По поводу педагогической деятельности не учителей

Участие в педагогической деятельности специалистов в современной школе жизненно необходимо Я уверена в пользе такого подхода к процессу обучения подростков. Другой вопрос, что инженера, врача, юриста, агронома, экономиста или иного специалиста нужно для работы в школе дополнительно обучить принципам педагогики и возрастной психологии. Для грамотного специалиста, уже имеющего профессиональные знания, если он имеет навыки передачи информации в доступной пониманию неспециалиста форме, такое дополнительное обучение не составит труда. Зато школьники от общения с настоящим профи выиграют значительно, в том числе в профориентации.

 Знаю это на примере моей собственной школы. У нас в классе автодело преподавал инженер-автомеханик, а черчению нас обучал инженер-конструктор. В результате более половины моих одноклассников по окончании школы стали инженерами. Биологию у нас, в городской школе, преподавала агроном. И мы с энтузиазмом до сих пор выращиваем на своих окнах самые разные растения, а не только пеларгонию и алоэ.

 Талант учителя может быть не только у того, кто окончил пединститут.

 Кстати, в моей личной педагогической практике (а я имею опыт не один десяток лет) был довольно забавный эпизод с участием американского профессора, изучавшего методы работы постсоветских школ.

 На свои уроки по обществознанию я часто приглашала знакомых - профессиональных юриста, архитектора, инженера, эксперта в области экономики, политолога и успешного предпринимателя. Приехал к нам в город вышеозначенный профессор. В ГорОНО собрали  всех учителей, отличившихся новаторскими методами и стали расспрашивать, кто, что и как делает. Т.к. у меня было много тем для такого разговора, а я была там не одна, то, когда очередь дошла до меня, я ограничилась только перечислением некоторых тем курса "Основы экономики". Профессор, немного владеющий русским языком, старательно записал их названия. И заявил: "Этого не может быть".
Я пожала плечиком.
Потом был небольшой фуршет. Во время поедания канапе профессор подошёл ко мне и стал задавать разные дополнительные вопросы. Я на его вопросы поотвечала. Он дожевал последнее пирожное, вытер рот рукой и сказал: "Этого не может быть".
Я пожала плечиком.
Потом начальник ГорОНО поблагодарил за участие всех присутствующих и мы начали расходиться. Когда я подошла к двери, меня окликнули и попросили задержаться.
Профессор вежливо придвинул мне стул, сел напротив меня, жестом показал место переводчице и задал мне вопрос: "Сколько лет Вы работаете в школе?" Я ответила. Далее последовал короткий диалог:
- Где Вы учились?
- В Орле.
- Как давно Вы учились?
- Десять лет назад я окончила институт. И ежегодно учусь в институте повышения квалификации учителей.
- Вы сказали, что работаете по своей собственной программе. Это так?
- Да.
- Вы сами составили Вашу программу?
- Да, в рамках государственного стандарта.
- Это муниципальная школа? Не частная?
- Это государственная школа.
- Я правильно понял, что Вы в Вашей школе проводите ежегодную ярмарку идей, услуг и товаров, на которых дети работают продавцами, банкирами, налоговыми инспекторами и таможенниками?
- Нет. Они не работают. Это игра.
- Игра?
- Да. Но полностью воспроизводящая все основные процессы на рынке.
- Там есть реальные деньги?
- Да. И реальные товары тоже. И реальные услуги.
- Кто делает эти товары?
- Дети.
- Сами? И сами их реализуют?
- На ярмарках каждый ученик находит наиболее интересную роль для себя. Иногда таких ролей бывает у одного ученика две.
- Это вы их учите делать товары, продавать, совершать банковские операции?
- Нет.
- А кто?
- Специалисты.
- Простите, кто?
- Специалисты. К нам на уроки приходят визажист, портной, юрист, экономисты, предприниматели...
- Не может быть!
Я пожала плечиком.
- В Америке никогда никакой бизнесмен не придет в школу учить детей! Сколько Вы им платите?
- Это бесплатно.
- Не может быть!
Я пожала плечиком.
- Почему они приходят к Вам на уроки?
- Это родители моих учеников. В начале учебного года на родительском собрании мы договариваемся о предстоящих уроках. За несколько дней до такого урока я напоминаю о нашем соглашении. Урок провожу я, а специалист рассказывает о нюансах профессии. Дети задают ему вопросы. Он отвечает. И иногда, но это не все специалисты, приглашают детей к себе на работу на экскурсию или на практику.
- О, это очень интересно. Я хочу это видеть!
- Пожалуйста. В ближайшую субботу у нас будет весенняя ярмарка. Будем рады Вас видеть в числе гостей.

На нашей ярмарке переводчиком ему служил пятиклассник, чем с самого начала поверг в изумление нашего гостя. Профессор скупил почти все детские изделия, обменивал доллары на наши школьные боны в нашем "банке", попытался пронести через "таможенный пост" "контрабанду" и дать взятку, за что его "арестовали" два старшеклассника в роли "полицейских" и до конца нашей ярмарки уже не дали  ему свободно передвигаться по залу.

 Он беспрерывно снимал на камеру все происходящее, а когда все наконец-то устали и разошлись по домам. Он кинулся обнимать взрослых участников нашего спектакля, и заявил: "У вас удивительная школа. У нас такое возможно только в частных школах. Но и в частной школе родители будут только платить, но никогда не станут учить детей сами! Это грандиозно! Я поздравляю вас! Я напишу об этом статью в наш журнал".

 А через неделю на счет нашей школы от его имени было перечислено две тысячи долларов для организации ресурс-центра. Это была бизнес-идея, получившая больше всего баллов на весенней ярмарке.

 Была ли написана статья? Я не знаю.

 Спустя год после этой истории я переехала из Грузии в родной город. Я больше не работаю в школе. В каждом деле может настать период, когда уже нет желания продолжать. Я "перегорела" для работы учителем. И стала специалистом в сфере гостеприимства. Но с удовольствием принимаю участие в уроках по экономике и обществознанию, когда меня приглашают в школы, где учатся мои внуки.

 Разумеется, я понимаю, что далеко не каждый специалист готов выступать перед классом и далеко не каждый учитель готов пригласить на свой урок стороннего специалиста. Более того, я понимаю, что далеко не в каждой школе администрация "рискнет" и допустит такие уроки или, тем более, экскурсии в учебное время. И это, на мой взгляд, огромное упущение системы образования.

 Самое главное, что могут принести в школу специалисты - это уважение к любому труду и понимание детьми того, что любое дело требует обучения, желания совершенствовать свои знания и навыки.


Рецензии