Эпитафия баритону
Его звали не Анатолием Александровичем Мартыновым. Его имя - Владимир Иосифович Марцинковский. Его судьба совсем не похожа на то, что я написала о нем в романах. Если когда-нибудь я рискну исполнить его просьбу и перенести на бумагу все то, что он рассказывал мне о себе и своей семье, бежавшей в Советский Союз из Польши еще до войны, то получится самая настоящая трагедия... Трагедия двадцатого века...
Для своего персонажа я взяла только внешний облик и некоторые манеры Владимира Иосифовича - его характерную, очень мягкую манеру обращения с женщинами и его привычку устраивать за праздничным столом великолепные концерты.
Он был совершенно таким, каким я его описала - высоким, красивым, немного полноватым (скорее, просто плотным), внешне напоминающим режиссера Станислава Говорухина, и очень-очень-очень обаятельным и трогательным.
Он действительно был отличным бухгалтером, финансовым гением, способным разрулить любую финансовую проблему и убедить любого налогового инспектора или аудитора в том, что тот неправ. Я работала с ним и не один раз видела, как изящно, элегантно и легко он это делал.
Он действительно был великолепным педагогом. Я училась у него, а потом, по окончании курсов, была приглашена им на вакантную должность бухгалтера в том бывшем институте, где он тогда возглавлял бухгалтерию.
Это меня, а не вымышленную Ниночку, Владимир Иосифович называл своей самой любимой ученицей...
Он действительно называл всех женщин "лапоньками", а свою супругу, полковника милиции Раису Мироновну - "солнышком".
Он не был алкоголиком, но выпить очень любил, и под рюмочку с хорошей закусочкой обязательно устраивал настоящий застольный концерт. Голос у него был вполне оперный - баритон, хорошо поставленный опытным педагогом, - ссыльной преподавательницей Ленинградской консерватории Коровиной.
А вот репертуар у Владимира Иосифовича был гораздо шире, чем у баритона-алкоголика Анатолия Александровича. Ему не нужно было думать, что петь - мы сами просили его исполнить тот или иной музыкальный номер.
К счастью, голос Владимира Иосифовича сохранился до глубокой старости. Он, в отличие от персонажа, никогда не хрипел, не икал и не выл. Он пел до глубокой старости. Даже в возрасте восьмидесяти восьми лет он, хоть и тяжело, но все еще пел, и пел вполне профессионально.
Представьте себе, у меня остались его записи. Для меня его голос не умолк...
Владимир Иосифович опекал меня, как родную дочь. Он жил совсем недалеко от меня, практически по соседству, и домой в те дни, когда он не преподавал, мы ездили вместе.
Это меня, а не вымышленную Ниночку, он водил через дорогу за ручку, как маленькую девочку, хотя мне уже было тридцать и "за тридцать".
Это Владимир Иосифович терпеливо учил меня пользоваться лифтом-убийцей.
Это меня, женщину миниатюрную, но, отнюдь, не хрупкую, при посадке и высадке из троллейбуса Владимир Иосифович легко поднимал на руки и либо ставил сразу на верхнюю ступеньку, либо с верхней ступеньки переносил прямо на тротуар. А, когда несколько лет назад (ему тогда было уже восемьдесят три года) у него не хватило сил меня поднять, он заплакал...
Я проработала с ним чуть больше двух лет, но училась у него еще многие-многие годы, практически до самого своего выхода на пенсию. Он очень любил разбираться в сложных вопросах и настоятельно просил их ему задавать. Наверное, таким способом Владимир Иосифович старался избежать возрастной деградации личности, но так ли это было на самом деле, знал только он сам.
Я много лет знала, что в сложной ситуации я просто задам вопрос Владимиру Иосифовичу и получу, возможно, по прошествии двух-трех дней, ответ, разруливающий любую ситуацию к полному удовольствию моего руководства.
В последний раз Владимир Иосифович был у меня в гостях в 2017 году. Ему ходить было уже очень тяжело, но вариантов не было - я тогда после болезни заново училась ходить.
Мы болтали целый день. Я редактировала его статью, а он рассказывал мне о своей семье и пел. В свои восемьдесят восемь лет он пел уже тяжело, но не хрипел и не икал, а именно пел мою любимую "Санта Лючию". А еще он, увидев, как тяжело мне дышать, старался научить меня певческому дыханию, которое, как он полагал, облегчит мое состояние...
В тот день Владимир Иосифович попросил меня каким-либо образом написать о нем. Очень уж ему хотелось, чтобы его не забыли. А когда я сказала ему, что он давно уже стал моим любимым персонажем, старик заплакал от радости...
Не думаю, что он прочел то, что я написала - с компьютером он "не дружил"...
Я могу рассказывать о нем еще очень-очень долго, но не буду этого делать. Возможно, со временем, у меня хватит сил душевных на такие воспоминания, а сейчас пока не могу - больно...
Я знаю - у Бога нет мертвых. У Бога все - живые. Все ушедшие от нас сейчас живут там, за гранью нашей жизни.
И я прошу: "Господи, прости и отпусти Владимиру Иосифовичу все его грехи! Помилуй его и спаси! И сотвори ему вечную память!"
Пусть Владимиру Иосифовичу "там" будет хорошо... Пусть он "там" будет счастлив...
Свидетельство о публикации №219010101568
Уже нет Раисы Мироновны. И мы с Аней, его младшенькой от неё, теперь разбросаны по разным сторонам света: она в Израиле, я - в Америке.
Я согласна с вами: умерших нет, просто те кто перешли в тот мир, для нас не видимый, просто прибывают в другом измерении. И уверена , что папа, будучи человеком светлым, получил Божью Благодать. Спасибо вам!!Здоровья!!!
PS: Вот тоже неожиданно для себя начала писать. И выставляю свои произведения тут на сайте. А вот о папе - ещё ни как. Пока болит. Давайте не теряться. Я теперь Tatiana DiSiena http://www.facebook.com/tatiana.disiena
Татьяна Марцинковская 24.09.2021 01:36 Заявить о нарушении