Мавр сделал свое дело...

- Геннадий, привет. Это Евгений Бородулин звонит. Жив, здоров, а то мы с тобой лет восемь не виделись? У меня к тебе дело на миллион. Причем, с выгодой для тебя. Поэтому нам надо встретиться и обсудить, – все это было произнесено хотя и скороговоркой, но четко, без ожидания ответа на вопрос, и тоном – отвергающим возражения.
Зная, что тот, с кем он сейчас разговаривает, просто так не позвонит, и не отвяжется, – Геннадий Ильин дал согласие на встречу. Она состоялась вначале на улице, а затем переместилась в ближайшее кафе, где Бородулин распорядился принести что-нибудь перекусить. Добавив, уже обращаясь к своему школьному товарищу, известную присказку: кто заказывает музыку – тот и платит.
Когда официантка, выполнив просьбу, удалилась, Евгений начал без обиняков.
- Я хорошо помню, как в школе тебя уважали одноклассники за порядочность, прямоту и за то, что ты был готов всегда кому-либо помочь. Теперь- помоги мне. От случая к случаю я следил за тем, как у тебя идут дела. Знаю, что после института ты работал в проектном бюро. Потом, когда захромала экономика и закрылось твоя фирма, ты подался в бизнес. Как слышал, дела у вас с компаньонами не пошли и вы тоже обанкротились. Теперь, по моим данным, ты работаешь в товариществе «Бирюза» у этого скупердяя Мамырова и вы торгуете мебелью. Я предлагаю тебе партнерство со мной, и ты станешь получать в три раза больше, плюс премия, если возрастет прибыль.
- Что я должен делать и почему ты обратился именно ко мне? – Геннадий внимательно стал рассматривать собеседника.
Тот, проигнорировав эти «гляделки», продолжал рассказ так же методично и напористо.
- У меня есть свое частное предприятие, которое занимается поставкой в наш город дверных блоков в комплекте, сантехнических и электротехнических изделий. Меня это устраивало, но недавно я был  приглашен на работу в администрацию города. И теперь, как ты понимаешь, став госслужащим,  по закону не могу заниматься бизнесом. Поэтому, мне нужен свой, надежный человек, и я выбрал тебя на должность директора и владельца этого товарищества.
- Как владельца? – Ильин даже опешил. – С чего бы это такая щедрость? Тем более, что мы с тобой не были закадычными друзьями.
- Правильные вопросы, – Бородулин довольно хмыкнул. – Соображаешь. А я тебе ничего и не дарю. Ты просто будешь работаешь вместо меня и под моим контролем. Получая за это приличную зарплату и, как я уже сказал, премию. Я переписываю на тебя свой бизнес, точнее – как бы передаю его тебе в аренду на определенный срок. Ты возглавишь фирму и начнешь поставлять в город, как самостоятельный предприниматель, столярные и прочие изделия для ремонта квартир. Что и как делать – я подскажу. В ответ на это благо для тебя – даешь мне расписку о том, что занял у меня три миллиона рублей и обещаешь вернуть их по первому требованию. Это для того, чтобы у тебя не появился соблазн меня обмануть и увести деньги в сторону и присвоить фирму. Ты – ничем не рискуешь. Работаешь, как работал прежде, но  уже в новом  качестве, и повышаешь благосостояние своей семьи, а так же уровень личной компетентности в бизнесе.
- А если у меня не получится? – Геннадий произнес это с ожидаемой опаской за перспективу.
- Я же сказал, что буду контролировать! – Евгений  произнес это укоризненно, как говорят несмышленышу. – Вдобавок, у тебя там будут толковые заместитель и главный бухгалтер. Так что – соглашайся!
… И хотя весь этот «бартер» казался Ильину «мутным», он согласился на предложение, и для него началась деловая жизнь. Надо отдать ему должное, он быстро вник в технологию производства и поставки строительных изделий, изучил рынок и новинки этой индустрии, а также партнеров. Да и они оценили в нем открытость и то, что он  держит слово и всегда говорит прямо, если с чем-то не согласен. А, главное, не пытается кого-либо объегорить. В итоге, фирма не снизила показатели из-за смены руководства, и так же исправно завозила в город то, что нужно для строительства и ремонта жилья.
Так как обороты фирмы росли и, естественно, прибыль, то Бородулин свое слово сдержал, и Ильин аккуратно получал премиальные.
Прошел год. Геннадий освоился настолько, что предложил номинальному владельцу бизнеса открыть филиал магазина в соседнем городе этой же области, мотивируя тем, что все просчитал и гарантирует оборот товаров и прибыль. На это наемный управляющий потратил несколько месяцев, переделав выкупленное здание, а затем обустраивая там магазин. Тот, надо признать, быстро завоевал популярность населения ассортиментом и ценами, несмотря на конкуренцию родственных торговых производств.
Оценив такой разворот бизнеса, Бородулин, каждый раз встречаясь с Ильиным, покровительственно хлопал его по плечу и довольно произносил:
- Нет, не ошибся  я в тебе. Умею я видеть людей насквозь и распознавать их качества. Молодец, Геша, мы с тобой еще не то закашеварим!
…Но, «кашеварить» Ильину пришлось в одиночку. Сначала Евгения послали учиться на какие-то трехмесячные курсы. По приезду, он ушел в отпуск, и укатил с семьей на отдых в Турцию. Оттуда, не заезжая домой, – к  какой-то родне в Москву. Поэтому, все решения Геннадий принимал самостоятельно. Одним из таковых стало то, что он открыл при магазине службу сервиса. Покупатель, к примеру, купив дверной блок, ванну или унитаз, люстру, выключатели и розетки мог тут же пригласить для их установки мастеров. Тем самым, исключая их поиск по объявлениям в газете. Новинка обслуживания стала популярной в городе еще и тем, что  клиент мог всегда обратиться с претензией в магазин, если, по его мнению, ему что-то сделали не так. И брак тут же исправлялся.
…Обо всем этом Бородулин узнал, когда вернулся после отдыха в город. Он тут же заспешил в магазин, вникая во все перемены Ильина. Покинул универсам он со смешанным чувством удовлетворения тем, что бизнес развивается, и какой-то тревогой. Это ощущение не ушло даже тогда, когда он приступил к работе в администрации и окунулся в текущие дела. Евгений пытался понять, что его «гложет» и, в конце концов, – нашел разгадку. Ильин становился неуправляемым и чересчур инициативным для своей роли. Он начал действовать, как фактический хозяин фирмы.  Подобное – не только не входила в расчеты Бородулина, но и, как он разумел, создавала угрозу его бизнесу. Поэтому, было решено «сменить коней на переправе».
…Утвердившись в этом, Евгений появился в магазине и  без объяснения сказал школьному товарищу:
- Я разрываю наше соглашение и вновь становлюсь владельцем магазина. А, скорее всего, найду тебе замену. Сегодня же давай оформим все документы.
…Хотя сообщение было неожиданным и неприятным, Геннадий сдержал эмоции и лишь четко произнес:
- Сначала ты вернешь мою расписку. Иначе я по-прежнему буду руководить фирмой.
…Бородулин с интересом посмотрел на своего бывшего одноклассника, поднаторевшего в бизнесе, затем хмыкнул и картинно приложил ладонь ко лбу, изображая провал памяти. После чего раскрыл папку, достал расписку и передал ее Геннадию.
Сразу же возникла пауза, которую прервал Ильин.
- А я теперь куда? У меня сын собрался жениться, и я хотел ему купить квартиру, но еще не накопил требуемую сумму…
…Словно, не слыша о сыне, и квартире, Евгений куда-то в сторону сказал:
- Домой, Геша, домой пойдешь. Спасибо за службу. Теперь я уже как-нибудь сам справлюсь. Не могу я тебя оставить в фирме, так как ты познал вкус денег. И, чтобы возместить то, что имел и чего желаешь, – наверняка начнешь приворовывать. Мне этого не надо. Я тебе и так дал возможность заработать. Так что мы – в расчете.  К тому же, ты должен знать присказку: мавр сделал свое дело, мавр может уходить.
Сергей Александрович Горбунов


Рецензии
Да, права поговорка: дружба дружбой, а денежки врознь; доверяй, но проверяй; по себе людей не судят - вот сколько поговорок на ум пришло по прочтении Вашего рассказа, Сергей. Хороший рассказ, поучительный, хотя, мне «мавра» жалко, но талантливый человек и в жизни не пропадёт. Спасибо, Сергей Александрович. С теплом,

Людмила Алексеева 3   06.10.2019 16:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.