Первый А. Часть первая. План-набросок

                А я вспоминаю, как солнечный свет – горизонтальный,
                почти что нежаркий – перед зимой шлёт осенний привет,
                стволы освещая и голые парки. А тени так долги, деревьев
                длинней; газон изумрудом травы зеленеет, и мохом оделись
                начала корней... Ах, эти начала, они все виднее!..

Здравствуйте, мои дорогие одноклассники!
 
В данном виде - план-набросок о нашем 1Оа классе с момента его появления.

Верю, что наши коллективные воспоминания с вашей помощью превратятся в восточные орнаментальные фрески, поэтому надеюсь, что вы допишите, дополните, поправите, проследите за точностью описываемых событий из нашей общей  школьной (и не только) жизни, выскажете свое мнение. Почему  это интересно сделать, думаю,  вы и сами это знаете… (п.10)

1. Мы пошли в школу 1 сентября 1979 года. Почти все ребята 1а, за редким исключением,  жили в одном микрорайоне, между улицами Федина, Маяковская, проспектами Профсоюзов и Правды, в районе всем известного базарчика на Маяковской и магазина «Русская кухня». Вдоль улицы Федина тянулась железная дорога, за которой была совхозная роща, и откуда открывался потрясающий вид на горный массив Гисарского хребта - от железной дороги были видны и ледяные вершины, покрытые вечными снегами, и сине-серые скалы и зеленые (цветущие) или золотистые осенние (отцветающие) холмы.

Школа находилась в самом центре микрорайона. Двухэтажное здание, выбеленное  в нежно-розовый, в виде перевернутой буквы Щ, и  все четырехэтажные кирпичные дома, в которых мы жили, были построены  пленными немцами в кон. 50 - нач. 60-х гг. двадцатого века.
На наших глазах  в конце 70 гг. была возведена главная достопримечательность микрорайона – Дворец профсоюзов, монументальное здание, облицованное ракушечником и белым мрамором, с фонтанами.  (Во время строительства которого и много лет потом, все дети микрорайона были обеспечены мелом в виде ракушечника и мраморными битками для игры в классики).

К моменту нашего поступления в первый класс – это уже была  школа с ухоженным школьным садом перед центральным входом, в котором росли ароматные чайные розы, яблони, а на журчащие ручейки-фонтанчики из протянутых труб с дырочками опускались ветви плакучих ив. Из фонтанчиков била, искрясь на солнце, и радовала нас чистая ледниковая вода, которую мы могли пить до бесконечности.

Прилегающий к школе стадион, по бокам  которого возвышались вместо гигантских прожекторов пирамидальные тополя, был и местом спортивных занятий, и местом общешкольных линеек.
Что можно вспомнить о нашем первом звонке, о нашей первой линейке? Осталось только одно воспоминание, как маленькая девочка – Лена С. , похожая на куклу Мальвину, с огромным бантом, из параллельного класса, которая впоследствии будет учиться в нашем классе, рассказывает на бис стихотворение «Ленин и котенок». А толпа движется со стадиона в сторону школы, то и дело останавливаясь: и еще, и еще раз кто-то просит повторить стихотворение,  и девочка уверенно его рассказывает…

2.  Мы пошли в первый класс в год, когда первоклашек было столько, что  было набрано сразу четыре первых класса. 
(здесь надо перечислить всех учителей параллели – помню только Евгению Герасимовну, учителя б класса… )

Кабинет нашего 1 А класса находился на первом этаже в самом конце ближайшего к стадиону корпуса, в котором была расположена и вся начальная школа.
Наша первая учительница – Любовь Семёновна Тупало - опытнейший педагог начальных классов, выучила к моменту нашего поступления  уже ни одно поколение ребят нашего микрорайона.
3. Она встретила нас, первоклашек, приветливо, по-доброму, вселяя в нас с первых моментов нашего появления в школе уверенность, и попросила занять  места в классе за откидными партами. (я села у окна за первую парту, она была  вплотную придвинута к стоящему столу Любовь Семеновны).
Почему-то мне хорошо запомнился наш урок первого сентября – когда Любовь Семеновна попросила разделить тетрадный лист в клеточку на четыре части и нарисовать в  каждой части разные фрукты: яблоко, грушу, арбуз и виноград. Первые два фрукта и арбуз я изобразила очень быстро и даже раскрасила их цветными карандашами.  Но нарисовать виноград у меня не получалось - выходило что-то непохожее: я рисовала палочку, к ней прикрепляла маленькие веточки-палочки и на них сажала кружки – виноградинки. Это был не виноград, а какая-то палка с висящими на ней кружочками. И тут я обратила внимание на рисунок моей соседки – ей оказалась Наташка И. Она соединила все кружочки-виноградинки вместе - как виноград выглядит внешне, не так как было у меня: как присоединены виноградинки к стволу. И у нее получалось очень похожее на настоящую лозу. Хотя я не перерисовала по-наташкиному способу, а оставила так, как у меня было  –  внутреннее строение лозы, я нашла своего первого нового знакомого - одноклассницу, с кем стала потом общаться и дружить.  Оказалось, что жила она в той же стороне от школы, что и я. Ведь нас не забирали из школы наши родители, а мы шли по домам из школы гурьбой, по месту жительства, так и дружили в начальной школе и общались друг с другом  – по принципу «кто с кем рядом сидит, кто с кем рядом живет», «кто с кем был знаком еще до школы».
4. Основная задача, которая стояла перед учителем – научить нас писать, читать и считать. И сделать это так, чтобы не отбить у нас желание ходить в школу. Сначала мы писали в прописях с белой обложкой, которых не было в свободной продаже, и которые нам выдавали в школе вместе с учебниками, а значит, переписать написанное было невозможно. Так как мы делали массу ошибок, и надо было их исправлять, мы стирали ошибки резинкой, иголками или острой бритвой. Помню, в прописи у меня были места, протертые до дырки и заклеенные мамой.
Было очень сложно освоить письменные буквы, но постепенно мы изучали
все соединения, постоянно тренировались и на промокашках, и в тетрадях, у кого-то из нас даже были настоящие чернильные ручки, а если на уроке уставали, то играли в игру - поднимая руки вверх, произносили хором:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем
И писать опять начнем!

Сначала все читали Букварь по слогам, затем переходили к чтению предложений.  Сказки мы знали хорошо, и нам было легче сыграть роль, чем прочитать слова персонажа по книжке, но все-таки приходилось читать.
Потом у нас проверяли технику чтения. Любовь Семеновна включала секундомер, и надо было у ее стола за минуту  прочитать 60 слов или 90, но  некоторые не могли прочитать и 20 слов в минуту.
Чтобы улучшить ситуацию с нашей писаниной и чтением, Любовь Семеновна устраивала соревнования, пристегивала скрепками к нашим тетрадям красные звездочки, если мы получали пятерки, устраивала "Чтение цепочкой", когда каждый из нас читал по одному предложению и надо было всем внимательно следить. И даже как-то объявила нам, что теперь у нас в классе есть своя почетная Ленинская тетрадь. Тетрадь эта была с красной звездочкой, особая, в ней могли писать только те, кто имеет красивый почерк и пишет без ошибок. Отличники могли написать в ней и классную, и домашнюю работу. И что приятно, что такие первоклашки, которые были сами как звёздочки, у нас были – они умели писать идеально, без ошибок и помарок, хотя по возрасту были еще очень маленькими. Некоторые ещё выводили свои каракули еле-еле, а  они уже могли писать в этой Звёздной тетрадке. Особенно мне запомнилась Поленова Марина – наша первая отличница. Жаль, что она перешла из нашего класса, переехав в другой район города. Татьяна А., Света А., Света О., Таня Р. – а потом и Света Б. и Лена С., Ира К. – очень многие ученики класса были с детства внимательными и старательными. И именно, начиная уже с первого класса, о классе начинало складываться мнение как о сильном классе.

5.  Как и у всех других первоклашек, у нас проводились различные интересные праздники. Первый праздник первоклассников – «День букваря». Освоив азбуку, все дружно разучивали стихи, выстраивались в коронах с буквами около доски по алфавиту. Обычно, стихи были связаны с именем и фамилией ученика. Кто помнит, чьи это были стихи?

Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
И теперь он без подсказки
Сам себе читает сказки.
 
Бобер в бору затеял бал,
бобер на бал гостей созвал.
Белочки в флейты дуют,
польку бабочки танцуют,
даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.

6. Нас приучали беречь все вокруг: не только школу - не писать на партах, учебниках, не мусорить на переменах, убирать за собой  в классе,- но и школьную территорию на субботниках.

Кормили нас в школьной столовой, в которую всю начальную школу вход был со двора. Учили нас делиться всем, что мы приносили с собой в школу на перекус. И не только делиться едой – ручками, карандашами, линейками и мелкими деньгами и при особой надобности - одеждой.  Если внимательно присмотреться к нашей фотографии первого класса – виньетке, одни ребята сфотографированы в пиджаке Светы О., а другие – в моей безрукавке.
 
Приучали нас быть дружными. Один раз это вылилось в то, что в очереди за хлебом, которая растянулась от хлебного магазина до магазина, в котором сдавали бутылки от лимонада, к одной из наших одноклассниц вклинились на протяжении подхода нашей очереди к магазину, еще около пятнадцати человек из нашего класса. (стояли Ищ., Руд., Гер., Юр., Ром., Я и др. ) Мы были точно очень маленькие, т.к. очередь не возмущалась, а только радовалась нашей сплоченности, а нам было очень весело!!!

В первом классе всего было по три или четыре урока в день. Между уроками - были перемены. Кто помнит основные наши игры на переменах в трех рекреациях начальной школы: "Три, пятнадцать, десять, двадцать", в которой в порядке очередности все прыгали друг на друга, пытаясь наступить на ногу. Игру в перевернутые ладушки - "Дюба, дюба, дюба, дюба. Дюба - бешенный народ. Как увидит помидоры, сразу лезет в огород. Не ходите дети в лес. Там - ..."

Потом все обедали или в школе или, сходив домой, и оставались в продленку, где делали уроки и начинали играть. В первом классе мы играли очень необычно - забирались в школьном дворе на плакучие ивы вместе с портфелями, и там устраивали штабы. Проникали гурьбой в наш 81 садик, находившийся сразу за школой: сначала перебрасывали через забор портфели, а потом перелезали через забор сами. В садике мы играли командами в маленьких домиках или делали из туй троны. Потом кто-то кричал: "Сторож!" и мы убегали, но потом возвращались снова. Были и такие, кто, как выяснилось, вообще, заигравшись, не доходил домой после школы, и родители вечером его начинали искать, и забирали из садика. Так играли девочки нашего класса.

Микрорайон, в котором мы жили, мы считали  своей собственной территорией. Он был очень зеленый, около каждого подъезда росло большое количество деревьев и вечно-зеленых кустарников-самшита. За каждым домом располагались сплошные полисадники и огороды. Мы называли эти места "задидомами". Каждый ребенок знал, как сократить ему свою дорогу по микрорайону, через какие заборы прелесть, через какие кусты, лазы, шалаши из дикого шиповника пробраться. Знали проходы между всеми гаражами, даже  могли иногда без разрешения перейти железную дорогу и гонять по роще или подкладывать трехкопеечные монеты под проходившие поезда. Дети 80-х были очень свободные и смелые, поэтому нас надо было приучать к определенным правилам.

7. На наших первых осенних каникулах  Любовь Семеновна каждый день нас водила в интересные места: в кинотеатры Дворца профсоюзов, им. Горького, в Хронику, где показывали мультфильмы, устраивала нам чаепития, в том числе на природе  в виде пикника – на поле за нашей школой.
Садились мы все вместе в наш пятнадцатый автобус и доезжали туда, куда нам было нужно. Вожатой нашей в первом классе была Таня Тупало из десятого класса  – дочка Любовь Семеновны и Танина подруга  из ее класса Галина, которая жила в моем дворе. Они помогали Любовь Семеновне смотреть за нами, чтобы никто не потерялся в поездке. Были мы все много раз и в Филармонии, и в Краеведческом музее, с его знаменитыми снежным барсом и  ямой-зиндан, и на Выставке достижений народного хозяйства Таджикистана, где слушали экскурсовода.

7а.
Ребята в классе собрались очень разносторонние – дружные, спортивные.  Физкультуру, как и труд, у нас тоже вела наша первая учительница. Так как у  нас не было отдельного учителя физкультуры в начальной школе, на физкультуре мы маршировали вместе с Любовь Семеновной.  Наша задача была освоить элементы строевой подготовки: построиться сначала в шеренгу, затем в колонну, рассчитаться на первый - второй, первый - второй - третий, суметь одновременно перестроиться, а также научиться маршировать в ногу с речевкой и песней. Наша первая песня, которую мы выучили была:
Мы шли под грохот канонады,
Мы смерти смотрели в лицо,
Вперед продвигались отряды
Спартаковцев, смелых бойцов….
А потом наш класс ходил выступать на конкурс «Смотра, песни и строя» во Дворец профсоюзов.
Воспитание наше было патриотическое, вернее - военно-патриотическое. Мы с детства знали о Великой Отечественной, Первой мировой и Гражданской войнах, о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.  И хотя мы чувствовали себя абсолютно защищенными, нас учили на уроках, как бы в форме игры, как сделать марлевую повязку, правильно надеть противогаз. К этому мы относились по-детски, не серьезно. Хотя нашими любимыми фильмами были "Кортик",  "Бронзовая птица" и "Семнадцать мгновений весны", которые мы всегда мечтали посмотреть от начала и до конца.
 Мы знали, кто такие пионеры, но в первом классе нас приняли сначала в октябрята - мы все носили красные звездочки. А по улице нашей - по Маяковской - вечером и ночью шли колонны танков. Начался ввод советских войск в Афганистан. Ночью, когда шли танки, в воздухе стоял гул, а когда утром мы переходили улицу, на дороге были видны отпечатки от танковых гусениц.Но страшно все-равно не было. Мы приветствовали танкистов, и считали, что они едут в Афганистан, чтобы не дать начаться настоящей войне.

8. Атмосфера в классе в целом была комфортная: интересные уроки и праздники, хорошая умная учительница, талантливые дети. Но был в классе ребенок, совсем, к слову сказать, не ребенок, который вел себя не так как остальные. Нападал неожиданно на девочек из-за угла, пытался срывать уроки, мог чем-то уколоть, незаметно ударить, отнять портфель, задирать девочкам юбки клеш, ну, а сколько он знал скверных, непонятных нам слов, об этом стоит только догадываться. Только с позиции нынешних лет можно понять, почему так всполошились взрослые и учителя. И особенно в то время, когда за мелкие проступки нельзя было выгнать ребенка из школы, особенно из школы «по месту жительства». Даже несмотря на то, что он был из семьи, где кто-то вернулся из мест, не столь отдаленных. Почему он так себя ведет, мы не понимали. Помнится, что папа одной девочки даже пытался Потапова поймать и надрать ему уши, но он быстро бегал и уворачивался, и ему было все равно, в присутствии кого ругаться матом – перед детьми или взрослыми. С папой девочки он начал огрызаться, кричать из-за угла, что позовет своего дядю.

Я дружила сразу в первом классе с несколькими девочками – Таня Попова, Наташка, Оксанка, Галька и др., со всеми, кто жил около моего дома. Меня лично Потапов не обижал – я была выше этого ребенка почти на две головы, но мои подружки мне то и дело на него жаловались. Его дом находился сразу за моим, и он мог беспрепятственно кого-то обидеть вне здания школы, когда мы возвращались домой, и его не видят взрослые. Помню, стоим мы в кружке в нашем классе на перемене, и уже решили напасть на Потапова за его проступки: Наташка сжимает кулаки, показывает, как нужно его бить, решаем окружить его со всех сторон, но окружить неожиданно его было не просто, он был как скользкий увертливый угорь.
Но эта проблема неожиданно разрешилась – Потапов решил забрать документы из школы и покинул наш класс. Так мы все вдруг узнали, что с нами учатся не только маленькие мальчики, но и настоящие наши защитники.
Все началось на уроке физкультуры, потом уже все неслись, не успев даже одеться, к Потапову во двор. Все громко кричали: «Игорь побежал бить Потапова». Наташка и другие девчонки меня торопили,  но у меня не застегивался сапог – колготок попал в молнию, и я долго не могла не расстегнуть его не застегнуть.
В результате, когда я добежала до поворота к своему дому, весь класс  уже расходился по домам, и главную битву первого класса мне не удалось запечатлеть в своем сознании.  Но ее итог был очевиден – ученик зеков навсегда решил покинуть наш дружный класс.
……………….здесь ожидается от Кости и Леши вставка для описания подробностей

8. Конечно, у первоклашек всех четырех классов был первый новогодний праздник в школе вокруг елки с Дедом Морозом. Елку каждый год привозили пушистую, высоченную и устанавливали ее в центре актового зала. Дети всей школы сами приносили шары для школьной елки и наряжали ее. Многие сами изготавливали себе свои костюмы, украшали школу и класс снежинками из белой бумаги, разноцветными цепями из бумаги цветной. Тогда только вышел на экраны фильм «Приключения Маши и Вити», как в этом фильме я представляла, что мы через елку нашу в актовом зале пройдем в сказочный мир. Но этого не происходило, мы водили хоровод вокруг елки, рассказывали стихи и танцевали перед Дедом Морозом.………………дополнение от каждого
Мы мечтали зимой о снеге. Снег выпадал очень редко, и сразу таял, а  мы хотели кататься с горки на санках, на коньках, на лыжах. Мальчишки хотели играть в хоккей. И вот как-то раз нам повезло, и было это в первом классе.  Незадолго до Нового года, за три часа, неожиданно подул сильный ветер и пошел, буквально повалил снег.  Большие снежные хлопья, похожие на мокрую вату, под углом летели на землю в черной ночи.  Быстро  занесло  все дворы, а в Новогоднюю ночь ударил мороз, и земля замерзла .. Настоящая зима с морозами пришла на целую неделю.
Ребята залили каток в бассейне, где проводились жесткие хоккейные турниры "на выживание".
 Многие катались с горки.   Помнится, Наташка зашла за мной в  джурабах,   калошах, чапане и шапке-ушанке. Она  решила мне показать  горку на тротуаре -  у пересечения улиц Маяковской и Федина (вдоль двора у  дома Лёши и Кости). Кто-то ночью видимо успел вылить на возвышающийся в этом месте тротуар ведро воды, превратив его в настоящую ледяную горку. Непромокаемой одежды у нас не было. Сначала мы покатались на санках, но потом разыгрались и стали кататься как получится. Домой мы явились не раньше, чем через несколько часов. Вся наши одежда было сырая, вплоть до шапок. Это веселое  катание существенно продлило наши зимние каникулы. Мы заболели.


9. Смешные эпизоды
Поход в Оперный театр, когда Мишка и Леша вдруг начали выползать со второго ряда.

Неожиданное падение прямо в школьной форме в мою ванную с водой одной нашей одноклассницы. (Будет описано только по согласованию с оной).

Праздник в честь 23 февраля и 8 марта ,   когда в костюмах березок девочки танцевали русский народный танец «Во поле березка стояла», а потом были соревнования команд – мальчики против девочек, кто лучше пришьет пуговицу и почистит картошку. Это было очень смешно, т.к. почистить одну свою картошку и пришить свою пуговицу попробовали все члены команд, хотя были выбраны капитаны. Победу присудили мальчикам, т.к. в жюри были родители Барка и Адуллаева. И отсутствовали родители девочек. И т.д.

10. Выдача нам всем в сквере около "Русской кухни" табелей об окончании первого класса. Поход в кафе Чебурашку
Слова нашей дорогой Любовь Семеновны в сквере около "Русской кухни": «Вот сейчас 1980 год, вы получили свои табели об окончании первого класса, но вы не заметите, как пролетит время и все мы с вами окажемся в 21 веке. Вам всем будет по 28 лет. И вот тогда вы все вместе соберетесь и придете ко мне в класс - 1 сентября 2000 года, в нашу родную школу, а я вас буду ждать».


Рецензии