязвимостью, но и эта уязвимость в худшие времена облагораживает и спасает.

Когда люди умирают, оставшиеся в живых радуются. Радуются, что им, может быть, что-то да станется от умершего.

Читая роман мне было тревожно осознать ту часть истории, в которой насилие было постоянным, и люди адаптировались к неписаным законам выживания в ничтожно короткий промежуток времени. Вот как легко, как мучительно легко человечество может обратиться к примитивизму!
Как легко Анна могла впасть в инстинктивность, которую знают многие потерянные люди, одержимые собственной виной своими собственными сожалениями! Но она, спасает свои эмоции, и жестокие эмоции,  и любовь, которую она испытывает к своей матери, к Евгению,  к подаренному ей Коту,и к слабым существам вокруг нее. Только в момент смерти её матери Анна переживает момент восстания, нерешительности, но затем она действительно испытывает чувство справедливости, превращая ее в глазах маленькой девочки, все еще зависящей от ее корней в (почти) независимой женщине, но обладающей совестью. "Как ты ешь хлеб, поднятый из костей мертвых?" Анна задается вопросом, когда она просыпается, ожидая, пока кто-нибудь умрет, чтобы съесть его хлеб в том вагоне депортированных, и это внезапное открытие чувств человечества пугает и пугает нас, потому что она приходит с осознанием того, что она сама была в шаге от одичания.

Конец пути - это роман, раскрывающий огромную правду, а именно ответ на вопрос (что такое) выживание в наши дни? И в те дни.  Что на самом деле означает пытка? О чем мы сообщаем, когда жалуемся, что голодны, хотим пить, потому что всё сохнет в нас не только в горле? Вопрос: Мы люди палачей или их жертвы? Что и кто мы? Действительно ли мы верим во что угодно, что бы то не было? Единственную еду мы получаем кусок хлеба с рыбой. Но, рыба Иисуса не была соленой, и люди которые получали ту еду никогда не стонали.

Я умерла, я умерла с каждым дорогим человеком, который оставил меня, и теперь смерть больше не пугает меня, мне больше не больно.

Жизнь Анны Блажински - это набор потерь и поисков, ударов, которые она получает.  Более важная, чем историческая реальность, которую изображает Лилиана Коробка, мне показалась что эта внутренняя борьба Анны, крик, который отчаянно пытается вывести из себя, найти свой путь назад к тишине. С этой точки зрения, милашка существо строится между герметичной вселенной жизни - фургоном человеческого скота и иллюзией бесконечной свободы, с которой завершается путешествие на том проклятом поезде. Я немного заплакала, тяжесть неба была ошеломляющей, как будто нас посылали туда, на край света, в конце дороги, чтобы держать небо на своих плечах, чтобы поддержать его, чтобы оно не рухнуло, не согнулось, не смирилось от такого величия и чудо перемен...

Вагоны для вывоза скота, пропитанные воздухом мертвых, криками от голода, и от унижении признаний необходимости сделать свои физиологические потребности, имеет свой эквивалент в пустой пустыне. Депортированные из цивилизованных местах прибывают в конце железной дороги и на короткое время получают ложное освобождение, потому что свобода в их случае, может быть такой же извилистой, как и плен. И Анна чувствует  привязанность к этому чуду, к этому свету, к этому бесконечному такому бытию и погибели, потому что, кто наш величайший судья, если не бесконечные небеса? Это она так говорила... И когда кажется, что нет предела между небом и людьми, вопль зла молчит, но они чувствуют свое присутствие.
 
Конец дороги - это реалистический роман, раскрывающий огромную правду, а именно ответ на вопрос (что такое) выживание в наши дни? И что  означает героизм? И что  такое пытка? О чем мы сообщаем, когда жалуемся, что голодны, хотим пить хотя бы глоток воды. Мы люди палачей или их жертвы? Что, и кто мы? Действительно ли мы верим во всем что угодно, что бы это ни было? И мы получаем весь хлеб с слишком засаленной рыбой. Но только рыба Иисуса не была соленой, и мы никогда не стонали.

"Я умирала,  умирала с каждым дорогим  уходящим из жизни человеком, который оставил меня, и теперь смерть больше не пугает меня."

Жизнь Анны Блажински - это набор потерь и поисков, ударов, которых она получала, казалось бы, и смирилась, когда ее душа, на самом деле маялась. Более важная, чем историческая реальность, которую изображает Лилиана Коробка, мне показалась внутренняя борьба Анны, крик души, который отчаянно пытается  найти свой путь -назад к тишине.  Я немного заплакала, тяжесть неба была ошеломляющей, как будто нас посылали туда, на край света, в конце дороги, чтобы держать небо на своих плечах, чтобы поддержать его, чтобы оно не рухнуло, не согнулось,  от такого  чудо перемен.

Тюрьма в вагоне, пропитанном воздухом мертвых, криками голода, унижением человеческого достоинства и физиологическими потребностями, имеет свой эквивалент в пустой пустыне. Депортированные прибывают в конце железной дороги и на короткое время получают ложное освобождение, потому что свобода в их случае может быть такой же, как и плен.
Удивительно, но роман Лилианы Коробки, хотя и представляющий суровую реальность, заканчивается примиренной, оптимистичной нотой, когда Анна в возрасте 90 лет ждет его (я не буду раскрывать природу этого ожидания) ждет Евгении, символа её детства, объединяющего любовь во времена чумы. Хотя время неоспоримо, я не смог сформировать образ мальчика, который затем превратился в 90-летнего Евгения. Я закончила книгу с горькой улыбкой, представляя, как одиннадцатилетний ребенок приезжает к Коту с бродячими волчьими волосами в  безмятежном спокойствии, как победитель смерти, и как вечный пассажир по жизни - общение двух жизней, окончательное примирение Анны с ее собственной судьбой.

И в конце угадайте еще: Что это? Чем длиннее, тем короче.
 - А это жизнь, будет ответ.

Автор романа, Лилиана Коробка родилась в 1975 году в Бессарабии (Молдова), где она училась, а сейчас живет в Бухаресте. Дебютировала в 2003 году, и опубликовала несколько романов, в том числе «Киндерленд», переведенных на несколько языков мира. Она интенсивно работала исследователем цензуры в коммунистической Румынии, написав несколько книг и на эту тему. Она также опубликовала научные тома о коммунистической цензуре, литературном изгнании и депортации своих земляков в Сибирь.

Лилиана Коробка - Конец дороги. Издательство "Polirom" (2018 год), 336 страниц.

Прошу прощения, ибо этот текст еще не в окончательном варианте. Я просто слишком сильно спешил и поставил его на сайт...

И еще, мне кажется, что если я напишу другой роман на эту же тему, то, сделаю еще лучше чем Лилиана Коробка, хотя она, является один из самых читаемых молодых писателей Румынии и Молдовы.
Как знать? Надо взять и написать и тогда, будет видно.


Рецензии
Вы уделили внимание только главе о депортации. Но в книге имеется и глава о современности, о жизни тех же бывших среди остальных людей, которые не испытали на себя все горе выселения из родных мест. В романе интересно высвечивается и жизнь после 80 лет и 90 летних. Имеем и картину жизни из 90 годах прошлого столетия до сегодняшних дней. Мне кажется и об этом следует сказать кое что.
С теплом,

Виктор Караман   03.01.2019 14:51     Заявить о нарушении
Верно. Прабабушка говорит, что ее кропотливые воспоминания пронизаны лучами света, потому что история имеет силу, история отбрасывает нечистое, но также изгоняет смерть. Основанный на реальных свидетельствах, роман Лилианы Корбка - это путешествие в темноте с ужасными событиями , в которых только в последний момент мы обнаруживаем, что находится в конце пути.

Валериан Чобану   03.01.2019 18:23   Заявить о нарушении
Сегодня- завтра дни траура. Дни в которых депортировали невинных людей, высаживали в поезд и давай до Байкала, до Урала...

Виктор Караман   05.07.2019 10:17   Заявить о нарушении
Я бы написал что Лилиана Коробка родилась в 1975 году в бывшей Советской Молдавии, так её знали а теперь просто (Молдова), где она училась, а сейчас живет в Бухаресте.
Знаю даже село и район! Кэлэрашь район и село... забыл.

Виктор Караман   05.07.2019 10:21   Заявить о нарушении
Необходимо добавить что, Лилиана Коробка - выпускница филологического факультета Государственного университета Молдовы (1992-1997), имеет докторскую степень в области литературы и языка в Бухарестском университете (2001). Была научным сотрудником в Институте истории и литературной теории им. Калинеску "в Бухаресте (2002-2011). Является редактором, румынским экспертом по изгнанию и исследователем в Институте по расследованию коммунистических преступлений и памяти о румынском изгнании. Она опубликовала несколько книг о цензуре.
Она также известна своей литературной работой, являясь плодовитым автором, а некоторые из романов получили награды, а некоторые книги стали бестселлерами. Книги Лилианы Коробки переведены на итальянский [6], на немецкий [7], на словенский. Роман «Год в раю» был переведен Эрнестом Вихнером под названием «Ein Jahr im Paradies» (Штутгарт, 2011). Она получила стипендии и стажировки в Германии, Австрии, Польше, Франции. С 2007 года она является членом Союза писателей Румынии [8], с 2017 года - членом PEN Club România.

Валериан Чобану   08.07.2019 09:13   Заявить о нарушении
Я черпал эту информацию из http://ro.wikipedia.org/wiki/Liliana_Corobca

Валериан Чобану   08.07.2019 09:15   Заявить о нарушении