Альбрех Дюрер. Алтарь Ябаха

     Альбрех Дюрер Алтарь ЯБАХА (The Altar Abacha) около 1503-1504 Дерево, масло 94 ; 51см (левая панель-Иов и его жена) Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне ; (правая панель-Барабанщик и флейтист. Франкфурт-на-Майне и Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.


      Панель представляет собой крыло алтаря Ябаха, названного в честь одного из его предыдущих владельцев. Первоначально, однако, он был заказан Фридрихом Мудрым, курфюрстом  Саксонии.

    Еще одна панель в Кельне, изображающая двух музыкантов, также принадлежит этому алтарю. Вполне возможно, что эти две картины являются результатом распиливания картины  большего размера.

    Несмотря на то, что картины  различаются, ясно видно, что фон и горизонт на обеих картинах совпадают, и части одежды жены Иова можно увидеть на картине с двумя музыкантами. Существует даже рисунок шестнадцатого века, на котором две картины изображены как одна композиция. Две картины вместе, возможно, составляли центральную панель алтаря Иова, заказанного Фридрихом Мудрым, чтобы почтить память умерших при эпидемии чумы, разорившей немецкие земли в 1503 году.

    Следует отметить, что есть ученые, которые предположили, что эти две картины использовались как панели крыла триптиха, на которых изображено Поклонение волхвов (сейчас в Галерее  Уффици во Флоренции).

    Алтарь, помимо изображения Иова как покровителя людей, страдающих кожными заболеваниями, также указывает на его связь с музыкой. В первой части картины мы видим страдающего Иова.Чтобы уменьшить страдания,жена обливает его водой.

    Во второй части музыканты, возможно, являются представителями целительной музыки.Иов должен прийти в себя,услышав приятную мелодию.


     ИОВ-главный персонаж библейской книги Иова.Сведения об Иове происходят из одноимённой книги Ветхого Завета, согласно которой Иов жил в земле Уц (возможно, в северной части Аравии).

     Иов «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1), а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока» (Иов. 1:3). У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство.
     Но Сатана перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. В ответ Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни.

       Сатана лишает Иова всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то Сатана поразил его тело, с божьего позволения, страшною проказой. Болезнь лишила его права пребывания в городе: он должен был удалиться за его пределы и там, скобля струпья на своем теле черепком, сидел в пепле и навозе. Все отвернулись от него.

        Видя его страдания, его жена говорила ему: «Ты все ещё тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри!». Но Иов сказал ей: «Ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» О несчастии Иова услышали друзья его Елифаз, Вилдад и Софар, которые были поражены его страданиями и семь дней они молча оплакивали его страдания. После того Иов проклял день своего рождения и стал вопрошать, зачем дана жизнь страдающим.

      Наконец друзья стали утешать его, уверяя, что Бог справедлив, и если он страдает теперь, то страдает за какие-нибудь согрешения свои, в которых должен покаяться. Это заявление исходило из общего ветхозаветного представления, что всякое страдание есть возмездие за какую-нибудь неправду.

      Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную. Иов возражает им, требует указать на его грехи и пороки
 и упрекает друзей, что они терзают его своими речами.

     Далее в разговор вступает молодой Елиуй, разгневанный мнением друзей, что Иов наказан за прегрешения, а также оправданием Иова, что Господь ошибся в своих карах, наказав безвинного . В последних главах книги сам «Господь из бури»  отвечает Иову, а также порицает за неправедность друзей Иова.

       После этого Господь за терпение вдвое наградил Иова. Скоро он исцелился от своей болезни и разбогател вдвое больше, чем прежде. У него опять родилось семь сыновей и три дочери. Он прожил после сего в счастье 140 лет и умер в глубокой старости, став примером терпения.


Рецензии