Викинги, размышления о добре и зле

Давно так не переживала за героев фильмов, как это произошло со мной, да и со многими зрителями, в случае сериала "Викинги". Сам создатель фильма признался, что это фильм о душе, то есть о битве добра и зла. Средневековая Европа показана в тот самый момент, когда зарождались будущие государства и шло расселение викингов по земле. Следовательно, на стороне добра стояли те правители, которые мыслили государственно, хотя и многим пришлось заплатить слишком высокую цену за свою политику. Например, королю Уэссекса, дедушке Альфреда Великого, пришлось обмануть викингов и вырезать их мирное поселение, землю которого они заслужили своей пролитой кровью в борьбе с правителями Мерсии. Тем самым король предал своего друга, Рагнара, за что последнему пришлось расплатиться в конце его жизни. Да и сам король (уж извините, он умер много серий назад, поэтому имя его подзабылось) тоже в конце жестоко расплатился за своё политическое решение, назовём это предательство так: ему отомстили дети Рагнара.

И всё же язык не поворачивается отнести короля Уэссекса к злым героям. Он думал о будущем своей страны, которая будет названа Англией,  поэтому ему приходилось принимать такие жестокие решения. Да и его раскаяние перед смертью, дружба с Рагнаром и с Эдельстаном говорит о том, что он всё же стоял на стороне добра.

Давайте перечислимые тех, кто в сериале стоят на стороне добра. Прежде всего, это сам Рагнар. Всю первую половину жизни он, безусловно, стоял на стороне добра. Но во второй половине жизни Рагнар уже не такой сладкий паинька. Подсел на наркотики, убил китаянку, да и вообще военное счастье от него отвернулись. Думаю, это произошло потому, что он был хороший воин и хороший человек, но плохой правитель. Он не думал о том, чтобы сделать Норвегию государством. Фактически с уровня викинга завоевателя, викинга-убийцы он так и не поднялся. Своей властью ради становления норвежского государства он так и не воспользовался. Поэтому конец его жизни был ужасен. При всей нашей симпатии к Рагнару, за ним стояло слишком много невинно пролитой крови, и сам этот путь викинга, путь постоянных завоеваний, войны ради войны, был обречён.

На стороне добра стоят также Лагерта, Эдельстан, Флоки,  Бьёрн Железнобокий, епископ Хэхмунд, король Альфред, Убо, и в начале своей карьеры стоял Ивар, младший и самый преданный сын Рагнара. В дальнейшем Ивар встал на сторону зла, и автор хочет показать, каким злом является самообожествление, ещё одна беда авторитарных правителей.

Есть также и нейтральные персонажи, такие, как принцесса Аслауг, конунг Харольд Прекрасноволосый, будущий король государства Норвегии. Они враждуют с главными положительными героями не потому, что злы, но потому что так складываются обстоятельства. Например, ярл Борн, который умер мученической смертью, а хотел быть союзником Рагнара и был бы им, если бы не вмешался ещё один злодей, бывший конунг, место которого занял Рагнар. Ну а что касается Харольда, то Лагерта присматривалась к нему как к мужу и союзнику, так как была вдовой. Она даже переспала с ним, но так как Харольд был ни то ни се, ни добро, ни зло, она не стала заключать с ним брак и союз, поэтому Харольд переметнулся на сторону Ивара, то есть зла.

Лично у меня к нему как у зрителя не возникло ни симпатии, ни антипатии. Сюда же можно отнести и одного из сыновей Рагнара, Хвитсерка, который на данный момент пока никак себя не проявил, и ярла Кальфа, которого Лагерта убила в день свадьбы. Вроде бы он был и красив, и убил ради неё всех, кто был против неё, но истинного добра в нем так и не оказалось. Не потому ли Лагерта так и не полюбила его? А быть может, ею правил простой расчёт: как всякий правитель, ярл хотел детей-наслелников, а Лагерта больше не могла рожать. Наверное, она подумала, что всё закончится так же, как с Рагнаром: он приведёт другую. Но мне кажется, что Лагерта не была столь расчетливой и хладнокровной, чтобы убивать из чисто корыстных побуждений. Кстати, Лагерта была страстной женщиной, но спала только с теми, в ком видела добро. Переспала с королём Уэссекса, видя в нём не только интересного мужчину, но и глубокую натуру, тянущуюся к добру.

Люди добра тянутся к людям добра, даже если их разделяют страны и религии, вот что хотел сказать автор сериала Майкл Хёрст. Викинг Рагнар дружит с христианином Эдельстаном, и последний ради этой дружбы даже на время становится викингом-убийцей. В этой дружбе и была истина и святость...

Лагерта и епископ Хэхмунд притянулись друг к другу, хотя она язычница, а он не просто христианин, но епископ, человек глубокой веры. Королева Юдит притянулась к монаху Эдельстану не потому, что он был молод и красив, а потому что почувствовала в нём то добро, которого не хватало в ее муже, короле Эдельвульфе. Автор сериала хочет показать, что ради любви к добру женщина может изменить своему мужу, рискуя своим положением и даже жизнью. От этой связи рождается принц Альберт, которого король Уэссекса любит больше, чем своего родного внука, потому что он видит в нём добро.

Добро становится над странами, религиями и политикой, если это действительно добро. Король Альфред принимает у себя беглых викингов и ставит их на службу не потому, что ему это выгодно. Какая польза от всего четырех человек? Прежде всего он чувствует в них добро. Его дед дружил с Рагнаром, и эти люди были связаны с ним не только узами родства, но также и узами добра.

Теперь поговорим о злодеях сериала. Главный злодей, конечно, Ролло. Рагнар мог бы убить его ещё за первое предательство, но он простил своего неверного брата, подкупив говорителя закона золотой монетой. Далее Ролло вроде бы встал на сторону добра и помогал семье Рагнара в трудных обстоятельствах преследования со стороны ярла Харольдсона, мужа Сиги, и ярла Борна. Но, как сказала о нем Лагерта, это был хороший воин, но плохой человек. Как только ставки повысились, и на горизонте оказалась власть, он совершил чудовищное предательство.

Но... Для викингов предательство Ролло было плохо, а для французов - хорошо. Франция обезопасила себя от викингов, да и для Рагнара пришло время заплатить по его кровавым долгам. Если бы не Ролло, ему бы до конца жизни пришлось бы грабить и убивать, что хорошо для воинской славы, но плохо для кармы. Так что и злодеи тоже бывают полезны истории.

Есть ещё и второстепенные злодеи, о которых в ходе сериала мы уже почти забыли: это ярл Харальдсон, муж Сиги, который не даёт дорогу Рагнару и попутно совершает ещё много мерзких дел, таких как убийство мальчика, продажа своей дочери в жёны старику и т.д. Это и второй муж Лагерты, который дал приказ избить её и хотел прилюдно унизить. Она ранит его ударом ножа в глаз, сторонник Лагерты добивает его, и после этого она становится ярлом. Это и конунг-предатель, который хотел убить сыновей Рагнара, после расправы с которым Рагнар стал конунгом. Это и Маркус, который ненавидит семью короля Уэссекса и мнит себя низаконнорожденным сыном Рагнара. Второстепенные злодеи нужны в фильме для развития сюжета. Их не жаль, когда они умирают, а вот если кто-то погибает со стороны добра, то мы, зрители, печалимся об этом, потому что уже успели их полюбить. Очень жаль было прощаться с епископом Хэхмундом, который по силе духа чуть ли не главный герой фильма.

Пока что, на конец 2018 года, нам показали 15-ю серию 5 сезона. К этому времени Ивар, обладавший мощным интеллектом и духовной силой, прочно насадился на крючок зла. Даже прорицатель отвернулся от него, отказавшись признать его Богом, за что и был убит. Вначале мы сочувствовали этому мальчику-инвалиду, который, единственный из всех сыновей Рагнара, простил отца при жизни и отправился с ним в Уэссекс. Но ум сыграл с малышом плохую шутку: парень стал заносится и требовать абсолютной власти. Будучи самым младшим братом, он поднялся против старших. Далее началась игра с его обожествлением, начатая бывшей рабыней, а потом женой Фредис. Ещё ничего не сделав в своей жизни, Ивар уже провозгласил себя Богом. Принёс в жертву невинного человека, выдавая его за Лагерту, убил прорицателя. Получается, что Лагерта олицетворяет в сериале главное добро, а Ивар - главное зло...

В Исландии, открытой Флоки, тоже происходит битва добра и зла. Убийство проникает и на эту землю богов... И, как всегда, убийство одного человека - это трагедия, а убийство многих на войне - это что-то вроде кровавого спорта. Викинги не могли жить без убийства, и дело не в том, что их земля была неплодородной, и поэтому приходилось воевать за другие земли. Война была смыслом жизни викингов, и вместо того чтобы создавать собственное государство, они разрушали чужие. Пока это разрушение побуждало другие страны сплачиваться, чтобы защищаться, викинги были нужны истории, так как двигали её вперёд. Как только это стало уже не нужно, как раз в 10 веке, викинги приняли христианство и перестали существовать как викинги. Они сыграли роль катализатора в химической реакции становления молодых европейских государств. Русь тоже призвала викингов для управления собой, так как в стране царил хаос и не было единого управления. Но это уже история и политика, а мы с вами говорим о добре и зле...


Рецензии