1925г. Лубянка-Сталину. Раскольники

 «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571



ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от17 февраля 1925 г.

Совершенно секретно

Церковники

В последнее время среди верующего населения наблюдается некоторый подъем религиозного чувства, что особенно заметно было в местностях, пораженных стихийными бедствиями, как-то: недородом, засухой, вредителями и т.д., а также в местностях, где материально положение населения особенно тяжело вообще. Реакционная тихоновская церковь приняла все меры к тому, чтобы использовать это явление в свою пользу. Для этого прежде всего были приложены все усилия к разжиганию религиозного фанатизма путем фальсификации всевозможных чудес, как-то: явлений святых, чудотворных икон, колодцев, массового обновления икон, прокатившегося по всему СССР и т.д. Последнее, т.е. обновление икон, носило прямо эпидемический характер и захватило даже Ленинградскую губ., где зарегистрированы в октябре месяце до 100 случаев обновления.

Черносотенные церковники в лице попов, монахов и церковно-приходских советов используют эти настроения при всяком удобном случае в антисоветских целях, стараясь вооружить верующую массу против Советской власти или даже толкнуть ее к агрессивным действиям.

За последние 4-5 месяцев имели место до 20 случаев крупных столкновений верующих, натравливаемых черносотенными церковниками, с представителями власти, причем эксцессы сопровождались набатным звоном, угрозами по адресу представителей власти, нападением на последних, а в некоторых случаях даже убийствами.

Наряду с этим черносотенными церковниками (тихоновцами) ведется и систематическая антисоветская работа под флагом борьбы с атеизмом путем проповедей, бесед, лекций и т.д., устраиваемых в церквах, в которых развивается мысль об антихристовой сущности Советской власти и необходимости в силу этого борьбы церкви с последней.

Весьма большую роль в создании антисоветского настроения среди верующих играют церковно-приходские советы, которые, сконцентрировав в себе почти весь активный монархический элемент и в силу своего легального существования, имеют большие возможности в области влияния и руководства верующей массой.

Насыщенность антисоветским элементом наблюдается и среди высшего поповского руководящего аппарата (епископов). Например, епископ Уральский Стефан принимал активное участие в деятельности колчаковцев в качестве организатора «дружин Святого креста», викарный епископ Нижегородской губ. Сергий также активный колчаковец и бывший царский офицер. Вообще среди тихоновского епископата очень много весьма видных и активных черносотенных и белогвардейских деятелей как среди духовенства, так и среди церковно-приходских советов.

Такой личный состав тихоновской церкви определяет и ее общую политическую линию, которая в последнее время приняла особенно резко выраженный антисоветский характер. Кроме того, церковь пытается противопоставить свою идеологию идеологии советской, организовывая для этой цели нелегальные кружки по критическому изучению марксизма, и доказать верующим необходимость религии.

Несмотря на значительную соорганизованность этого течения, его единству имеется довольно серьезная угроза вследствие болезни Тихона, которая, конечно, отразится на их общем положении. Тихоновцы поэтому всячески стремятся создать легальный церковный орган - синод, а отсюда, возможно, и ослабление их антисоветской линии.

Наряду с реакционной тихоновской церковью существует церковь обновленческая, стоящая на точке зрения полной лояльности по отношению к Советской власти, что в значительной степени служит сдерживающим фактором в антисоветской деятельности первых. Идущая между этими течениями борьба постепенно перешла из области догматической на политическую почву, которая совершенно ясно теперь выражается в их столкновениях на проповедях, на диспутах, лекциях и т.д. В своей борьбе с обновленцами тихоновцы, пользуясь полной поддержкой со стороны церковно-приходских советов, не брезгуют никакими средствами вплоть до избиения за их, как они выражаются, «красноту».

Происшедший церковный раскол принес некоторую пользу и сектантству, которое стремится использовать его в целях привлечения возможно большего количества на свою сторону. Сами секты, однако, также не представляют собой целого, большинство из них имеют большие разногласия по вопросу о военной службе. Кроме этого, среди сектантов происходит деление на внутренние группировки по классовому признаку; классовое расслоение особенно заметно на окраинах.

Наряду с этим сектанты стремятся к укреплению и изживанию внутренних непорядков, происходящих среди сект, и к вербовке новых членов. В целях увеличения своего влияния на население и улучшения положения своих членов сектанты обратили большое внимание на работу по кооперированию сектантского населения. Секты, уже давно идущие в своей экономической деятельности по пути коллективного хозяйства, как-то: духоборы, меннониты, трезвенники и др., более или менее преуспевают в этой области. Большую поддержку русскому сектантству оказывают заграничные сектанты, пересылая сюда большие суммы денег и большое количество анархо-непротивленческой литературы.

Сектанты, выставляя себя лояльными по отношению к Советской власти, тем не менее противопоставляют свою идеологию, подчас с сильно выраженным непротивленческим характером, советской идеологии, пользуясь успехом среди кулацкого и середняцкого крестьянства. В последнее время сектантство при помощи заграничных организаций стремится организовать ряд хозяйственных и кооперативных предприятий и путем экономического влияния привлекать население на свою сторону (приложение № 23).

 

Приложение № 23

ДОКЛАД 6 ОТДЕЛЕНИЯ СО ОГПУ О СОСТОЯНИИ [ЦЕРКОВНЫХ] ГРУППИРОВОК И О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА ПЕРИОД ВРЕМЕНИ С 1 НОЯБРЯ 1924 г.

ПО 1 ФЕВРАЛЯ 1925 г.

Одним из существенных достижений отделения является насаждение спецосведомления среди церковников и сектантов, на что в последнее время было обращено особое внимание. Число осведомов по всей Республике возросло за 1924 год в 6 раз. Количество их по губерниям распределено неравномерно, но, в общем, почти каждая губерния имеет удовлетворительный осведаппарат. Результатами правильной постановки осведомления явились:

1) Наша полная осведомленность об антисоветской деятельности объектов отделения, хотя бы таковая проявлялась отдельными личностями. Как пример можно привести дело профессора-церковника Попова и группы лиц, с ним работавших. Эта группа собирала сведения для антисоветского выступления представителей русской православной церкви на предстоящем в мае месяце 1925 года соборе, в частности, о репрессиях карательных органов Советской власти по отношению к епископату и церковникам вообще, причем предполагалось придать этим репрессиям характер гонений на религию. В течение месяца со дня начала работ этой группы она была выявлена и ликвидирована.

2) Поддержание раскола церкви на две враждующие половины - тихоновцев и обновленцев, который без нашего влияния мог ликвидироваться.

Все съезды обновленцев проходят по желательному для нас направлению, начиная с уездных и кончая всероссийскими «съездами». Кроме съездов тон и направление дается обновленческому синоду в его работе. Обновленчество в настоящее время представляет собой серьезную группу, могущую при нашем влиянии вполне противостоять тихоновцам.

3) Влияние и дача основного направления Тихону и тихоновским церковникам не достигает такой высоты, как на обновленцев, но тем не менее вполне достаточно для того, чтобы заставлять его быть лояльным по отношению к Советской власти, ориентироваться на ненавистный массам тихоновцев либеральный епископат, совершать ряд дискредитировавших себя шагов, вроде колебательной политики в вопросе о новом стиле, «примирения» с Красницким и т.д.

4) Влияние на все значительные непротивленческие секты, как-то: баптистов, евангелистов, молокан, адвентистов, под которым они изменили свое отношение к военной службе СССР, существовавшее до того времени.

5) Подготовлена почва к расколу сект по военному вопросу, и по классовому принципу результаты уже имеются.

6) Направление всей деятельности сектантов по пути к лояльности по отношению к Советской власти. Результаты здесь настолько серьезны, что выехавшие за границу вице-председатель Всемирного союза евангелистов Проханов и представитель сектантских заграничных вспомогательных организаций СССР доктор Рушбрук подняли в Англии газетную кампанию в защиту Советской власти, за что подвергались ожесточенным нападкам.

Также значительны достижения отделения в области дискредитации церковников. Целый ряд драк в церквах, скандалов и ругани сделали свое дело. Во многих местностях к попам начинают относится пренебрежительно, что особенно заметно во Владимирской, Царицынской губерниях и в Сибири.

Кроме того, подготовлен кадр попов, численность до тысячи человек, который может по первому же указанию публично снять сан и перейти в неверие.

Состояние группировок

Тихоновцы. В настоящее время тихоновская церковь, в значительной степени изжившая последствия столкновения с государством в 1922 году, приобрела вновь вид идеологического и органического целого.

Иерархический аппарат значительно восстановлен: почти в каждой губернии есть один, а иногда и несколько тихоновских епископов. Последние всячески стремятся создать на местах нормальные церковные административные аппараты по типу бывших епархиальных управлений. Ряд таких органов существует без соответствующего юридического оформления в настоящее время, как, например: Одесское, Харьковское, Екатеринославское, Витебское и Алтайское епархиальные управления, Псковский совет попов и мирян, Уральский и Смоленский благочиннические округа, на правах епархиальных управлений, советы при некоторых епископах и др.

В числе вновь посвященных епископов встречается много лиц с большим антисоветским прошлым. Наиболее яркий пример в этой области епископ Стефан Уральский, один из бывших организаторов «дружин Святого креста» при Колчаке, и епископ Сергий, также колчаковец и бывший офицер. В настоящее время тихоновщина выкристаллизировалась как антисоветская группировка, и такое насыщение антисоветским элементом существует не только в среде служителей культа, но и среди активных групп мирянского объединения, так называемых церковно-приходских советов.

Эти советы играют большую роль в борьбе с обновленцами, называя последних «красными». Они приняли определенно антисоветский характер, как, например, смоленский «Комитет обороны церкви», «Мценский коллектив», ликвидированная группа бывшего члена Временного правительства (товарища министра Массальского в г. Москве и др.).

Настроение как попов тихоновской ориентации, так и церковноприходских советов очень реакционно, что заметно в их антисоветской деятельности, выражающейся довольно разнообразно: тут и монархическая агитация, и распространение контрреволюционных воззваний и антисоветской литературы, агитация на темы о гонении на веру, антихристианской сущности Советской власти, агитация противоналогового характера и т.д.

В проявлении своей контрреволюционной сущности тихоновщина за последнее время очень обнаглела, что замечается особенно на местах. В качестве примеров можно привести: взрыв у Губахинской (Пермской губ.) церкви от хранения томсемалита, убийство милиционера и тяжелое избиение другого за распоряжение административного характера при крестном ходе (в Казанской губ.), взрыв умышленно брошенной в окно одного из сельских клубов ручной гранаты во время комсомольского вечера по наущению попа и местного кулака (Иркутская губ.), два случая требования с палками в руках освобождения арестованных (на Кубани). Набатные звоны с созывом мирян, чтобы пожаловаться на председателя сельсовета, обидевшего якобы попа. Такой же сбор толпы в Иваново-Вознесенской губ. во время снятия колоколов с колокольни бывшего монастыря (теперешнего детского дома), причем толпа снять колоколов не дала, а поставила охрану в 50 человек. Наиболее явно это нахальство выразилось в г. Москве во время недавно бывшего в Политехническом музее диспута Введенского, где на слова лектора, что тихоновской церкви нужно только Кирилла Владимировича, зал аудитории ответил шумным рукоплесканием.

Поправение тихоновщины заметно и в ее деятельности вообще. Примером этому может служить борьба тихоновцев с обновленцами, которых они упрекают в лояльности к Советской власти, проповедуя «нейтральность». Антисоветская деятельность этой группы ведется, главным образом, под флагом борьбы с атеизмом, причем всегда имеются налицо антисоветские выпады. В последнее время эта борьба начинает принимать более серьезный характер: тихоновская церковь выступает со своей идеологией против марксизма целиком; в Новгородской губ. имеется нелегальный кружок для критического изучения марксизма, руководимый митрополитом Сергием, в котором участвует, помимо попов, и молодежь; критическим изучением марксизма занимаются и в нелегальной тихоновской богословской академии в г. Москве.

Объединившись более или менее в СССР, тихоновщина ставит своей задачей соединение со своими заграничными отделами. В этих целях должны ей послужить предстоящий в мае месяце 1925 года Вселенский собор, создаваемый в Палестине. Этот собор должен явиться базой для новой антисоветской деятельности этой группы. На нем она намерена заручиться содействием не только своих зарубежных отделов, но и Англии, имеющей определенную тенденцию поддерживать антисоветскую деятельность, доказательства чему давались не раз.

В настоящее время тихоновщина - наиболее сильная и многочисленная из оставшихся в СССР антисоветских группировок.

Однако, в связи с болезнью (довольно серьезной) патриарха Тихона и возможной его смертью, положение тихоновщины может резко изменится к худшему, так как лишенная авторитетного руководящего лица эта группа окажется состоящей из враждующих за власть больших и маленьких групп. Поэтому крупные деятели тихоновцы уже сейчас охвачены сильным беспокойством, стремятся добиться создания легального авторитетного руководящего органа и вследствие этого [ведут] более умеренную линию по отношению к гласным.

Обновленцы. Обновленцы в настоящее время находятся на положении группы, всеми средствами сопротивляющейся напирающей на нее тихоновщине. Напор последней настолько серьезный, что перебежки обновленцев-попов под высокую руку Тихона за последнее время приняли опять несколько усиленный характер, так, в Курской губ. перешло сразу целое благочиние, в Новониколаевской губ. - 19 церквей и т.д.

В некоторых губерниях осталось очень незначительное количество обновленческих общин, как, например, в Новгородской губ. (всего 4 общины) и Тверской губ. (29 общин), Ярославской губ. и некоторых других. В результате тихоновского нажима в некоторых губерниях возникла дезорганизация: так, в Гомельской губ. епархиальному управлению никто не подчиняется. Даже на Кубани, где обновленчество, в общем, сильно, попы все-таки тянут в противоположный лагерь.

Успех действия тихоновщины объясняется, главным образом, давлением мирян этого течения на обновленческих попов, причем таковые прежде всего бьют по поповскому карману или вовсе выгоняют попа, или отказывают в материальной поддержке. В качестве примера тяжелого материального положения можно привести следующее: 1) Сибирский областной совет, объединяющий 15 епархий (губерний), при общей сумме расходов за ноябрь месяц 1924 года в 222 руб. 50 коп. окончил месяц дефицитом в размере 187 руб. 60 коп.; 2) Владимирское УЦУ не может собрать обязательного сбора по 3 коп. с церкви; 3) Гомельское епархиальное управление не может даже платить коммунальных услуг за наем помещения.

Вследствие изложенного, обновленцы направили большое внимание на завоевание массы верующих. Им удалось отвоевать у тихоновцев целиком Царицынскую губ., значительную часть Приморской и Шевченковский округ Киевской губ. Во всех перечисленных местностях миряне находятся на стороне обновленцев.

Удержавшиеся до сих пор от перехода к Тихону обновленцы представляют собою довольно стойкое ядро и развивают довольно энергичную деятельность в борьбе со своими противниками. Ряд губернских съездов, из которых следует отметить Киевский, Акмолинский, Семипалатинский, Амурский, Забайкальский и Витебский, а также Всекрымский и Юго-Восточный краевой съезды, все эти съезды встали на путь безусловной борьбы с тихоновщиной. Завершением этих съездов явилось деловое совещание (Всероссийский съезд обновленческой церкви, недавно закончившийся). На совещании присутствовало 70 человек активных, наиболее видных обновленческих деятелей. При работе все внимание совещания, если не считать вопрос о предстоящем соборе, было направлено в сторону борьбы с тихоновщиной. Совещание подытожило имеющиеся обновленческие силы и определило их следующими цифрами: епископов- 170, попов- 17500, церквей (общин)- 13650. Констатировав наличие тенденции просто обновленчества, оно решило вести борьбу с противной группой; причем, учитывая, что тихоновщина вновь выступает как антисоветская группировка, совещание стало на платформу полной лояльности по отношению к власти, выработало приветствие и отправило его представителям правительства. В нем высказано пожелание успеха власти в ее деятельности и высказано убеждение в полной победе над тихоновцами.

На ход работы совещания хорошее влияние оказали: приветствие Синоду от вновь избранного патриарха константинопольского Константина VI и приветственное письмо от американского методистского епископа Блэйка.

В дальнейшем это движение должно безусловно развиваться в силу целого ряда причин, из которых не последней является болезнь Тихона и возможность дезорганизации в связи с ней. Некоторую материальную поддержку обновленческой церкви оказывают американцы, поддерживающую церковь в распространении ее идеологии.

Начальник 6 отделения СО ОГПУ
Тучков

Архив:  ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 754. Л. 130-136. Копия.
Источник: Сайт исторических материалов: «Совершенно секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.): Сб. док. в 10 т. Т. 2. 1924 г. — М., 2001.


Рецензии