История одной фотографии...

   Настал день, когда я осознал, что время уходит, а вместе с ним забываются события, даты, люди. Мне 35 лет, а корней своих почти не знаю. Мама ещё жива, но родню мужа, моего отца, почти не знает. Мать, братья Николая ей известны, но как они жили, чем занимались в прошлой, своей жизни? А другая родня...
 
   В 1986 году, через два года после смерти отца, мы с женой решили съездить в Москву, навестить Марию Антоновну. Это дальняя родственница матери отца, которая нянчила его с малых лет. Она к этому времени была уже в преклонном возрасте, но сохранила хорошую память. Ответы на свои вопросы я записывал. Этот листок у меня сохранился и стал первым документом, когда начал составлять родословную «Сивцовы из деревни Шахово». Потом документов стало больше, добавились ответы из архивов разных организаций, сведения из энциклопедий, Интернета и других источников. Пишу для себя и надеюсь моих потомков.
   
   Из рассказа Марии Антоновны узнал, что мой прадед Прокопий, служил моряком на крейсере «Рюрик».  Год рождения, около 1861. Имел трёх сыновей - Филиппа 1882 года рождения, Мино 87 года и Ивана, моего деда, 91 года. Эти данные были подтверждены документами из архива города Орша.
   Изучая период истории, когда проживал прадед, время его службы на крейсере, понял, что он должен был стать участником знаменательных и драматических событием – война с Японией. Всем известна судьба крейсера «Варяг», не спустившего флаг перед врагом. А вот об аналогичной судьбе крейсера «Рюрик», многие не знают. Получалось, что мой прадед был непосредственным участником и свидетелем героической гибели корабля. Как не поискать в архивах документов об этом, а потом написать. Когда сравнивал года службы Прокопия Сивцова и рождения его детей, получалось, что они не очень хорошо вписываются в цепь событий. Дети рождаются, а он в это время проходит службу на корабле, который находился на Дальнем Востоке, в Японском море. Получалось «непорочное» зачатие. Или его отпускали в отпуск? С этим надо было разобраться... 
   
    Для начала сделал запрос в Российский Государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ), города Санкт Петербург. Просил найти данные о Сивцове Прокопии, служившем на крейсере «Рюрик».
   Запрос отправил в середине 2009 года. Потом, неоднократно созванивался с исполнителем, Камилой Анверовной Шерафетдиновой, интересовался, есть ли данные о прадеде, но каждый раз слышал – их пока нет. У меня даже возникли сомнения, может Мария Антоновна напутала, с названием корабля. Ведь семь месяцев поиска результатов не дали. Я не догадывался, что она, говоря «дед», имела в виду моего деда, а не деда отца. А возможно, я её понял не правильно, ведь почти весь разговор вёлся об отце и его родственниках. Но об этом позже.
      
   В начале 2010 года из Семипалатинска, ныне город Семей, пришло сообщение от Дервоедовых. Перед войной Сивцовы и Дервоедовы проживали в этом городе, в одной квартире. Моя бабушка была родной сестрой жены, Тимофея Дервоедова. Так вот, его внуки прислали мне фотографию, на которой были изображены моряки, на бескозырках которых была надпись «Рюрик».  В примечании было написано, что это фотография деда и сколько я не писал Дервоедовым, больше ничего выяснить не удалось.  Зато теперь стало очевидным, название крейсера правильное, а на фото справа Сивцов Прокопий, его я узнал сразу. Ошибиться было трудно, у меня были другие его фотографии в гражданской одежде. Это фото я отправил Камиле Анверовне, попросил ещё раз всё внимательно проверить, ведь есть такое неоспоримое доказательство...
   Прошло ещё три месяца, и я получил письмо такого содержания:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА (РГАВМФ)
191186, С.-Петербург, Миллионная ул. 36,
18.03.2010 №  233

Уважаемый Вячеслав Николаевич!
   В обстоятельных списках нижних чинов 2-го флотского экипажа с 1885 г., к которому был приписан пароходо-фрегат Балтийского флота «Рюрик» (вступивший в строй в 1870, исключенный из списков 22.01.1890г.), Сивцов Прокопович (Прокопий) не значится.
В списках нижних чинов команды крейсера «Рюрик» (вступившего в строй в 1895 г., погибшего 14.08.1904 г.); алфавитах нижних чинов, проходивших службу в Тихоокеанских эскадрах, участвовавших в русско-японской войне 1904-1905 г. г.; в алфавитных книгах нижних чинов 17-го флотского экипажа, к которому относился крейсер 1 ранга «Рюрик» сведения о Сивцове Прокоповиче (Прокопий) не выявлены.
Указанные в запросе его биографические данные хронологически взаимоисключающие и дальнейшее выявление по документам архива не представляется возможным.
Рекомендуем фотографию Сивцова Прокоповича (Прокопия) направить в Центральный военно-морской музей для уточнения времени съемки по адресу: 199034, Россия, Санкт-Петербург, Биржевая пл., 4.
                Директор архива   С. В. Чернявский


    Конечно, я был сильно расстроен, звонил исполнителю, объяснял, что это не может быть, ведь есть фотография и воспоминания моих родственников, но больше никаких данных получить не удалось. Сделал запрос в музей, но ответа не получил. Для себя решил, это не должно повлиять на сведения, которые имею. В конечном итоге это не документальная книга, а версия, основанная, в том числе и на воспоминаниях родственников.
   Начитавшись исторической и документальной литературы, о боевых действиях крейсера я свободно представлял себе, что случилось с ним и его экипажем. Иногда ночами мне снилось это легендарное морское сражение и прадед, переживший этот ад.


   Общедоступная информация:

    Память об этом подвиге волнует сердца и теперь. Один против шести японских кораблей он не сдался, не спустил Андреевского флага, а как и "Варяг", был затоплен оставшимися в живых моряками.
На долю "Рюрика" не выпало громкой славы. Тому было несколько причин. Если "варяжцы" вернулись на родину сразу после боя, в самом начале русско-японской войны, и на гребне вспыхнувшего тогда патриотического подъема удостоились неслыханных по размаху официальных и народных чествований, то "рюриковцы" увидели Россию после японского плена, в разгар охватившей страну революции, в период совсем иного общественного настроения. Об их чествовании не могло быть и речи... Правда, они получили награды, и имя "Рюрика" было присвоено новому, строившемуся в Англии броненосному крейсеру.
    Замечательным актом увековечивания подвига "Рюрика" является приказ № 310 Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота В. Чернявина от 19 декабря 1986 года. В соответствии с этим приказом, место гибели корабля в бою 1 августа 1904 г. (14 августа по новому стилю) включено в число "памятных мест славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота". Отныне на месте гибели корабля в Японском море - на широте 35о11‘ и долготе 130о8‘ - все российские корабли в память доблестного боя "Рюрика" отдают воинские почести, предусмотренные Корабельным уставом ВМФ России.


  Из Центрального военно-морского музея был получен ответ:

    Центральный военно-морской музей 16.12.2010 года 10. 50. Peterstar «info@navalmuseum.ru»

   Уважаемый Вячеслав Николаевич! На Ваше письмо сообщаем следующее: Фотография сделана на броненосном крейсере "Рюрик" в период 1910-1913 годов. Предположительно матросы сфотографированы вместе с кондуктором на верхней палубе крейсера за одной из двухорудийных башен 8-дюймовых (203мм.) орудий. С уважением начальник научно-экспозиционного отдела А. Белик, старший научный сотрудник Е. Калякина


   Сопоставив даты, догадался, что мой прадед не мог в это время служить на флоте. Остался один достоверный вариант – на фотографии не прадед, а дед Иван. Корабль конечно «Рюрик», но более поздней постройки.


   Общедоступная информация:

   1 августа 1905 года броненосный крейсер "Рюрик" зачислен в списки судов Балтийского флота. 9 августа 1905 года заложен на судоверфи фирмы "Виккерс-Армстронг" в Барроу-ин-Фернесс (Англия). Спущен на воду 4 ноября 1906 года, вступил в строй в июле 1909 года. Флаг на корабле был поднят в августе 1908 года.
   Вооружение 4 - 254/50, 8 - 203/50, 8 - 47 мм, 20 - 120/50, 4 - 47/40 мм, 8 пул., 2 - 64 мм (дес), 2 ПТА.
Бронирование: крупповская броня борта 76-152 мм, каземат 76 мм, башни 178-203 мм, рубки 127-203 мм, палубы 38 мм и 25 мм.
Механизмы:2 четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения 20580 л.с., 28 котлов Ярроу, 2 винта.
Водоизмещение 16930 тонн. Скорость 21,4 узла. Дальность плавания 6100 миль. Экипаж – 26 офицеров, 910 матросов.


   Полученное из музея письмо и новый запрос отправил опять в РГАВМФ, Камиле Анверовне. Перезвонив, через две недели узнал, что мой дед «нашёлся» в списках. В феврале 2011 года получил сообщение:

   «…Сообщаем, что в документах Балтийской учетной канцклярии выявлен приемно-формулярный список СИВЦОВА ИВАНА ПРОКОПОВИЧА за 1912г и послужной список за период с ноября 1912г. По январь 1917г.
Высылаем счёт, после оплаты которого….
    Директор архива           С.В.Чернявский»


   Это была радость, и победа... Тайна фотографии была разгадана, но какие сюрпризы содержаться в найденных документах?
   Оплату произвёл, а 1 марта получил письмо, что документы мне высланы заказным письмом.
   И вот конверт с документами передо мной. Внимательно, стараясь ничего не упустить, изучаю присланные документы. Сразу бросается в глаза, что отчество деда в документах пишут по-разному. Писали разные люди, наверное, как слышали или как сочли правильно написать. Прокопович, Прокопов, Прокофьев и наконец, Прокопьевъ, так от документа к документу меняется отчество. В дальнейшем будем называть Прокопьевич, как собственноручно в автобиографии написал мой отец, а его младший сын, Николай.  Фамилия искажена только один раз, в приказе, который не писали, а печатали на машинке. Сивцевъ, так окрестил моего деда писарь штаба I бригады крейсеров Балтийского Флота. Но надо отдать должное писарям, видно, что писали хорошими чернилами на хорошей бумаге, нет разводов. Некоторые элементы букв тонкие, что может быть только от металлического пера. Всё написанное можно прочитать и понять, кроме подписей должностных лиц.
   
   Первый документ, который был составлен на призывника Сивцова это «Приёмный формулярный список», за номером 1355. Но у меня не весь документ, а только правая половина, которая находиться в той части, куда новобранец прибыл. Левая половина документа, осталась по месту призыва – Оршанском уезде Могилёвской губернии. Из документа можно понять, что призван был 28 октября 1912, а начало службы считается с 1 января 1913 года.
   Далее идёт описание новобранца. Записана фамилия, имя, отчество, место и дата рождения. В пятом пункте записан рост 165 и объём груди 90 сантиметров. Эти данные записаны в аршинах и вершках, но я для удобства перевёл в современные единицы измерения. В шестом пункте должны быть сделаны записи всех физических недостатков, телесных повреждений, одержим ли трахомою глаз и отмечено мнение врача. Который написал коротко – “к строевой”.
В графе, где делаются заявления о состоянии здоровья, записей нет. Православный, холост, льгот по отсрочке и службе не имеет, наверное, как и у большинства призывников. А в графе ремесло (промысел), размашисто написано – портной. Это сущая, правда, у Сивцовых в то время, особенно в зимнее время, был приработок, занятие портняжеством. Под этими записями стоит подпись Члена Присутствия, что всё сверено и записано правильно.            
    Из следующей записи можно понять, что новобранца после составления этого документа отпустили домой, выдав шинель и портянки. Наказали явиться к 7 ноября. С этого числа он поступил на казённое содержание. В строке, где записывается, куда направлен на службу, выведено мелкими буквами - «въ Балтiйскiй флотъ» и роспись полковника.
   Почему его направили служить на флот, сейчас не узнать. Возможно, было несколько причин.  Первая - Иван был грамотным. Вторая - его рост соответствовал требованиям Циркуляра Главного штаба, 1889 г., № 180. Будь он на вершок ниже или выше, мог попасть на службу совсем в другие войска, например, пехоту и сгнить в окопах на немецком фронте. Третья причина - от Могилёвской губернии формировалась команда для Балтийского флота. А вообще, можно сказать - такая судьба. 
  Дальнейшую воинскую службу Ивана, можно проследить по послужному списку. В феврале 1912 года определён на службу в I-й Балтийский флотский экипаж, где, выражаясь современным языком, прошёл трёхмесячный курс молодого бойца. После чего, в феврале 1913 был переименован в матросы 2-й статьи. Именно переименован, так написано в документе.
 
    В марте 1913 года произошло два знаменательных события. Его зачислили, 1 марта, в команду броненосного крейсера «Рюрикъ». 4 марта, приказом по Морскому Ведомству за № 63, предоставлено право на ношение свинцово-бронзовой медали, «В память 300-летия Дома Романовых». Да, здесь не ошибка, не награждён медалью, а предоставлено право ношения, которую он должен был купить за собственные деньги.

   
   Общедоступная информация:

Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» учреждена 21 февраля 1913 года указом императора Николая II. Медалью награждали всех лиц, состоявших к 21 февраля 1913 года на государственной службе по военному, морскому, гражданскому и придворному ведомствам (далее идёт большой список, который здесь не приводиться). Только небольшой части награждённых медали были вручены, остальным представлялось право ношения, а медаль нужно было купить.
   На лицевой стороне портреты императора Николая и царя Михаила. На оборотной стороне надпись: «въ память 300-летiя царствованiя ДОМА РОМАНОВЫХЪ 1613-1913». Диаметр 28 мм. Медали носили на груди, на ленте государственных цветов — белая, оранжевая и черная полосы одинаковой величины.


   Дальнейшая служба Ивана складывалась не лучше и не хуже чем у других. В следующем году он произведён в кочегары 2-й статьи, в 1915 ему по этой должности присвоена 1-я статья. Служба проходила возле топок, внутри корабля. Не всегда удавалось увидеть красоты моря, зато угля перекидал не одну сотню тонн и пота пролил немало. Не возможно всё описать в послужном списке, на одном листе.
 
   За годы службы нижнего чина, в составе 1-го Балтийского флотского экипажа, с 12-й по 17-й годы, случалось разное. Было посещение корабля царём Николаем II и мор¬ским министром, адмиралом Григорович. Ходили в заграничное плавание к берегам Англии, Франции и Норвегии. С 1914 года участвовали в боевых действиях, защищая от немцев Россию. Был случай, когда корабль подорвался на мине. Бог миловал, Иван жив остался. А сколько учений, тренировок и стрельб было проведено, припомнить трудно.  Но самое запоминающееся событие произошло 1 февраля 1915 года. К этому времени кочегар Сивцов изучил нахождение всех групп котлов и угольных ям, мог с закрытыми глазами найти нужный путь. Только благодаря этому спаса, когда корабль наскочил на каменную банку. Последствия оказались тяжелыми. Бронированный крейсер затрясло, послышался грохот и звук гнущейся и отрывающейся брони. В некоторых помещениях пропало освещение. Через несколько минут из-за сильного поступ¬ления воды были  затоплены три группы котлов и одно котельное отделение. Благодаря умелым действиям кочегарных унтер-офицеров и кочегаров, из кот¬лов удалось частично стравить пар, что предотвратило взрыв, однако вызвало резкое повышение температуры воды, проникшей в отсеки. Кто не успел быстро эвакуироваться, обварился. Помимо котельного отделения было залито множество помещений, а так же 10 верхних и 10 нижних угольных ям.  Корабль принял около 2700 тонн воды и 40 тонн камней. Ивану, как и другим, пришлось бороться за живучесть корабля. Справились успешно, хотя чувствовалась нехватка людей, многие из сослуживцев находились в корабельном лазарете. А потом длинные, жаркие смены у топки. Сначала путь в Ревель, а потом переход во льдах к месту ремонта. 
   Но уже через несколько месяцев «Рюрик» опять был в строю, а Иван произведён в кочегары I статьи. Так и продолжалась служба крейсера и кочегара Сивцова.
   Иван Прокопьевич закончил службу в начале 1917 года. К этому времени он по представлению своего начальника, за усердие к службе, знание дела, хорошее поведение и по экзамену был произведён в машинисты второй статьи. Этот приказ подписал начальник I-й бригады крейсеров Балтийского Флота, контр – адмирал Пилкин Владимир Константинович. Эта специальность позволила Ивану Прокопьевичу, на гражданке, стать специалистом по котельному оборудованию.
 
    Внимательно, повторно, пересмотрел все имеющиеся документы, решил попробовать разыскать сведения о втором матросе на фотографии. Нетрудно было предположить, что это его земляк и друг по службу – Дервоедов.

   Удивительно рассматривать ксерокопии столетних документов. Выясняется, что Дервоедов Тимофей был земляком Ивана Сивцова. В приемном формулярном списке написано, что Тимофей проживал в «Кр. Высоцкой вол. Заст. Седриченского».  Что такое «Кр.» так и не понял. Высоцкую волость, немного севернее Орши нашёл. Долго разбирался что такое «Заст. Седриченко», думал застава, а оказался - застенок. Получил в конечном итоге - Могилёвская губерния, Оршанский уезд, волость Высоцкая, Седричинский застенок. Это часа два или три ходьбы от деревни Шахово. Православный, до призыва занимался рыболовством. Женился на Екатерине Лукяновне. Грамоте обучен. Был назначен на службу в Балтийский флот. Прошёл обучение в течении года, а служил на крейсере «Рюрик», на должности баталера.


   Баталер (от французского batailleur - "вояка", ветеран) — русское воинское звание, введённое в начале XVIII столетия Петром I в военно-морском флоте. Лицо младшего командного состава, ведающее на корабле продовольственным и вещевым снабжением. Кладовщик (баталер) выполняет задачи по обеспечению личного состава материальным, вещевым и продовольственно-пайковым довольствием. В его обязанности входит выдача довольствия военнослужащим и его прием на хранение, ежедневный учет материальных ценностей, ведение отчетной документации.


     С 1913 года на крейсере начал службу Сивцов. Вот тогда встретились два земляка. Их дружба продолжилась и после увольнения. Иван женился на родной сестре жены Тимофея – Матрёне. В дальнейшем, спасаясь от голода, эти две семьи переехали в Семипалатинск, где работали и проживали вместе, при ТЭЦ городского мясокомбината. В этом городе, до сих пор, проживают потомки Тимофея. Из полученных архивных документов стали известны и другие подробности его жизни. Например, что как новобранцу ему выдали штаны, что был награждён серебряной медалью и многое другое...   
   
Теперь и Вы знаете о прошлом то, что узнал я, разгадывая тайну фотографии.


Гродно. Декабрь 2011 года


Рецензии