Инструкция Выполнять инструкции

ТОСКА по ОТВЕТСТВЕННОСТИ

И опять я пытаюсь  добиться ситуации , где мне принадлежит полнота ответственности за порученное дело. Кажется впервые после времен СССР. В Америке мне это не удавалось. Наш последний разговор с моим Американским коллегой был как раз на эту тему. Он не мог понять или принять эту концепцию. Ведь это не собственный бизнес-это организация .... “I am not a boss-I am a horse” фраза которую он любил повторять и за которую упорно держался. Она жила в нем с раннего детства. Научили родители. Он не понимал, как могло быть по другому. И ведь так и было. Те кто не начальство , делали и говорили только то что нужно было делать и говорить. Он не верил, что в Союзе даже на низкой позиции я была полностью ответственна за то что делала. Другая крылатая  и популярная фраза  «Я ничего не знаю-я здесь только работаю»
Система не давала  возможности  четко определить права и обязанности за порученное дело и нести за них ответственность. Четкость и определенность в Америке не приветствуется. Любые попытки в этом направлении клеймятся черно-белым мышлением. Нужно учится лавировать держа нос на ветру. На это уходила основная энергия работающих-на внутреннюю политику.
В организациях где я работала похоже что  главная цель была поддержание самой Системы ,где работник  предполагается как участник какого-то воображаемого конвейера и должен  делать только ограниченную операцию в заданном режиме и данными инструментами…..Инициатива и умственная деятельность естественно не приветствуется и критическое мышление  наказуемо. Главное-это делай как сказано и думай как сказано  (приказано)
Где-то похоже на Любавичей , той части иудаизма, которая служит Б-гу через умственную активность. Другие части служат через веселье или скромное поведение или другие стороны человеческой жизнедеятельности . Конечно Любавичи привлекают думающих людей, но всё оказалось на самом деле по-другому
«Наши рабаи уже всё исследовали и всё проверили, поэтому задача простого человека это выполнять, что сказано и не задавать неположенных вопросов»

ДОНОСЫ это наше ВСЁ

Такими же установками была пропитана наша рабочая обстановка. «Follow the orders!”  Этому положено учить  наших интеллектуально неполноценных клиентов в первую очередь-послушанию . Выполнять указания. То же относилось и к нам-работникам . Следуй указаниям.  Обстановка  должна была быть прозрачной, где все контролируют всех , что обеспечивается доносами друг на друга. Я слышала как-то проходя мимо офиса как учили доносить моего сотрудника. Мне тоже супервайзер предлагать стучать на сотрудников и не понял, почему я резко отказалась. Ведь это же для пользы дела. Система Доносов работала здорово. Однажды я взяла в кухне печеньку для клиента. Присутствующие  товарищи сразу обеспокоились так как была дана инструкция этому мальчику мучное не давать из-за лишнего веса. Я объяснила что использую печеньку только в критической ситуации если такая случиться. Ребенок может остановиться среди дороги и отказываться сдвинуться с места. Мало ли какие ситуации могут произойти на улице и я всегда подстраховываюсь. Подробно объяснила и пошла. У выхода меня остановил супервайзер и стал аккуратно допрашивать не взяла ли я печеньку……И как они так быстро смогли доложить…..добросовестное выполнение инструкции

ПАРТИЯ СКАЗАЛА-НАДО, КОМСОМОЛ ОТВЕТИЛ-ЕСТЬ

Самый запоминающийся донос на меня был на тему  счастья. По политически-финансовым проблемам у меня отобрали мою фото-группу клиентов и отдали другой сотруднице. У неё естественно не получалось и она подсела ко мне с жалобами на жизнь. Хотя  своей новой группой я была довольна, но и старую было очень жаль и естественно у меня тоже было недовольство . Вместо того чтобы ей посочувствовать чего она вероятно ожидала,  я по обыкновению предложила выход-пойти к более высокому начальству и предложить идею –мы с ней объединяем наши группы и работаем по новому.
Через какое-то время местное начальство вызывает меня «на ковер» и интересуется моим внутренним состоянием «Мы слышали, что ты не очень счастлива на рабочем месте!». Я удивилась скоростью распространения информации  и сказала, что моё внутреннее недовольство никак не сказывается на качестве моей работы. Если у них есть претензии к работе, то лучше бы это пообсуждать. Начальству предложение не понравилось и оно возразило , сказав, что хотя делаю я хорошую работу, но если бы я чувствовала себя счастливой на рабочем месте, то я бы делала работу лучшего качества»
И возразить вроде нечего-я пообещала постараться чувствовать себя счастливой-«возражать начальству-это всё равно что плевать против ветра» говорит народная мудрость

СИСТЕМА  ЗАБОТИТЬСЯ и СЕБЕ

Однажды в прессе появились статьи на тему абьюза детей-инвалидов. Система отреагировала созданием новой организации которая будет контролировать уже существующую организацию. Новая организация проделала огромную работу , создав множество новых  инструкций  которые нужно  было выполнять. Если работник украл с рабочего места что-то стоимостью до 100 долларов, то сообщать нужно было в старую организации, а если свыше 100, то в новую.
Если на смене кто-то из работников совершил абьюз (и определение абьюза было неясным и  расплывчатым) то все, кто работал на смене (а это около 10 человек) должны были позвонить в новую организацию и доложить о том, что произошло . В Союзе бы было очень смешно от таких инструкций и у меня чесался язык от уточняющих вопросов, но американские коллеги (молодые ребята) смиренно сидели и внимательно слушали. На собраниях я обычно забивалась в уголок и старалась не хихикать и «держать адекватное лицо». С годами привыкаешь к идее, что всё имеет смысл даже если кажется что всё против здравого смысла….с годами привыкаешь не думать, а только «Исполнять инструкции».
В Системе образования впрочем похожая ситуация. Когда я посещала своих детей-клиентов в их школах и пыталась спрашивать «С какой целью делается это упражнение? А какой следующий шаг?» меня обычно посылали к кому-нибудь выше рангом из чего следовала что учителя там тоже «исполняли инструкции», а смысл их деятельности знал кто-то другой…..а может и не знал вовсе…но это совершенно не важно и никому не нужно. Главное это то, что « мы работаем»


Рецензии