Инфаркт миокарда

В стихотворении Бродского "Bagatelle" есть потрясающее описание неуютного состояния, которое испытывает человек, страдающий  болезнью сердца:

Вечер липнет к лопаткам, грызя на ходу козинак

В стихотворении описаны не только жара, сухость, дискомфорт в груди и лопатках, но и вздымающиеся валы музыки под тонкими пальцами Елизаветы Леонской, вжимающие в кресло как в самолете. Проверка освещения салона и экранов перед взлетом. "Боинг" самодиагностируется, идет на сближение и не боится зайти на второй или даже третий круг. Большое произведение, продуманное от начала и до самого конца.

В стихах все это происходит жарким июльским вечером, хотя мы обычно ходим в филармонию зимой как будто по блокадному насту и в валящийся снег, и мужчины снимают калоши, а женщины переодевают туфли - есть в этом что-то аристократическое и одновременно советское.

Первое гениальное описание стенокардии у Бродского было еще в практически юношеском "Песни счастливой зимы", когда эта боль была слабее:

Значит, это весна.
То-то крови тесна
вена: только что взрежь,
море ринется в брешь

Потом в стихах бесчисленное число раз предсказывались и переживались инфаркты ("Натюрморт", "Осенний крик ястреба", "Fin de siecle", "С натуры", "Корнелию Долабелле"). До тех пор пока мрамор окончательно не сжал аорту. И когда это произошло в январе 96 года, не было предчувствий или вещих снов (вот и верь после этого предчувствиям и снам!), не было спешащей на вызов по снежному насту "скорой" (такой белой, что на фоне снега видны только красные полоса и крестик). Просто произошел взрыв - будто лопнула натянутая капроновая струна - и удар об пол.


Рецензии