1930. Контрреволюционная организация Стефановцы

В течение века под влиянием Запада Центрально-Черноземный регион был одним из крупнейших центров распространения радикальных сект в России, объединявшихся с контрреволюционными и монархическими группировками, служащих престольным интересам зарубежных наследников царской Семьи. Крупнейший промышленный и экономический центр района — Воронеж. К середине сороковых годов XX века сектантство в советской России было остановлено.

Доклад ПП ОГПУ по Центральной Черноземной Области (ЦЧО) о контрреволюционных церковных и сектантских организациях и группах, ликвидированных ПП ОГПУ.

15 октября 1930 г.

№26431 Совершенно секретно

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Контрреволюционная монархическая организация «буевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1320

2. Контрреволюционная организация «сергиевцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1352

3. Контрреволюционная повстанческая организация в Казинке - http://www.proza.ru/2019/01/02/1367

4. Контрреволюционная церковная группа «Фанатики» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1379

5. Контрреволюционная организация «Крестовый поход» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1388

6. Контрреволюционная сектантская организация «федоровцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1394

7. Контрреволюционная монархическая повстанческая организация «Дом Романовых» - http://www.proza.ru/2019/01/04/322

8. Контрреволюционная организация «ермиловцев» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1406

9. Контрреволюционная организация «стефановцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1410

10. Контрреволюционная организация «имяславцы» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1416

11. Контрреволюционная организация «иоанитов» - http://www.proza.ru/2019/01/02/1432


Совершенно секретно

Контрреволюционная организация «стефановцы»

«Стефановцы» имеются только в пределах Белгородского округа. Секта эта организовалась еще до революции, но внешне оформилась в 1923 г., с момента раскола православной церкви. Они прекратили ходить в церковь, а в ряде населенных пунктов, насыщенных сторонниками, организовали домовые церкви, а в с. Дроновка Кр.-Яружского района была даже организована школа по подготовке попов.

На территории округа «стефановцы» имеются в селах Русская Березовка, Вязовое, Касилово, Теребрино, Дроновка Кр.-Яружского района, Смородино и Казачья Лисица Грайворонского района и Стригуны Борисовского района. Общее количество взрослых «стефановцев», по последним данным, составляет 504 человека. Общие принципы секты монархические и по отношению к мероприятиям советской власти таковы: не давать подписей в каких бы то ни было документах, не вступать в колхозы и кооперацию, считая их происками антихриста, а некоторые из «стефановцев» даже заявляют, что мы советскую власть не признаем, что защищать ее с оружием в руках не будем. За истекший период среди «стефановцев» были ликвидированы 3 группировки, наиболее резко проявившие себя в антисоветской деятельности, а именно: в с. Дроновка была снята вся руководящая головка в количестве 12 человек. Так же в селах Теребрино и Р. Березовка — по 12 человек и одиночек — 5 человек.

В период выселения кулачества по II-й категории нами было обращено особое внимание на «стефановцев» и было выселено из разных сел 18 кулацких семейств. К настоящему моменту среди «стефановцев» мощных кулаков нет, за исключением одного частично раскулаченного Ванина, проживающего в с. Дроновка.

Помимо этого, нами были приняты меры к недопущению приезда «стефановских» попов; этим самым, хотя медленно, но «етефановцы» разлагаются, так например: в с. Дроновке, где была самая мощная община, имелась нелегальная школа попов и была самая тесная связь с епископом Варлаамом Лазаренко и благочинным Подгорным, проживающим в г. Сумы (УССР); после ликвидации верхушки в селе осталось только 10 дворов «стефановцев», причем весь молодняк от секты откололся и принимает участие в общественной жизни, посещает избу-читальню и т.д., чего раньше не наблюдалось.

Такое же положение наблюдается иве. Теребрино, где имеется налицо только 12 семейств (главы которых нами привлечены к ответственности). В этих семьях твердо держатся одни лишь женщины, молодняк же откололся.

В с. Касилово имеется 70 человек «стефановцев», но после выселения кулацкой верхушки общение их между собой не наблюдается, молитвенного дома они не имеют, и лишь некоторые ездят в село Б[ольшая] Писаревка УССР, где имеется «стефановская» церковь. В с. Вязовое была община 151 человек, имелась домовая церковь, но с раскулачиванием владельцы этой церкви Варвары Литвяк церковь была закрыта и дом приспособлен под детские ясли колхоза, имевшийся же поп Прокофий Грушко (самоучка из местных крестьян) перешел в православную церковь, где и служит в настоящее время. Благодаря этому произошло слияние религиозных общин, и резкой антисоветской деятельности со стороны «стефановцев» в с. Вязовое не стало наблюдаться, за исключением актива из 11 человек, в который входят участники восстания в с. Вязовое в 1920 г. Эта группа нами прорабатывается. Для внутреннего освещения ее завербован один специальный осведомитель.

В с. Русская Березовка, хотя кулацкая верхушка «стефановцев» нами была изъята, тем не менее, община насчитывает в себе 183 члена. Инициаторами и руководителями общины являются середняки. Община конспирируется и более фанатична, чем вязовская, благодаря чему оказывает большое влияние на местное население.

В с. Каз[ачья] Лисица имеется 22 семьи «стефановцев», имелся молитвенный дом, но в настоящее время за отсутствием попа таковой закрыт, причем «етефановцы» на молитвы собираются группами по 10-15 человек в домах бывших руководителей, чего в других селах не наблюдается. Руководящая группа из 4-х человек нами подрабатывается к высылке.

В с. Смородино имелось всего 8 семейств «стефановцев», из коих было 6 кулацких, которые высланы по II-й категории, и две семьи, оставшиеся в селе, середняцкие.

В с. Стригуны имеется всего лишь 13 «стефановцев», которые активной антисоветской деятельности не проявляют.

В общем же все «стефановцы» — глубокие фанатики и своими рассуждениями о конце света, о власти антихриста, о предстоящей войне сильно влияют на крестьян, в особенности женщин. Репрессивные мероприятия к отдельным лицам не везде дали положительные результаты; так, например, в с. Р[усская] Березовка фанатизм так глубоко укоренился, что попадающие в «стефановскую» среду малодушные крестьяне становятся такими же фанатиками и заявляют, что за Бога они готовы умереть, а в советской власти они не заинтересованы и защищать ее с оружием в руках не будут. Такие слова говорил демобилизованный красноармеец, вошедший в секту всего лишь несколько месяцев тому назад.

«Стефановцы» Белгородского округа через посредство своих руководителей связаны с дочерью основателя секты Стефана Подгорного — Прасковьей, проживающей в г. Богодухово УССР, и другими «стефановцами», живущими в Большой] Писаревке, Сумах и Угроедах УССР. До 1929 г. «стефановцы» были под непосредственным руководством епископа Варлаама Лазаренко (расстрелян СКК ПП ОГПУ), который в 1928 г. бывал даже в селах Дроновка, Русская Березовка у руководителей «стефановцев». «Стефановцы» по своей идеологии и образу действий принадлежат к сектам краснодраконовского типа.

Заместитель ПП ОГПУ по ЦЧО Дукельский Начальник СО Ильин

г. Воронеж

Архив: ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 530. Л. 1-87. Подлинник.


Рецензии